Роль семейной истории в формировании представлений о семье у старших школьников

Акмолинская область
Целиноградский район
СШ № 32 с.Новоишимка
педагог – психолог
Билоус О.Н.

Тема: «Роль семейной истории в формировании представлений о семье у старших школьников»


Цель:
1. Обозначить понятия «История семьи», «Семейное воспитание», пронаблюдать навыки социальных ролей, сформированность представлений о семье у старших школьников.

Задачи:
1. Формировать навыки сознательного бесконфликтного отношения к сосуществованию в коллективе, семье, обществе.
2. Создать позитивный эмоциональный настрой коллектива участников.
3. Установление доверительных, дружеских отношений между всеми
категориями учебно – воспитательного процесса.
Привитие навыков гуманного отношения к детям.
Создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.
Пропаганда психологических знаний в сфере образования.

Участники: родители учащихся, учащиеся старших классов, учителя
Тип: семейно – педагогическая гостиная.
Методы и приемы:
Демонстрационный, словесный, рефлексия, релаксация, погружение.


Этап
Мероприятия
Результат

1
«Пролог»
-Вступительное слово психолога

Знакомство. Установление позитивного эмоционального фона участников.

2



«Этюд»



- Презентации участников «История нашей семьи»
- Слайдовая презентация «Семейное воспитание, статистика по Республике Казахстан»
- Сообщение учителей «Стили семейного воспитания»
Формирование устойчивых понятий по вопросам темы

3
«Экспликация»
- Лит.монтаж «Обращение к взрослым»
- Игровое проектирование «Взаимообмен»
- Работа творческих групп «Сообщения детей по «Телефону Доверия»»
Практическая отработка понятий темы


4
Рефлексия
- Создание проекта «Моя будущая семья».
- Распространение памяток психолога по воспитанию детей «Воспитание в любви»
Сотрудничество, взаимопомощь


5
Релаксация
-Подведение итогов
-Минута релаксации «Виды природы»
Выравнивание ПЭФ



Эпиграф:
В каждом новом поколении молодых людей,
стоящих на пороге самостоятельной жизни,
возрастает чуткость к собственному духовному миру,
и все больше утверждается стремление
к счастью созидания, становятся
упорнее поиски смысла бытия.
В.А. Сухомлинский

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги, родители, учащиеся. Сегодня в этот погожий день мы вновь собрались все вместе, сами – собой приходят на ум строки:
Удивительна жизнь, в ней свидания есть и разлуки,
И, вообще, хорошо, что живем мы с тобой на земле.
Улыбаясь, тепло я тебе протяну свои руки
(выполняется упражнение «Рукопожатие»)
Мы живем среди людей. Вокруг нас и в нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь. Мы все, присутствующие в этом зале, взрослые люди, многие из нас уже не единожды стали родителями, кому то только предстоит создавать семью, растить детей. Каждая семья - уникальный мир. Разрешите предложить вашему вниманию презентации, подготовленные силами наших участников «История нашей семьи».
(демонстрация, пояснение слайдовых презентаций, видеороликов участниками мероприятия)
Психолог: Говоря о воспитании, давайте начнем наш разговор с такого понятия, как «общение с детьми». С того неправильного, что взрослые привносят в мир детей, с насилия, насилия над ребенком. Обычно эти слова ассоциируются с сексуальным насилием, но оно бывает и другим: физическим и эмоциональным. Зачастую ни родители, ни дети не осознают, что происходит в их семье. Дискомфорт в общении, претензии, обиды, все это чаще переносят на возраст, проблему отцов и детей. Мы не употребляем в лексике такие слова, как родительская власть, детское рабство, мы склонны называть это детское упрямство, трудности возраста. При таком раскладе дети не идут на контакт, прячутся, учатся врать. Основная причина битья ребенка – это внутренняя обращенность родителя к самому себе, а не ребенку. Ребенка надо принимать таким, каким он есть, а не при условии, что и целый список (послушный, аккуратный, спокойный, не пачкается, не капризничает) не ребенок, а БИОРОБОТ. Физическое наказание – это проявление бессилия взрослого, неуравновешенность. О чем говорит статистика по РК? Посмотрим.
(демонстрация и разъяснение слайда)
Психолог: Нередко мы слышим о стилях семейного воспитания, однако, на деле многие даже не подозревают, что в их семье, к примеру, авторитарный стиль воспитания, ну или единый стиль отсутствует вообще, послушаем сообщения о стилях семейного воспитания, с которыми нас ознакомят мои коллеги – учителя.
(учителя информируют участников о стилях семейного воспитания)

Лит.монтаж (читают дети 1 – 6 кл)
«Обращение к взрослым» Э.Асадов
Не бейте детей, никогда не бейте!
Поймите, вы бьете в них сами себя!
Неважно любя или не любя,
но делать такого вовек не смейте!
Но сколько таких, кто жестоко бьют,
вложив чуть не душу в черный труд.
Заведомо зная, что не ответят,
Кричи на них, бей, а чего стесняться?
Ведь мы многократно сильней детей,
но если по совести разобраться,
То порка-бессилье больших людей,
и сколько порой на детей срывается,
Всех взрослых конфликтов, обид, угроз,
ну как же рука только поднимается,
На ужас в глазах и потоки слез,
и можно ль распущенно озлобляться.
Калеча и душу, и детский взгляд?
Чтоб после же искренно удивляться,
Вдруг вспышкам жестокости у ребят,
мир жив добротою и уважением,
А плетка рождает лишь страх и ложь,
и то, что не можешь взять убеждением
Хоть тресни, побоями возьмешь!
В ребячьей душе все хрустально и тонко,
Разрушим, вовеки не соберем,
и день, когда мы избили ребенка.
Пусть станет позорнейшим нашим днем!!!
Когда то, подавлены вашей силою
Не зная, как жить они после будут,
Но только запомните люди, милые,
Они той жестокости не забудут.
Семья – это крохотная страна,
И радости наши произрастают
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена

Психолог: Благодарим ребят за такие трогательные строки, а теперь, предлагаю вам небольшое игровое проектирование «Взаимообмен». Создание семьи сложный процесс. Перед вами ваш капитал, вы можете отдать что-то, по вашему усмотрению, получив взамен конверт с вашим выигрышем во «Взаимообмене»
(перед участниками карточки, на которых написаны материальные блага, в обмене они получают от психолога карточки с «духовными ценностями»)
Согласитесь, так и в жизни, отдаешь самое дорогое, а получаешь взамен, то, что иногда не ожидаешь, только через уважение, любовь, понимание, мы можем достичь гармонии в семье.

Психолог: Следующим этапом нашей работы, предлагаю обмен мнениями, в работе творческой группы по материалам сообщений детей по «Телефону Доверия»
Сообщение № 1
- Мне 14 лет, у нас хорошая семья – мама, братик и я, но мама часто обижается на меня, потому что мне хочется больше времени проводить с бабушкой и дедом, там мне очень комфортно.
Сообщение № 2
- Младший братишка все время болеет, родители сильно скандалят по этому поводу, папа обвиняет маму, что она мало времени уделяет брату, поэтому он болеет, а мама говорит, что это папины наследственные болезни, от того он такой «слабый»
Сообщение № 3
- Я стал в 11 лет наркоманом, потому что мне плохо дома, мать и отец все время пьют, потом устраивают драки. Наверное, лет через 5 я умру, зато не буду жить в их мерзкой жизни
Сообщение № 4
- Дорогой психолог, хочу поделиться своей радостью, у меня скоро будет сестренка, я счастлива! Папа с мамой советуются со мной насчет имени, даже не знаю, у меня много вариантов, обязательно выберем самое красивое!
(обмен мнениями)
Психолог: Несомненно, интересные мнения, так много было сказано о семье, воспитании, его стилях, предлагаю закрепить мысли практически!
Уважаемые старшеклассники, Вам предстоит создать проект «Моя будущая семья», в нем Вы можете указать все, что считаете важным и необходимым в семье, а Ваши родители проведут аналогичную работу о своей уже сложившейся семье.
(по окончанию работы, учащиеся и родители проводят обмен мнениями, обозначая расхождения и совпадения в работах членов семей)
Психолог: (подведение итогов)
Каково, по – вашему мнению, значение знаний об истории своей семьи, рода?
Родители, хотели бы Вы, чтобы семья Вашего ребенка была похожа на Вашу семью? Чем именно?
Ребята, хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на семью родителей? Чем именно?

Думаю работу нашей семейно – педагогической гостиной можно обозначить как продуктивную и плодотворную, что немаловажно. Разрешите на память о проведенном мероприятии предоставить вашему вниманию «Памятки»
(участникам предоставляются памятки психолога по воспитанию детей «Воспитание в любви»)

Релаксация: Слайд – шоу «Виды природы» под музыку
Психолог: Благодарю всех за участие





Астана, 11.05.2014 год.
15