Визитная карточка педагогической деятельности шахматного педагога (эссе)


Визитная карточка
педагогической деятельности
учителя начальных классов
Степановой Елены Анатольевны
Я, Степанова Елена Анатольевна, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №20 г.Нижнекамска. Закончила Нижнекамское педагогическое училище в 1992 году, присвоена квалификация «учитель начальных классов». В 2014 году поступила в ИЭУП на кафедру «Педагогическая психология и педагогика» в г. Нижнекамске. Общий педагогический стаж составляет 24 года. В данном учебном заведении работаю 13 лет. Имею первую квалификационную категорию.
Педагоги не могут успешно кого то учить, если в это же время усердно не учатся сами. Это слова ученого, мыслителя Али Апшерони очень актуальны. И поэтому, мы учителя, не стоим на месте, а изучаем ФГОС второго поколения и основы шахматной игры.
За свой труд имею важные для меня награды – это грамота министерства образования и науки РТ, городского управления образования г.Нижнекамска и грамоты и благодарственные письма администрации школы и родителей.
Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способностей учащихся, при сохранении их физического и психического здоровья, в соответствии с индивидуальными возможностями. Для реализации данной цели использую нетрадиционные формы проведения уроков. И это дает свои результаты. Хотя я работаю в обычной средней школе, где много неполных, неблагополучных семей, всё равно стараешься найти у каждого школьника способности и таланты.
Каждый день, приходя к детям на уроки,  я уже знаю, чему я хочу научить детей? Думать, решать, выбирать…
Это, конечно же, важно. Но, наверное, самое главное, научить детей мыслить и применять это в жизни.
В школах уроков логики нет. А шахматы, с первых же дней знакомства с ними, учат детей логически мыслить и рассуждать. Во время урока учитель рассказывает детям правила игры в шахматы, дети усваивают их. А во время практической игры каждому из них приходится принимать свое собственное решение, руководствуясь правилами игры, а именно: какой ход нужно сделать в создавшейся позиции? Во время поиска необходимого хода, руководствуясь правилами игры, ребенок находит два и даже три возможных хода. Затем он начинает логически рассуждать и сопоставлять: какой из этих ходов является лучшим?
Существует глубокое заблуждение, что шахматы это просто игра, нет, это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но и  эффективное средство их умственного развития и адаптации.
Занятие шахматами заключается в умении проявлять выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях, преодолевая как неуверенность и отрицательные эмоции, так и неоправданную эйфорию, преждевременно расслабляющую и лишающую объективности.
Поэтому неудивительно, что школьники и студенты -  шахматисты сдают различные экзамены, гораздо лучше, чем  сверстники, имеющие равный с ними уровень текущей успеваемости.
Важно заметить, обучение шахматам развивает объективность в отношении к ситуации.
Каждая позиция имеет свою объективную оценку, не зависящую от мастерства, воли или желания любого из игроков. А вот успех шахматиста как раз зависит от того, насколько его субъективная оценка каждой возникающей позиции будет близка к объективной.
Поэтому, ведущим направлением моей деятельности является становление гармонически развитой, социально-адаптированной   личности, способной успешно развиваться и жить в современном обществе. Именно поэтому важнейшей целью обучения шахматам оказывает большое влияние на развитие не только мыслительных способностей ребенка, но и его  характера.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Результатом воспитательной работы является то, что в классе сложилась благоприятная атмосфера и это помогает нам побеждать в разных школьных мероприятиях.
Главным в   моей педагогической философии является убеждение, что здоровый и развитый ребенок – главная ценность общества.
Мы часто слышим:  дети - наше будущее. А я формирую это будущее. И то, насколько дети будут успешны, а значит, счастливы, полезны для общества.
Главная составляющая моей работы - разнообразие форм и методов обучения детей. На своих занятиях  я учу детей преодолевать себя, быть дисциплинированными, самостоятельными, готовыми к трудностям, а главное поощряю их. Помогаю им впервые задуматься над своим отношением к тому, что им «хочется», и к тому, что «надо», а, следовательно, для себя.
А какое это счастье - открытие в себе чувства победы над собой?! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость – этому и учат шахматы!
Я убеждена: шахматы не только развивают объективность отношения к ситуации, они учат   аргументировано отстаивать своё мнение и уважать чужое. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях. Занятия по  шахматам и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают ребятам корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям. К тому же, шахматная игра позволяет им заинтересованно и, в определённом смысле, на равных общаться с взрослыми шахматистами.
Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимое чувство, которое я бы назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. А чтобы это душевное равновесие стало возможным, надо помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Постоянно учу каждого ребенка искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать и корректировать.
А занятия шахматами – это широко направленный процесс, формирующий личность ребенка в умственном, социальном и эмоциональном направлении и способствующий скорейшей адаптации его новой жизни. Обучение шахматам воспитывает объективность в отношении не только себя, но и соперников и вообще других людей. Шахматисту приходится анализировать не только позиции на доске, но также сильные и слабые стороны соперника, особенности его характера, при этом он учится мысленно ставить себя на место другого.
За свою работу награждена многочисленными грамотами и благодарственными письмами.
Цель, которую я ставлю перед собой на ближайшее время – апробировать новые подходы в обучении. Перспективы своей работы вижу в дальнейшем внедрении технологии развивающей функции обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию творческих способностей учащихся.
Огромная любовь к своей работе, постоянное стремление к знаниям, доброжелательный тон, педагогический такт, ясность цели, проблемность на каждом этапе обучения, желание поделиться опытом с другими, отличают мой стиль обучения и воспитания.
Свои размышления хотелось бы закончить такими словами «ШАХМАТЫ - ЭТО БОРЬБА УМОВ И ХАРАКТЕРОВ! ЭТО СПОРТ, ИСКУССТВО И НАУКА, то есть те ТРИ КИТА, которые достаточны для самовыражения и самоутверждения человека, для гармоничного развития психики (души).