Исследовательская работа История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

Исследовательская работа на тему:

История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»


Сведения об авторе:
Титов Максим Иванович, МБОУ «Кугеевская ООШ»,
Мариинско –Посадский район»,8 класс
Научный руководитель:
Титова Алена Петровна,
учитель истории МБОУ «Кугеевская ООШ»






ВВЕДЕНИЕ
« без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти»
В. Сухомлинский
В настоящее время стали все больше говорить о возрождении шахматных клубов в общеобразовательных учреждениях. Шахматы - это и спорт, и искусство, и наука. Каждый находит в них что-то свое. Это и активный культурный отдых, и спорт, который дает возможность помериться силами. Кто больше знает и умеет, кто трудолюбивее, сообразительнее, талантливее, тот и побеждает.
Актуальность работы: Без прошлого не может быть будущего. Моя исследовательская работа носит информационный характер. Она является актуальной, потому что каждый гражданин России должен знать историю страны, а особенно историю малой родины. Во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых. Мудрость, увлекательность и спортивный азарт этой игры никогда не позволят ей стать неинтересным и скучным занятием. Шахматы были, есть и будут всегда!
Цели:
- узнать немного историю шахмат – когда возникли шахматы, что означает само слово «шахматы».
- изучить историю создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»

Задачи:
- прочитать и изучить информацию, касающуюся происхождения шахмат;
- изучить архивные материалы детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»
- провести анкетирование и выяснить, почему надо дружить с шахматами;
-сделать выводы и рекомендации
Предмет исследования: детский подростковый шахматный клуб «Пешечка»
Объект исследования: деятельность клуба «Пешечка»
Источниками исследовательской работы стали:
- воспоминания, материалы из личного архива семьи Тимофеева В.П.
- материалы районной газеты «Ленин ялаве», «Танташ », «Советская Чувашия»;
- воспоминания членов клуба «Пешечка»
Методы:
- метод теоретического исследования
- метод анкетирования
- интервьюирование.
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на экскурсиях по музею клуба «Пешечка», на классных часах и уроках по изучению родного края.

1. История возникновения шахмат.
Слово шахматы в переводе с персидского языка означает властитель умер. Шахматы – это игра 32-мя фигурами (по 16 белого и черного цветов) на 64-клеточной доске двух соперников. Цель данной игры – поставить мат королю противника.
Древняя игра шахматы берет свое начало в Индии и имеет многовековую историю. Она сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта, способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. По свидетельству археологических раскопок игры, связанные с передвижением фишек на доске были известные еще в 3-4 веках до нашей эры. На Руси и в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 веках. Раньше игра в шахматы приравнивалась к азартным играм таким как в кости и со стороны церкви считалась бесовским наваждением, но постепенно становилась все более и более популярной не только среди феодальной знати, но и народа.
В 16-17 века наибольшее распространение шахматы получили в Италии, где и возникла первая шахматная школа.
В 18 веке центром шахматной жизни стала Франция, шахматный маэстро того времени Ф. Филидор написал книгу «Анализ шахматной игры» в которой было определено и время для партий.
В 19 веке новый вклад в развитие шахмат внесли Пол Морфи (лучший американский шахматист мира) и Александр Попов (первый русский мастер). Они предложили новую стратегию игры.[6]
В 20 веке возникло новое течение в шахматах – гипермодернизм – предложение оригинальных путей в борьбе за победу. С начала 1930 годов более важную роль в развитии шахмат играет советская школа, представители которой творчески развили и углубили теорию и практику шахматной игры. Среди ее достижений являлась разработка научно-обоснованного метода подготовки к соревнованиям. Основателем этого метода являлся Михаил Ботвинник.
Шахматы – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития мышления. Еще Сухомлинский (великий русский педагог) в своей работе «Сердце отдаю детям» писал: «Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». [5] Влияние шахмат на ранее развитие детей доказано многочисленными исследованиями психологов. В Венесуэле провели тестирование учащихся двух школ, в одной из которых шахматы были включены в школьную программу, общий уровень знаний по всем предметам у школьников-шахматистов оказался значительно выше. Подобные эксперименты проводились и в других странах, результат оказался такой же.[2]
Доказано, что шахматы развивают память, логическое мышление, воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит и самостоятельность. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы.
2. История создания детского подросткого шахматного клуба «Пешечка»
Подростковый клуб был открыт на основании Постановления Президиума областного комитета профсоюзов работников АПК протоколом №6 заседания профсоюзного комитета совхоза «Кугеевский» от 3 мая 1988 года. Директором детского клуба назначили кандидата в мастера спорта по шахматам водителя совхоза Тимофеева Валерия Павловича. Из Приказа №1 по детско-подростковому клубу совхоза «Кугеевский» от 10 мая 1988 года видно, что работу клуб начал с 10 мая 1988 году одновременно в Кугеевской средней и Шанарской восьмилетней школе. Первыми работниками этого клуба были Вотяков Орест Владимирович – руководитель кружков, Афанасьев Владислав Георгиевич – тренер по спорту, Титова Галина Николаевна – бухгалтер. Договор на создание клуба был подписан между председателем профкома совхоза «Кугеевский» В.Н. Соколовым, директором совхоза Ю. А. Николаевым и директором школы Г.И.Федоровой 3 мая 1988 году.( Приложение1)
Директор ТимофеевВ.П. очень серьезно относился к своей работе. Сразу же был составлен совет клуба и комплектование групп для занятий кружков и секций. Посещающих было много: легкая атлетика – 154, щахматы – 110, шашки – 80 учащихся.
Обучение по всем кружкам проводилась в соответствии с программой обучения утвержденным Министерством просвещения СССР. Для всех кружков составлен план работы по месяцам, году. Некоторые разделы опережают по индивидуальным способностям ребят со сроками.
Составлены списки посещаемых, разработаны графики выездных и школьных соревнований.
Учащиеся школы с удовольствием посещали занятия клуба. И их старания не оказались напрасны. Вместе с директором они всегда участвовали в районных, республиканских соревнованиях. Об этом свидетельствуют публикации из газет. Являясь внештатным корреспондентом районной газеты «Ленин ялаве», Тимофеев В.П. освещал успехи членов кружка в своих статьях. (Приложение2)
Один из воспитанников, Кудянов А.А., после школы окончил Канашское педагогическое училище, был кандидатом мастера спорта по шахматам.
Из-за сложных финансовых трудностей клуб «Пешечка» перестал работать 2001 году.

3. Память
Сегодня в нашей школе существует музей детского подросткого шахматного клуба «Пешечка». Он был открыт 3 мая 2013 году по инициативе сына, бывшего директора Тимофеева В.П., Тимофеевым А.В. В музее можно познакомиться с архивными документами, наградами, увидеть фотографии прошлых лет, с семейными реликвиями Тимофеева В.П. (Приложение 3)
Ежегодно Тимофеев А.В. в школе проводит турнир между учащимися по шахматам и шашкам. Большинство участников – это мальчики. Мы с братом каждый год участвуем и занимаем призовые места. Нас научил играть в шахматы отец – Титов И. И., который в свое время был членом кружка. Сегодня шахматы – это любимая игра нашей семьи. Она помогает нам в учебе, так как шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление.
Я встретился с членами шахматного клуба «Пешечка» и провел интервью. Вот как они отзываются о годах посещения кружка:
Исаева Л.В.
« Я начала посещать шахматный кружок «Пешечка» с 1 класса. Почти все ученики нашего класса с удовольствием ходили на занятия. Несмотря на возраст с малых лет мы ездили в Чебоксары и соревновались со взрослыми. Иногда даже побеждали. Шахматы воспитали во мне усидчивость, умение принимать обдуманные решения»
Мешков В.А.
« С первого дня я стал посещать занятия в кружке. В это время учился уже в 8 классе. Игра меня сразу увлекла. Я даже получил 2 разряд по шахматам. Думаю, что эти занятия мне помогли и в учебе: школу я закончил на отлично, потом получил высшее юридическое образование. О шахматах я никогда не забывал: в свободное время сейчас обучаю играть своего сына. Ведь шахматы - это спорт, который позволяет самоутвердиться. Дети, занимающиеся шахматами, более уверены в себе, более критически относятся к своему уровню знаний и подготовки, что позволяет им более реально подойти к выбору профессии. Хочется выразить огромное спасибо нашему тренеру Тимофееву В.П. Надеюсь, что и в настоящее время руководство школы найдет средства на возобновление деятельности этого кружка»
Николаева О.П.
« В то время все ученики нашей школы посещали кружок шахмат и шашек, и я не была исключением. Тимофеев В.П. часто проводил соревнования в честь памятных дат, даже в честь именинников членов кружка. Никогда не оставлял без внимания участников турнира. В грамотах писал все победные партии. Он очень интересовался фотографиями. Все игры старался запечатлеть на снимках. Водил нас на разные районные и республиканские соревнования, где мы старались показать не только свои способности по шахматам, но и осмотреть достопримечательности этих мест. После школы я закончила Канашское педагогическое училище, затем получила высшее образование. Некоторое время в родной школе я поработала руководителем клуба «Пешечка». Дети всегда с увлечением играли в эту игру.»
Из этих высказываний можно сделать вывод о том, что шашки и шахматы это очень увлекательные игры. Тогда я решил узнать от учащихся нашей школы, как они относятся к этой игре.

4. Анкетирование «Популярность шахмат среди обучающихся МБОУ «Кугеевская ООШ»
Для изучения популярности шахмат среди учащихся школы было проведено анкетирование. (Приложение 4)
В анкетировании принимали участие 40 учащихся нашей школы.
Играешь ли ты в шахматы?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вывод: большинство учащихся умеют играть в шахматы.
Умеют ли играть твои родные?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вывод: большинство родственников умеют играть в шахматы.
Как часто ты играешь в шахматы?
- каждый день – 11 %;
- 2-3 раза в неделю – 29%;
- 1 раз в неделю – 14 %;
- редко играю – 10 %;
- не играю – 36 %.
Вывод: треть детей 2-3 раза в неделю играют в шахматы.
7. Нужно ли учить детей 8. Есть ли у тебя желание учиться
шахматам в школе? играть в шахматы?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вывод: почти все дети с большой охотой и желанием будут учиться играть в шахматы на специальных уроках.
Таким образом, видно, что популярность шахмат среди учеников нашей школы велика. В них играют как взрослые, так и дети.

Заключение
У времени есть своя память – история. Сохраняя историю малой Родины, мы сохраняем и приумножаем историю великой России.
В результате своей работы я пришёл к следующим выводам:
- на основании литературных источников изучил историю шахмат.
-шахматы - это не только увлекательная игра, доставляющая много радости, но и средство развития памяти, воображения, сообразительности, мышления, что напрямую связано с успехами в учебе. Многие члены клуба «Пешечка» высказывают связь умения игры в шахматы с успехами в учебе.
-популярность шахмат среди учеников нашей школы велика. В них играют как родители, так и дети. Поэтому я советую всем играть в шахматы: дома, в гостях и в школе на переменах. А учиться игре в шахматы нужно у тренера.
- по данным исследованиям я выяснил, что большинство учеников нашей школы всё-таки занимаются шахматами. Жалко, что в школе нет сегодня клуба, где тренер бы обучал детей этой увлекательной игре. Хочется надеться, что взрослые обратят внимание на эту проблему.

ЛИТЕРАТУРА:
Гик Л.Я. Шахматный калейдоскоп. М: Наука 1981 г.
Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М: Просвещение. 1991 г.
Журавлев Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт. 1986 г.
Савчук Л.Л. Программа «Шахматы». Апатиты.2005 г.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев: Лунина. 1978 г.
Малов В.И. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва «Астрель» 2003г.










Приложение 1













Приложение 2











Приложение 3

Фотографии с музея клуба «Пешечка»












Приложение 4

Анкетирование «Популярность шахмат среди обучающихся МБОУ «Кугеевская ООШ»
Фамилия, имя ______________________________________ Класс ________
Играешь ли ты в шахматы? __________________________________________
Умеют ли играть родные? ____________________________________________
Как часто ты играешь в шахматы? _____________________________________
Как ты считаешь: шахматы – это спорт или развлечение? _________________
Шахматы развивают ум и логику? _____________________________________
Нужны ли специальные способности, чтобы играть в шахматы? ___________
__________________________________________________________________
Нужно ли учить детей шахматам в школе? _____________________________
Есть ли у тебя желание учиться играть в шахматы? ______________________










































Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Arial Cyr1"n
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Ґ
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Круговая 1
·
·Гистограмма 2
·
·Гистограмма 3
·
·Arial Cyr_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1d
·
·Arial Cyr1"U
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Круговая 1
·
·Гистограмма 2
·
·Гистограмма 3
·
·Arial CyrArial Cyr96% %