Урок — путешествие по Харьковской области. 7 класс. Алгебра. Тема: Решение линейных уравнений.

Управління освіти адміністрації Жовтневого району
Харківської області

Харківська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів № 59
Харківської міської ради Харківської області










Подготувала
вчитель математики
Сімоненко Н.М.





Харків
2015
Тема. Решение линейных уравнений.
Цели:
образовательная: углубить, расширить и обобщить сведения о линейных уравнениях, умения по решению уравнений.
развивающая: развитие логики, воображения, умения анализировать.
воспитательная: воспитание интереса к предмету, развитие чувства товарищества, взаимопомощи, расширение кругозора учеников, стремление их больше узнать о родном крае, сохранять и приумножать его красоту.
Оборудование: таблица результатов игры, индивидуальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация урока.
Сегодня класс поделится на 5 туристических групп и отправится в путешествие по интересным местам Харьковской области.
На каждом этапе группам предстоит выполнить определенные задания, чтобы получить возможность посетить интересные места. На доске вывешивается таблица, в которую заносятся баллы группам за решённые задания на каждом этапе путешествия. Всего этапов семь. Также каждая группа получает листики, на которых, в конце урока, вы запишите свои отзывы об уроке.
3. Актуализация опорных знаний.
Итак, группы, проверьте своё снаряжение. Ваше снаряжение - это теоретические сведения о линейных уравнениях и умение выполнять действия с рациональными числами.
1) Каждая группа отвечают на вопросы письменно (слайд 3)
1. Что называется уравнением?
2. Что значит- решить уравнение?
3.Обе части уравнения умножили на число не равное нулю. Изменились ли корни данного уравнения?
4. Обе части уравнения разделили на одно и то же число, отличное от нуля. Изменились ли корни данного уравнения?
5. Сформулируйте правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.
6. Какие уравнения называют линейными?
7. Какие уравнения называются равносильными?
8.Когда линейное уравнение не имеет корней?
9. Когда линейное уравнение имеет один корень?
10.Когда линейное уравнение имеет множество корней?
Оценивание: 1 место (какая группа ответила на вопросы первой и все ответы верные) - 3 балла, 2 место -2 балла, 3 место – 1 балл.
2) Вычислить (слайд 4)

А) -75 -20 :2
·(-3)
13
Б)
-100 :(-2) 1,5 -6

Оценивание аналогичное первому заданию.
4. Путешествие
1)Шаровский замок (слайд 5)
Наше путешествие начинается с посещения Шаровского замка. Всего час езды от Харькова – и вы на территории старинного замка, окружённого тайнами и легендами.
Строительство Шаровской усадьбы на берегу реки Мерчик началось в начале XIX века. Помещик Павел Ольховский велел возвести дворец и заложил на склоне двухкилометровой балки большой парк. Главным элементом парка стала широкая липовая аллея, по которой были проложены дороги для прогулок на каретах и пешком. Липы обрезались таким способом, чтобы все ветви были направлены вертикально. На территории усадьбы растут и многовековые дубы, самому старому из которых 600 лет!


В конце XIX века владельцем замка стал сахарозаводчик Леопольд Кёниг.
Чтобы мы с вами смогли зайти на территорию замка, надо знать код от ворот замка. Код равен сумме корней уравнений, которые вам надо решить (каждая группа решает по одному уравнению, затем складывают полученные корни) (слайд 6).
1) 4,5(х-6)=9-3х
2) 83-2(31-2у)=102-5у
3) 42-(у+27)=3(у+13)
4)4(х-3)+х=7х-8,4
5) 2х+1=2х+3.
Оценивание: 1 место (кто решил первым) - 3 балла, 2 место -2 балла, 3 место – 1 балл.
2) Краснокутский дендропарк (слайд 7)
Корабельные, карандашные, уксусные деревья, лианы. Чтобы увидеть эти экзотические растения, необязательно ехать в джунгли. Все они удачно акклиматизировались в Краснокутском дендропарке.
Дендропарк более 200 лет назад заложил биолог Иван Каразин младший брат основателя Харьковского университета Василия Каразина. В поисках новых саженцев ученый объездил почти всю Америку и Европу. Семена акации, например, выписал из Версаля, куда их привез с американского континента садовник короля Людовика XIII. До этого времени акация в наших краях не росла.
Именно благодаря Ивану Каразину в Украине появились такие деревья, как красный и канадский клены, черная и красная ели, каштаны, кизил, облепиха, платан.
Сейчас в Краснокутском дендропарке можно встретить более 300 видов экзотических растений. Самый высокий экземпляр 46 метров, есть и «карлики» высотой меньше метра.
В парке особый микроклимат: местность защищена высокими деревьями, именно поэтому культуры, привезенные из-за рубежа, прекрасно здесь прижились.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А на деревьях и тропинках затаились герои русских народных сказок, вырезанные из дерева местным умельцем. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Чтобы зайти в дендропарк, вам предлагается следующее задание: выяснить, равносильны ли уравнения (слайд 8)
4х+2=5 и 4х+3=7
у+4=3 и 5-у=6
3х=х+9 и 6-х=1,5
3х=42 и х+3=17
х+14=0 и 3х=42.
Команды самостоятельно выполняют задание.
Оценивание: 1 место - 3 балла, 2 место -2 балла, 3 место – 1 балл.
3) Село Сковородиновка
До 1922 года село Сковородиновка называлось Пан-Ивановкой. Здесь находилась усадьба семьи Ковалевских, в которой провел свои последние дни философ, педагог, писатель и поэт Григорий Сковорода. В 1972 году на территории имения был открыт музей. Сегодня Национальный литературно-мемориальный комплекс Г. С. Сковороды это дом-музей, образец архитектуры XVIII века, и парк на берегу пруда. Музей занимает несколько залов.
Здесь хранятся личные вещи Григория Саввича, книги, картины, документы. Многие туристы специально приезжают, чтобы взглянуть на уникальную скрипку, к которой прикасались руки Сковороды. Кстати, изображение этой скрипки сейчас напечатано на 500-гривенной банкноте.
Рядом с музеем находится могила великого украинца. Как и завещал философ, на месте его захоронения нет креста только камень с надписью: «Мир ловил меня, но не поймал».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Устроить пикник и перекусить после прогулки можно на живописном пруду, который в народе называется Панские штаны. Он образован двумя ручьями, стекающими по балкам. Пруд находится прямо за парком музея.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Какая из команд быстрее решит задачу, та и займёт самое живописное место на берегу пруда.
Задача: Периметр треугольника равен 17 см. Найдите его стороны, если одна из них короче другой на 2см, а третья – на 6см (слайд 10)
Оценивание: 1 место (кто решил первым) - 3 балла, 2 место -2 балла, 3 место – 1 балл.
Физкультминутка (слайд 11)
Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево,
Оглядели потолок,
Посмотрели все вперёд.
Раз – согнуться – разогнуться,
Два
· согнуться – потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пять и шесть - тихо сесть.
Теперь можно продолжить наше путешествие.
4) Солёное озеро (слайд 12)
Настоящее соленое озеро в Харьковской области находится в селе Антоновка Кегичёвского района.


Очень интригующее название в такой дали от моря и соляных выработок, не правда ли? И это название полностью соответствует действительности.
Как известно, Харьковская область очень богата месторождениями природного газа и нефти. Сейсморазведка при детальном исследовании территории предоставила достаточно данных, о том что в селе Антоновка Кегичевского района можно заняться установкой буровой вышки.
Чтобы открыть доступ к залежам газа и нефти, нужно было пробурить скважину глубиной 3 тысячи метров, на пути которой находилась и соляная линза. Однако не ожидали специалисты, что давление газа окажется аномально высоким – 300 атм.
В результате вся буровая вышка ушла под землю в образовавшийся кратер диаметром около 60 метров. Кратер очень быстро заполнился водой, проходившей через залежи соли. Именно так в Харьковской области образовалось соленое озеро. Стоит отметить, что созданное техногенной катастрофой соленое озеро близ Антоновки Кегичевского района сейчас очень популярно у местных жителей и приезжих, не смотря на то, что со временем оно все же опресняется.
Вот такие невероятные объекты существуют на нашей земле. И чем больше их, тем больше тайн и загадок. А тайны манят, отрывают от компьютеров, поднимают с кроватей навстречу разгадкам неизвестного и интригующего. Чтобы спуститься к озеру, надо решить уравнение.
По одному представителю от группы у доски решают уравнение на скорость: 0,5(4х-6) + 0,2(5х-10) = х-7 (слайд 13)
Оценивание: 1 место - 3 балла, 2 место -2 балла, 3 место – 1 балл.
5)Поющие террасы  (слайды 14, 15)
Хотите поднять настроение, чтобы душа запела? Отправляйтесь в село Городнее, там поёт все даже старый кирпич.
Местные климатические условия не позволяли выращивать экзотические виды деревьев, однако владелец села Натальевки Павел Харитоненко нашел оригинальный выход. В нынешнем селе Городнем он приказал построить шесть обращенных к югу террас, которые в течение целого дня освещались солнцем.

Тепло аккумулировала и сама кирпичная кладка, и медная дренажная система, которая обеспечивает подвод воды к корневой системе деревьев. Амфитеатр имеет еще одну особенность уникальную акустику. Даже тихий разговор можно услышать на расстоянии 60 м!
В ветреную погоду создается впечатление, что и сами террасы издают мелодичные звуки, за что их и прозвали «поющими». По легенде, здесь давал концерт знаменитый бас Федор Шаляпин.
А сейчас проводится этнофестиваль «Поющие террасы», в котором принимают участие многие популярные украинские исполнители. С высоты террас открывается живописный вид на пруд и рощу.
Чтобы услышать пение террас, надо решить задания: 1)найти значение а, при котором уравнение (5-а)х = а-5 имеет множество корней; 2) найти значение а, при котором уравнение ах+1=2-х не имеет корней (слайд 16)
Решение защищают по два представителя от групп. Оценивание: 1 место - 3 балла, 2 место -2 балла, 3 место – 1 балл.
5. Итоги урока.
Подведение итогов путешествия; учитель комментирует оценки и
награждает победителей. Рефлексия.
Осуществляется самооценка учащимися своей деятельности на уроке и деятельности всей группы. Отзыв об уроке ученики записывают на
листиках и прикрепляют на доске.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Ребята! Сегодня вы узнали о некоторых интересных местах в Харьковской области. В этом нам помогли наши знания по теме «Линейные уравнения».
6. Домашнее задание: подготовьте рассказ - задачу об интересном месте в Харьковской области


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Нестандартний урок
з алгебри в 7 класі
«Подорож по Харківській області»Arial BlackШаровка замокРисунок 2Шаровка замокРисунок 3Рисунок 4Рисунок 3Спасибо за урок! Заголовок 115