РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Заоева И. Т.
ГКС(К)ОУ «Шкала-интернат для глухих детей»

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПОСРЕДСТВОМ
ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Педагогический процесс на современном этапе развития специальной школы рассматривается как органическое соединение усилий педагогов, направленных на обучение, воспитание, коррекцию слухо-речевого развития глухих учащихся, что является важным условием социальной адаптации при нарушенном слухе. При определении содержания, объема, основных направлений воспитательной работы на уроках русского языка следует исходить из положения, что воспитание есть не особый раздел работы, а подход педагога к содержанию и организации любой работы со школьниками.
Процесс воспитания в специальном учреждении для глухих детей имеет много общего с работой в этом плане со слышащими учениками. Вместе с тем нельзя не учитывать специфики, обусловленной своеобразием развития всех форм познавательной деятельности глухого ребенка, а иногда и особенностями развития его эмоционально-волевой сферы. Эти особенности связаны с нарушением слуховой функции и отклонениями вторичного порядка, в виде отсутствия или недоразвития речи и словесно-логического мышления. То, что слышащий ребенок в дошкольном возрасте легко и естественно усваивает через словесную речь (в процессе слушания голоса матери, пения птиц, журчание воды, сказок, стихов, народных изречений, в беседах со взрослыми и т. п.), долгое время оказывается недоступным для глухого и требует специальных средств доведения до его сознания самых, казалось бы, простых вещей. Находясь в относительной изоляции от слышащих, иногда на длительное время оторванные от своих семей, глухие дети в какой-то мере лишаются возможности адекватно оценивать свои дела и поступки, приспосабливать свои желания к возможностям н реальным условиям жизни близких им людей
Известны многочисленные примеры, когда глухие школьники не только младшего, но н среднего возраста, постоянно живущие в интернате, не видят разницы между своими вещами и вещами товарищей, очень непосредственны в просьбах, просят учителя, чтобы их пригласили в гости, дали игрушки и сладости. Педагоги знают, что подобные случаи происходят в большинстве своем из-за недопонимания того, «что такое хорошо и что такое плохо».
При постоянном умелом воспитании, оценки поступков и разъяснении их действий дети усваивают нормы поведения, постепенно освобождаются от дурных привычек и склонностей. Не следует упускать случая, чтобы обсудить каждый поступок ученика (хороший или плохой), добиваться от детей правильной его оценки.
Трудности в формировании нравственных качеств, обусловленные отсутствием или недоразвитием словесной речи, заставляют педагогов процесс воспитания длительное время удерживать на уровне представлений, строить разъяснение на показе, создавая и правильно анализируя предметно-действенные ситуации, на выполнении совместных или аналогичных действий, на подражании правильным действиям, на упрощенных словесных оценках при анализе фактов и поступков. В силу этого не всегда достигается ожидаемый эффект от педагогического воздействия. В то же время использование в воспитательных целях только словесных средств может оказаться бесполезным, так как не затронет ни ума, ни чувств глухого ребенка, в достаточной степени не владеющего словесной речью.
Многие понятия, относящиеся к нравственным качествам, чертам характера, нормам поведения, остаются у глухих школьников до самых старших классов несформированными, а содержание этих понятий оказывается усвоенным весьма приближенно. Например, глухие ученики младшего и среднего возраста в слово вежливый вкладывают самые различные значения: от «чистый» и аккуратный» до «спокойный» и «исполнительный». Слово вор не относят иногда не только к тому, кто действительно украл, но и к тому, кто взял вне очереди, грубо схватил, взял без особой надобности, хотя и на глазах у всех. Интересно отметить, что сами слова вор и украл, длительное время употребляются одно в значении другого, т. е. нет различения категорий глагола и существительного. Слово добрый некоторые глухие учащиеся понимают в значении «веселый, улыбающийся или щедрый», а в слово честный вкладывают значение, которое можно передать словами «легко признающий свою вину» или «тот, кто постоянно клянется в искренности своих слов».
Можно привести множество примеров, свидетельствующих о неточности понимания значений слов, в том числе обозначающих нравственные понятия, н о трудностях доведения их до сознания глухих школьников. Однако над этим необходимо систематически работать, обращаясь к конкретным примерам и фактам из жизни, а не только из литературных произведений.
Следует уделять больше внимания проблеме воспитания в школе глухих: изыскивать новые формы и средства, используемые о процессе обучения Русский язык как учебный предмет трудно переоценить с точки зрения его, коррекционно-воспитывающего воздействия на учащихся.
Владение языком является непременным условием формирования принятых в обществе норм поведения.
Значение русского языка для воспитания глухого школьника определяется в первую очередь самой природой языка как общественного явления. В языке фиксируются и передаются знания по различным предметам школьного курса. Усвоение знаний осуществляется на разных уровнях - от усвоения эмпирической основы предмета (в виде конкретных фактов, примеров, иллюстраций) до теоретического познания мира (в виде законов, идей, принципов, норм, правил). Имеют место также знания, раскрывающие способы приложения теории к практике.
Воспитание на уроках русского языка осуществляется в разных направлениях, что в целом способствует формированию гармонически развитой личности. В процессе обучения языку можно успешно осуществлять умственное, нравственное, эстетическое, физическое воспитание. Патриотическое и интернациональное воспитание реализуется в умственном и нравственном воспитании, а вопросы трудового тесно связаны с содержанием физического, нравственного и умственного воспитания.
Рассмотрим далее, за счет чего же можно обеспечить воспитание на уроках русского языка в средних классах школ глухих, назовем эти факторы, укажем место н некоторые формы работы.
Умственное воспитание осуществляется на уроках русского языка благодаря образовательному содержанию предмета и в процессе специальной «гимнастики ума», т.е. через систему упражнений, способствующих усвоению знаний, овладению операциями анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения.
Содержанием учебного предмета предусматривается не только определенная сумма знаний о языке, навыков и умений, которые должны быть сформированы в целях обогащения речевой деятельности, но значительный объем информации об окружающем, о жизни природы и общества.
В процессе выполнения конкретных заданий по языку у школьников воспитываются рациональные приемы умственной деятельности. Тренируясь в анализе речевого материала, обучаясь конструировать и видоизменять предложения, составлять тексты рассказов, описаний, отзывов и отчетов, учащиеся усваивают виды и формы работы, речевые средства, решают разнообразные мыслительные задачи. Так, одновременно с накоплением запаса знаний и умений у школьников укрепляются и развиваются умственные силы, закаляется воля, возникают интеллектуальные чувства (удивление, любопытство, любознательность, сомнение) и так называемые практические чувства, выражающиеся в отношении к своей деятельности в целом и способствующие формированию социально-ценных мотивов деятельности.
Содержание представляемых текстов оказывает ожидаемое воздействие лишь в том случае, если оно будет доведено до понимания школьников. Вызывать определенные чувства детей в работе на уроке можно лишь при условии соответствующего эмоционального настроения учителя, выражающего собственное отношение к происходящим явлениям и фактам. Приобретая знания, глухие учащиеся перенимают нравственный опыт старшего друга - учителя. Это ведет к формированию чувства сопереживания, приобщению к единым моральным ценностям.
Уроки русского языка создают условия для эстетического воспитания школьников. Чувство прекрасного, представления и понятия о красоте человеческих поступков и отношений, о прекрасном в трудовых делах и подвигах в мирное время, в окружающей нас природе и произведениях искусства - все это может быть воспитано у глухих детей на уроках русского языка в процессе разбора содержания предложенных текстов, рассмотрения картин и иллюстраций, анализа характеров и поступков героев литературных произведений.
Учащиеся средних классов через овладение языком приобщаются к искусству слова, знакомясь с отрывками из произведений великих мастеров слова – А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, С.А. Есенина и многих других, представленных в учебниках, школьники не только получают требуемые знания, но и учатся проникать в художественный смысл произведений и отдельных образов.
Эстетическое воспитание осуществляется и тогда, когда дети учатся бережному отношению к книге, оформлению своих ученических работ, подготовке для занятий рабочего места. Оформляя к уроку доску, используя картины и другие пособия, учитель должен помнить о том, что он не может, не имеет права допускать небрежности в записях, приносить в класс измятые или порванные таблицы, быть равнодушным к оформлению классного помещения. С мелочей школьного быта и начинается эстетическое воспитание. Оно включает не только понимание окружающего, чувство прекрасного, но и соответствующее отношение к комическому, трагическому, безобразному. На это отношение и чувства, возникающие у школьников при чтении рассказов о смешном, трагическом, безобразном, должно обращать не меньше внимания, чем на само речевое оформление описываемых фактов, поступков людей.
Глухие школьники редко выражают свои чувства по отношению к тому, что излагается в изучаемых текстах: их усилия направляются на использование речевых средств, все остальное отодвигается на второй план. Необходимым условием эстетического воспитания, является эмоциональное развитие детей. Им передаются чувства и отношение педагога ко всему происходящему, поэтому главный путь эстетического воспитания детей - эмоциональный настрой самого учителя.
Помня о некоторых особенностях физического развития глухих детей, в связи с отклонениями в функциях слухового анализатора, вестибулярного аппарата, речевого дыхания и т.д. учителя школы глухих следят за тем, чтобы походка учащихся была не шаркающей, словесная речь не сопровождалась резкими и грубыми жестами, дактилирование было плавным. Необходимо изыскивать время для тренировки речевого дыхания.
Следует иметь в виду такие резервы физического воспитания, как проведение отдельных уроков русского языка или их фрагментов не в классе за партами, а в других школьных помещениях (в спортзале и т. п.) и за пределами школы, когда это связано с наблюдением и описанием (учебных мастерских, школьного двора, природных явлений и т. д.).
Школьники, знакомясь с учебными текстами, получают сведения о профессиях, отраслях трудовой деятельности, материалах и инструментах, используемых при изготовлении различных изделий. А это формирует представления об отношениях людей в трудовых коллективах, о радости труда, трудовых подвигах. Дети приучаются относиться к учебе как к труду.
Осуществление воспитания на уроках русского языка не требует постановки специальных, оторванных от самого содержания учебного материала, воспитательных задач, выделения в уроке сугубо воспитательных моментов.
Воспитательная работа выражается в комплексном воздействии на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы психической деятельности школьника, активизирует познавательные процессы, наполняет духовную и физическую жизнь глухого ребенка новым содержанием, формирует его как личность.
Уроки русского языка дают исключительно богатый материал и для трудового воспитания. В процессе различных видов учебной и предметно-практической деятельности у учащихся развиваются ручные умения.

Литература
Аксенова Н.А. Методика обучения русскому языку в специальных коррекцию иной школе М , 2009
Зыкова Т.С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей М.. 204)2.
Назарова П.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха М . 2001.

К сведению...
Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальный развитием.
Он писал, что при всех достоинствах, наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника - слепого, глухого или умственно отсталого ребенка - в узкий крут школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа, вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают сто сепаратизм. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем, компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями. Л. С. Выготский считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Никто не отрицает необходимость последнего, но специальные знания и обучение нужно подчинить общему воспитанию, общему обучению.
Таким образом, Л.С. Выготский одним из первых пытался обосновать идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея материализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.
Во многих странах имеются различные модели интегрированного обучения детей с проблемами в развитии и инвалидов. Однако эти модели не могут быть полностью перенесены в условия России.
Наше общество, в настоящих экономических условиях еще полностью не готово принять этих детей в качестве его полноценных членов, кроме того, в общеобразовательных школах нет условий для интегрированного обучения этих детей, а именно отсутствуют специально обученные педагоги, психологи, социальные работники, нет специального оборудования и технических средств для коррекционных занятий, в также специальных коррекционных и психоразвивающих программ.














15