Проект Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 9»
ПРОЕКТ
«РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ»
Автор: Подшивалова Татьяна Юрьевна
Учитель химии и биологии
Краснокаменск
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность проблемы «Формирования регулятивных универсальных действий при обучении учащихся предметам естественно-научного цикла» обусловлена новыми образовательными целями. С 2015-2016 учебного года намечен переход на стандарты второго поколения, принципиальной характеристикой которых является развитие личности, деятельностно-компетентностный подход в организации образовательного процесса.
Учитывая быстрые изменения, происходящие в мире, невозможно заранее выявить и спрогнозировать те качества, и личностные и профессиональные, которые могут быть востребованы через несколько лет. Поэтому сегодня главная задача школьного образования – формирование УУД, позволяющих школьнику овладеть компетенциями, новыми знаниями, новыми видами деятельности.
УУД означает, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют 4 блока:
личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Поэтому, при обучении предметам естественно-научного цикла основное внимание следует сосредоточить на формировании регулятивных универсальных учебных действий, которые обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
- планирование – определение и составление плана последовательных действий.
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения.
- контроль в форме сличения способа действия и его результатов с заданным эталоном.
- коррекция – внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона.
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
- волевая саморегуляция- способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта.
Цель проекта: формирование регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих организацию учащимися своей учебной деятельности. А следовательно способствующей развитию личности и достижению нового качества образования.
Задачи:
1. Изучить методологические основы формирования РУУД.
2. Создать условия, обеспечивающие возможность учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, планировать деятельность, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
3. Обобщить опыт работы по формированию РУУД.
Важнейшими условиями, обеспечивающими формирование РУУД, считаю:
необходимость выделения цели формирования РУУД, чёткого выделения их функций в образовательном процессе, их содержании и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся;
определение ориентировочной основы РУУД, обеспечивающей его успешное выполнение и организация ориентировки учащихся в его выполнении;
формирование РУУД с учётом функции предмета и его предметного содержания;
организация поэтапной отработки РУУД, обеспечивающей переход:
- от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия;
- от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
Разработать систему задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование РУУД.
Осуществлять выбор методов и форм обучения с учетом цели формирования конкретного вида универсальных учебных действий

Мероприятия и ответственные
Этапы и сроки Задачи Мероприятия Ответственные
I этап
Сентябрь-февраль 2015-2016 гг.
Теоретический Изучить методологические основы формирования РУУД Изучение научно-методической литературы.
Изучение нормативно –правовой базы.
Изучение работ В. Давыдова, П Гальпери. Подшивалова Т.Ю.
II этап
Март-декабрь 2016 г
Творческий Создать условия, обеспечивающие возможность учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, классифицировать деятельность, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Изучение и внедрение современных Психолого-педагогических технологий, форм и методов работы.
Изучить и внедрить новые формы оценивания и коррекции результатов.
Разработать критерии и способы оценки сформированности.
Разработка уроков. Подшивалова Т.Ю.
.
III этап январь-май 2017 г.
Обобщающий Обобщить опыт работы по формированию РУУД. Анализ и обработка результатов и достижений учащихся.
Оформление результатов в виде отчетов, электронных презентаций, методических рекомендаций.
Проведение мастер-класса, открытых уроков.
Обобщение опыта через участие в пед. советах.
Создание мониторинга учебных достижений учащихся по формированию РУУД.
Определение дальнейших перспектив работы. Подшивалова Т.Ю.
Ресурс:
- методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
Продукт:
Пакет информационно-методических материалов по формированию РУУД.
В результате внедрения проекта
Ученик сможет:
Развить способности личности к регуляции поведения и деятельности саморегуляции.
Освоить на достаточном уровне такие компоненты самоорганизации как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, оценка учебной деятельности.
уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям.
Учитель сможет:
Совершенствовать педагогическое мастерство и в результате выйти на новый уровень профессиональной компетентности.
Определить область своей успешности и наметить точки профессионального роста.
Получить дополнительные возможности в личностной и профессиональной самореализации.
РИСКИ:
- неготовность учителя к формированию УУД в старшей школе.
Компенсаторные действия:
- самообразование педагога.
- КПК.
- 2 года: сентябрь 2015 – май 2017 гг.
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2015 – май 2017 гг.
ЛИТЕРАТУРА
Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.№ 4.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред.А.Г.Асмолова - М. - 2008.
Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности.//Вестник Моск. ун-та. Серия «Психология».- 2000.- № 4. С. 16 -24.
Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 – 1984. Т. 4.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998.
Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М. – 1980.