Статья по теме: Формирование фонетических навыков (практическая часть)

Формирование фонетических навыков (практическая часть)

Формирование фонетического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и английском языках, формирование фонетического слуха, а также овладение техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении и в речевом потоке в процессе как говорения, так и чтения.

Упражнения на артикуляторную гимнастику

Широко откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирайте кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, не напряжены.
Упирайте кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутреннюю поверхность правой и левой щеки.
Резко выбросьте язык вперед вниз и оттяните его назад, не закрывая рта следя за тем, чтобы язык при выбросе вперед был не широко распластан, а собран в узкую длинную ленту.
Откройте рот, максимально опустите челюсть.
Откройте и закройте рот, прикрывая при этом верхней губой верхние зубы таким образом, чтобы края губы несколько загибались внутрь.
Подтяните верхнюю и нижнюю губу к деснам, обнажая зубы, но не десны.
Произнесите гласные и согласные звуки изучаемого языка, осознавая артикуляционный уклад и ощущая мускульное напряжение речевого аппарата.
Приоткройте рот и закройте его, плотно сжимая губы.
Сомкните спинку языка с мягким небом и произнесите звук сначала отдельно, затем в сочетании с гласными и согласными.
Сделайте краткий выдох и произнесите звуки [p], [t], [k] (упражнение на придыхание)

Формирования произносительных навыков.
Для формирования произносительных навыков необходимо:
Многократно прослушать звук во фразе, слове, затем прослушать изолированный звук.
Прослушать ряд звуков и назвать заданный звук.
Прослушать предложение и сказать сколько раз в нем встретился данный звук.
В ряду слов подчеркнуть то, которое произносит диктор.
Произнести вслед за диктором звуки.
Назвать слова, содержащие определенный звук.
Выводы по практической части.

Обучение фонетике состоит, в основном, из двух этапов, на которых произносительные навыки соответственно формируются и совершенствуются. Все упражнения можно классифицировать по двум большим тесно связанным между собой группам. В самом начале обучения используются упражнения в слушании. Они направлены на развитие фонетического слуха. Для выполнения такого вида упражнений иногда могут использоваться графические опоры. Большим плюсом в обучении могут считаться ТСО, в частности, магнитофон. Однако, необходимо держать в памяти, что каждый новый вид заданий сначала выполняется только с речи учителя.
Упражнения в воспроизведении направлены на формирование собственно произносительных навыков. Материалом этих упражнений могут служить звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Задания могут выполняться как со зрительной опорой, так и без нее.
Особенно эффективными для постановки, подержания и совершенствования произношения учащихся можно считать разучивание скороговорок, рифмовок, стихотворений.
Очевидно, что необходимо осуществлять контроль над выполнением упражнений. При оценке речи различают фонетические и фонологические ошибки. При оценке ответа во внимание принимаются только ошибки второго вида.
При условии выполнения всех вышеперечисленных упражнений и систематическом контроле работу над слухо-произносительными навыками можно будет считать результативной.






Упражнения на развитие языковых навыков.

1. Произнесите слова, обращая внимание на долготу/краткость звуков.
Barn- bun card- cud
Darn- done bard- bud
Calm- come laugh- luff
Charm- chum march- much

2. Потренируйте произношение скороговорок, рифмовок, стихотворений.
Swan swam over the sea
Swim, swan, swim;
Swan swam back again,
Well swum, swan!

Doctor Foster went to Gloucester
In a shower of rain;
He stepped in a puddle,
Right up to his middle,
And never went there again.

3. Закончите стишок подходящими словами.
Goat, Goat, give me your!
Bat, Bat, sit down on my!
Geese, Geese, have you any?
Boys, boys, give us your!
Lily, Lily, don’t be!
Cock, cock, look at the!
Snake, Snake, come out of the!
Quail, Quail, where is your?
Mouse, Mouse, where is your?
Mice, Mice, bring us some!

4. Прослушивая ряд звуков; подайте сигнал, услышав звук [ж].
[a:-i-u:-e-
·-I:-e-ж]

5. Определите, сколько раз во фразе встретился звук [z].
He is as clever as his father is.
6. Определите количество ударений в предложении
The story says that about 200 years ago there lived in Ireland, a country not far from England, a man James Daly by name.
7. Из каждой пары слов подчеркните то, которое произносит учитель/диктор.
Stay- stayed beg- begged
Rate-rated skim- skimmed



№5
Произнесите слова, обращая внимание на долготу/краткость звуков.
Barn- bun card- cud
Darn- done bard- bud
Calm- come laugh- luff
Charm- chum march- much

№6
Потренируйте произношение скороговорок, рифмовок, стихотворений.

Swan swam over the sea
Swim, swan, swim;
Swan swam back again,
Well swum, swan!

Doctor Foster went to Gloucester
In a shower of rain;
He stepped in a puddle,
Right up to his middle,
And never went there again.

№7
Закончите стишок подходящими словами.
Goat, Goat, give me your!
Bat, Bat, sit down on my!
Geese, Geese, have you any?
Boys, boys, give us your!
Lily, Lily, don’t be!
Cock, cock, look at the!
Snake, Snake, come out of the!
Quail, Quail, where is your?
Mouse, Mouse, where is your?
Mice, Mice, bring us some!







Заголовок 1 Заголовок 215