Интеграция образовательных ресурсов как одно из наиболее успешных условий работы по ФГОС.


Интеграция образовательных ресурсов как одно из наиболее
успешных условий работы по ФГОС.
Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.
В процессе своей педагогической деятельности, учителя английского языка как никто другой сталкиваются с тем, что недостаточно только знаний по данному предмету, постоянно требуются знания из области географии, истории, литературы и т.д. И кто же лучше даст детям знания, как не сам учитель предметник? А если дети получают знания в интересной яркой форме, то это запоминается надолго.
Интеграция образовательных ресурсов является необходимой и неотъемлемой частью при разработке и проведении интересного, динамичного и познавательного урока. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения.           Я считаю, что для реализации таких целей необходимо, использование  информационно-образовательных технологий и, в частности, ЦОР. Под Цифровыми Образовательными Ресурсами понимаются представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, графика, текстовые документы и иные учебные материалы. ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеурочной деятельности. Один из самых востребованных способов использования ЦОР – это применение непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного. ЦОР помогает учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем ЦОР могут быть применены как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если учитель использует, например, презентации. Также ЦОРы могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. По образовательно-методическим функциям ЦОРы подразделяются на:
электронные учебники
 электронные учебные пособия
 электронные учебно-методические комплексы
 электронные издания контроля ЗУН-овЦифровые образовательные ресурсы нацелены  на:
развитие эмоциональной сферы учащихся и их мотивацию;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка;
создание условий для надежной системы контроля/оценивания и самоконтроля учащихся.
преодоление языкового (психологического) барьера.
Основная задача ЦОР -  это  помощь учителю при подготовке и проведении урока, помощь учащемуся при подготовке домашнего задания,т.е.:
компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
подготовка контрольных и самостоятельных;
подготовка творческих заданий;
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
демонстрация подготовленных цифровых объектов;
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке
Электронные образовательные ресурсы, в отличие от книг и звукозаписей, слайдов и видеофильмов, дают возможность «попробовать». Иными словами, содержание  (контент) ЭОР может быть интерактивными: учебный объект можно приблизить, рассмотреть со всех сторон, переместить; на изучаемый процесс можно повлиять, изменив исходные условия, и т.д.
ЭОР может содержать интерактивный аудиовизуальный контент, адекватно представляющий фрагмент реальности (виртуальная реальность).
Пожалуй, это наиболее важное, уникальное свойство электронных учебных материалов, открывающее необозримый простор для применения наиболее эффективных, активно – деятельностных форм обучения. ЭОР с интерактивным мультимедиа контентом способны решить проблему межпредметных связей.Принципиальным различием электронных образовательных ресурсов от цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) является наличие в первом случае компонента интерактивности.
В настоящее время известно три основных типа ЭОР:
Текстографические – электронная форма учебника  с иллюстрациями. Элементарные аудивизуальные – простой компьютерный файл, содержащий фотографию, видеозапись, музыкальный фрагмент. Они чаще играют роль электронных наглядных пособий. Они «добавляют красок» в образовательный процесс.
Мультимедийные – одновременное воспроизведение на экране компьютера и в звуке согласованно совокупности текстовых и аудиовизуальных элементов, представляющих различными способами изучаемые объекты и процессы. Характерное свойство – интерактивность. (в текстографических ресурсах проявляется в простой ссылочной форме, в элементарных аудивизуальных не проявляется) Интерактивность выражается в возможности взаимодействия пользователя с контентом ЭОР, использовании активно-деятельностных форм обучения. В интерактивных ЭОР содержание предметной области представлено конкретными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться (например, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами и др.).   Основными направлениями использования ЭОР в образовательном процессе являются:
контроль знаний учащихся;
самообразование как учащихся, так и педагогов;
иллюстративное сопровождение элементами ЭОР процесса объяснения нового материала для повышения наглядности и изобразительности;
возможность доступа учителей к методическим разработкам, учебным программам и т. п.;
возможность доступа учащихся к интернет-коллекциям рефератов;
обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих и обучающих);
обучение предметному или профессиональному применению ИКТ в избранной сфере деятельности и т. д.
Но, хочу отметить, что использование ЭОР в образовательном процессе не отвергает ценность учебника, который, в силу доступности, остается пока главным методологическим инструментом преподавателя.
Преимущества использования ЭОР:
Достижение  целостного восприятия фрагмента учебного содержания в удобном для учащегося темпе, очередности и форме.
Положительный эмоциональный настрой.
Возможность усвоения материала в собственном темпе, возможность возвращаться к пройденным частям сколь угодно много раз.
Развивает навыки устной речи: усваивается правильное произношение названия терминов, используемых в соответствующей науке;  образное мышление, художественный вкус и стиль, расширяется кругозор, а также подробно изучаются  отдельные объекты, удаленные от него.
Развиваются  мысленные операции: сравнение, анализ, синтез, классификацию, абстрагирование.
снижается утомляемости за счет смены видов представления информации.
Воспитывается  самостоятельность в изучении нового материала через активные виды деятельности.
Появляется возможность работать в своем темпе и несколько раз просматривать наиболее сложные для него части теоретического или практического материала.
Отрабатывается  устойчивые навыки в решении типовых задач, в этом ученику всегда придут на помощь наводящие и пошаговые подсказки, развернутые решения с ответом.
Появляется возможность  разнообразить формы деятельности в компьютерном классе или при выполнении домашнего задания.
В своей педагогической практике при подготовке к уроку я использую всевозможные презентации, аудио и видеофайлы, мультфильмы на развитие аудирования, песни, игры, стихотворения, тесты на лексику и грамматику.
На начальном этапе урока я провожу фонетическую разминку, используя для наглядности аудио-видеофрагмент, содержащий скороговорки. Например, Once I caught a fish alive, She sells sea shells at the sea shore…
А также jazz chants.
Пришла к выводу, что такие песнопения облегчают изучение и тренировку грамматических конструкций, расширяют словарный запас и настраивают детей на позитивный лад. В зависимости от методической задачи я использую джазовые чанты на любом этапе урока: для фонетической зарядки – в начале урока, на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки лексического и грамматического материала, как средство релаксации в середине или в конце урока, когда необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность учащихся.
Далее, на этапе введения и объяснения нового материала я часто использую мультимедийные презентации.  Ведь принцип наглядности – один из успешных принципов обучения английскому языку, особенно на начальной ступени. Презентация позволяет воздействовать сразу на  несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Не секрет, что изучение английского языка на начальной ступени обучения у многих учащихся вызывает затруднения, усвоение материала обычно строится на заучивании.
Просмотр познавательных мультфильмов на развитие аудирования “What’s your name?” “Where are you from?” с главным героем динозавриком Go-go учит понимать речь на слух, расширяет словарный запас обучающихся, а также такой простой и необычный способ обучения языку повышает мотивацию и интерес к предмету. Ученики 2го класса перед началом каждого урока спрашивают – а что же сегодня произойдет с Go-go?
Для подготовки к ребят фонетическому конкурсу в 8-9 классах я использовала сайт информационного канала ВВС и СNN, мы смотрели новостные ленты и старались воспроизводить необходимые интонации.
Я работаю по УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой “Rainbow English” со 2 по 6 классы. Этот УМК содержит электронные учебники, электронные аудиоприложения, всевозможные методические и дидактические материалы. Что значительно облегчает мне подготовку к урокам, так как я не представляю себе этот процесс без возможности охватить как можно больше информации. А как же полиграфические издания, методические книги и учебники и журналы? - скажете вы. Да, прежде всего, компьютер и книга существуют в симбиозе, дополняя друг друга. Преимущества книги, не требующей для использования никаких технических средств, усиливается 5000-летней традицией её использования. Книга удобна всегда и везде. Я считаю, что в сегодняшней школе очень важно быть информационно -коммуникативно -компетентным учителем. А это значит, прежде всего, уметь учиться искать и находить нужные сведения в огромных массивах, в том числе в Интернете, структурировать и обрабатывать их в зависимости от конкретной задачи.
В 5-6 классах для объяснения нового страноведческого материала я использую географические и исторические карты мира. Для урока-путешествия мной была составлена карта достопримечательностей Лондона и Москвы, которая являлась путеводителем по этим городам.
Используя компьютер, я организовываю на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако при этом помню, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Поэтому тщательно планирую время работы с компьютером и использую его именно тогда, когда в нем есть действительная необходимость.
Для подготовки проектов учащиеся используют просторы Интернета для сбора материала.   Проект и презентация - это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для детей творчески продуманной форме. 
Так, последний мини-проект учащихся 5 класса был на тему – “Мои летние приключения”. Формат письма – e-mail ,т.е. электронное письмо. Ребята дома составили письма, принесли мне на проверку, а затем оформили как реальное настоящее письмо - сделали print screen (снимок) экрана, на котором было написано письмо в программе mail.ru. Получилось достаточно интересно.
Усвоение материала зависит от личности ребенка. Не всем сразу удается все понять и запомнить с первого раза. Так, при изучении темы – неправильные глаголы мне пришлось зарифмовать три формы глаголов в песню для того, чтобы детям было легче их запомнить. Я нашла в Интернете музыку в стиле рэп и предложила пропеть, а точнее, зачитать глаголы. Каково же было мое удивление, когда ребята сразу же подхватили мою идею и каждый урок у нас начинался с рэпа.
Применение физкультминуток стараюсь проводить интересно и разнообразно, меняя их. ( опять же, обращаюсь к ЭОР)
На этапе закрепления ЗУНов я применяю компьютерное тестирование, которое позволяет сэкономить время на проверке и сразу же получить оценку знаний. Также, проведение дистанционных олимпиад было бы невозможным без применения Электронных образовательных ресурсов.
В качестве домашнего задания использую упражнения на СD - дисках (аудиоприложения к рабочим тетрадям и учебникам). Например, послушай текст и ответь на вопросы, вырази свое мнение к проблеме, выучи песню и др. Такие задания помогают не только запоминать лексику, но и развивать навыки аудирования на должном уровне.
На На сегодняшний день существует огромное количество разнообразных цифровых обучающих программ  по английскому языку, которые я могу детям только посоветовать использовать дома, т.к. в нашей школе нет возможности каждому ученику предоставить компьютер на уроке. По- хорошему завидую тем, у кого такая возможность есть.
Уроки с использованием ЦОРов  являются одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе, а так же  влияют на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования. 
  Подготовка к такому уроку становится настоящим  творческим процессом, а яркость, зрелищность и новизна компьютерных элементов, в сочетании с другими методическими приемами, делают урок увлекательным и запоминающимся.
Приложение.
http://www.complexsystems.net/amusingenglish.htm - Сайт на английском языке. Электронный учебник английского языка с большим количеством текстов, упражнений , кроссвордов и тестов.
http://www.anriintern.com/index.xtm - Сайт на английском языке. Уроки иностранных языков.
http://www.eslcafe.com - Сайт на английском языке. Один из лучших сайтов.
http://www.study.ru - Уроки Он-лайн, экзамены, учебные материалы. Информационный сайт, на котором собраны материалы по всем формам изучения английского языка: сведения о курсах английского языка, учебных пособиях, словарях, семинарах преподавателей и просто все новое в этой сфере.
http://eleaston.com - Сайт на английском языке. Материалы для учеников и педагогов.
http://www.funbrain.com/kidscenter.html - Сайт для детей. На английском языке.
http://englishforkids.ru/Abc.shtml - Английский язык для детей. Очень интересный и содержательный сайт.
http://www.alleng.ru/english/engl.htm - Английский язык - фонетика (произношение), грамматика, лексика английского языка, сленг, идиомы, словари, тесты, экзамены по английскому языку, топики, сочинения, рефераты; аудиокниги, тексты песен, сценарии, литература на английском, переводы и пр.http://games.funschool.com/games.php - Игры. На английском языке.http://www.study.ru/lessons/ - Уроки английского, тесты, упражнения.