Презентация к уроку «РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ» (§ 4)


Уроки «РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯВ ЭКОНОМИКЕ» (§ 4) Задачи занятия:Показать роль рынка в жизни общества;Охарактеризовать рыночную экономику;Систематизировать знания учащихся из курса основ­ной школы о спросе на товары и услуги и их предложении;Конкретизировать признаки отдельных типов рынков;Объяснить ключевую роль конкуренции в рыночной экономике;Показать особенности современной рыночной системы в чём заинтересованы покупатели, а в чём — продавцы? Могут ли совпадать инте­ресы покупателей и продавцов? Кто выигрывает от кон­куренции — покупатели или продавцы? План изучения нового материалаРоль рынка в жизни общества.Рыночная система хозяйствования.Спрос и предложение товаров и услуг.Типы рыночных структур.Экономическая роль конкуренции.Современная рыночная система Роль рынка в жизни обществаКаковы условия возникновения рынка?В чем заключается эффект рынка согласно А.Смиту? Рыночная система хозяйствованияОпределение рыночной экономикиЧто она гарантирует?Что является главной силой рынка?В чем универсальность рынка? Спрос и предложение товаров и услугСпрос отражает желание и возмож­ность покупателя купить продукт или услугу по различ­ным ценам в данном месте и в данное время. Покупатель заинтересован в том, чтобы купить товар как можно де­шевле. Об этом говорит закон спроса: при прочих равных условиях по низким ценам спросят товара больше, чем по высоким Спрос и предложение товаров и услугУвеличение спросаСокращение спроса закон спроса отражается в виде кривой спроса, кото­рая имеет нисходящий характер (поскольку зависимость между ценой товара и его количеством обратная). При этом изменение спроса на графике выглядит как сдвиг кривой спроса: вправо, если спрос растёт, и влево, если он снижа­ется закон предложения: при прочих равных условиях по высоким ценам продавцы предложат товара больше, чем по низким. График 2. Изменение предложенияУвеличение предложения Уменьшение предложения При определённом уровне цены товара на рынке возникает ситуация, когда интересы покупателей и продавцов совпадают. Эта цена называется равновесной. При равновесной цене количество товара, которое готовы купить покупатели, равно количе­ству товара, которое готовы продать продавцы. Точка рыночного равновесияРавно­весная цена Р0 и равновесное количество проданного товара Q0 — это координаты точки О.При цене выше равновес­ной товар не будет продан, он останется на складе. На гра­фике это область выше точки О, область избытка товара. При цене ниже равновесной товар будет распродан, но его не хватит на всех желающих, возникнет дефицит товара. На графике это область ниже точки О, область дефицита товара Равновесная выручка R0 — это доход продавца, который продал товар в количестве Q0 по цене Р0:Ro = Qo х Ро Факторы спроса ФакторПримерВкусы и предпочтения поку­пателей1. Удачная рекламаИзменение дохода покупате­лей2. Увеличение доходаИзменение цен на сопряжённые товарыТовар-заменитель стал дорожеДополняющий товар стал дорожеОжидания изменений цен и доходов5. Ожидают повышения цен на данный товарКоличествопокупателей на рынке6. Количество покупателей снижается Факторы предложения ФакторПримерЦены на ресурсыИспользуемые материалы стали дешевлеНовые технологииВнедрение автоматизирован­ных линийНалоги и субсидииПовышение налоговПовышение субсидийОжидания изменения ценОжидают повышения цен на данный товарКоличество продавцов на рынкеОткрылись новые фирмы, производящие данный товар Формулы коэффициентов спроса и предложения Типы рыночных структур.Все виды классификаций изобразить графически Экономическая роль конкуренции.Понятие конкуренцииклассификация Моно­псония — это тип рынка, на котором монополистом явля­ется на продавец, а покупатель. Единственным покупате­лем может быть, например, государство, если речь идёт о покупке подводной лодки. Монопсония проявляется и на рынке сельскохозяйственной продукции, когда мелкие фер­меры вынуждены сдавать свою продукцию закупщику по его искусственно заниженным ценам. Ещё один пример монопсонии — на рынке труда, если единственная в горо­де фабрика нанимает рабочих по заниженным ставкам за­работной платы. Совершеннаяконкуренция Сельскохозяйственные продукты, рынок рыбы, фондовый рынок   Монополи­стическаяконкуренция Местные магазины розничной торговли   Олигополия Автомобили, операторы мобильной связи, парфюмерия   Монополия РЖД, метро, коммунальные службы, патент, авторское право только в услови­ях совершенной конкуренции действует модель рыночного равновесия, о которой шла речь выше, и именно в такой модели возможно наиболее эффективное использование ресурсов. Все остальные типы рынков — это рынки несо­вершенной конкуренции, где цены завышены, а продук­ции продаётся меньше Домашнее заданиеУчебник, § 4. Документ к параграфу, вопросы к доку­менту, вопросы для самопроверки