Психологические особенности детей с задержкой психического развития


Психологические особенности детей с задержкой психического развития
Методическая разработка
Автор: Нина Николаевна Комарова, психолог КГУ «Рудненская специальная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями»
Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубого нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно –психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.
Задержка психического развития это различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Данная категория была выделена в связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложненные программы обучения.
Психологические особенности детей с ЗПР
Особенности мышления
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризирующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Отставание в развитии мышления- одна из основных черт детей с ЗПР. Это проявляется во всех компонентах структуры мышления (Т.В.Егорова, У.В.Ульенкова, Т.Д.Пускаева, В.И.Лубовский и др.):
-в дефиците мотивационного компонента (низкая познавательная активность, избегание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания);
- в нерациональности регуляционно-целевого компонента (нет потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирически хпроб);
-в длительной несформированности операционного компонента (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение);
-в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении, ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление.
В работе с детьми с ЗПР надо учитывать благоприятный интеллектуальный потенциал: восприимчивость к интеллектуальной помощи, свободно переносят усвоенный образец-прием в новые условия.
Педагогические условия для развития мышления:
Общая коррекционная направленность процесса обучения – увеличенный срок обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план (увеличение количества часов на трудные разделы программы, индивидуальные и групповые коррекционные занятия ( по исправлению недостатков развития и восполнения пробелов в знаниях, логопедические).
Развитие воспроизводящих способов мышления, которые способствуют усвоению знаний (опоры, логическая последовательность, рациональные способы деятельности, формирование алгоритма, и т.д.).
Использование проблемных заданий, которые предполагают частично-поисковый метод обучения (создание микропроблемной ситуации, совместно с учащимися поиск решения по данной ситуации).
Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действия на основе речевого опосредования, проговаривания (цель, план, способ действия, результат деятельности).
Формирование у детей рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем за ходом выполнения действий.
Развитие самоконтроля – сравнение с образцом, возвращение к повторному осмыслению задания, аргументация самооценки, взаимооценка.
Особенности памяти
Память –психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение, и повторное использование прошлого опыта. Недостатки памяти заметно тормозят и снижают продуктивность познавательной деятельности.
Дети склонны к механическому, бездумному заучиванию материала.
Сами механизмы памяти ослаблены – уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Дети с трудом запоминают таблицу умножения, тексты, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. Быстро забывают изученное.
Хуже воспроизводят словесный материал, самостоятельно не пытаются добиться более полного запоминания, редко применяют вспомогательные приемы.
Не используют рациональные приемы запоминания, не контролируют свои действия и результаты запоминания.
Пути и средства педагогической поддержки:
- микроалгоритмизация деятельности на уроке ( выслушать задание несколько раз);
-дополнительный контроль за занятостью ребенка, при истощении внимания смена вида деятельности;
- использование разнообразных видов занятий, игровых моментов;
-применение красочного наглядного материала;
-организация самопланирования, самопроверки как обязательный этап любой самостоятельной работы;
- учет и опора на ведущий тип памяти (зрительный, слуховой) – дополнительной привлечение наглядности, повторное проговаривание вслух;
организация смыслового запоминания на основе главного;
-визуализация (зрительное) запоминаемой информации (яркие, несложные схемы, таблицы, конспекты)
-многократное повторение информации с расчленением его на несложную информацию;
-обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для использования резерва эмоциональной памяти
Особенности моторики
Моторика относится к ВПФ. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключений и автоматизации. Наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. Все это неблагоприятно влияет на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
Несовершенство функций двигательной сферы, степень развития ручной ловкости у детей 7-9 лет можно определить по числу бросков мяча диаметром 10 см в стену с расстояния 1 м. Если в течение 30 сек ребенок бросил мяч более 20 раз, координация его рук хорошая, от 20 до 15 раз- удовлетворительная, мене 15 раз- плохая.
Др. приемы – поочередное прикосновение кончиком большого пальца к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца: с наибольшей скоростью прикасаться по очереди прикасаться в прямом и обратном порядке. Одновременное чередование кулака и ладони. Отстукивание ритма – I-II-I-II. Стояние с закрытыми глазами в течение 10 сек попеременно на правой и левой ноге. При максимальном прыжке вверх ударить в ладони не менее 3 раз.
Особенности учебной мотивации
Сформированная мотивация –одна из основных движущих сил учения ребенка.
Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Длительное время ведущей деятельностью остается игра в ее элементарных формах. В учебных условиях дети в качестве защиты прибегают к отказу от заданий, от посещения школы.
Педагогические меры воздействия по формированию учебной мотивации:
1.Проведение коррекционной работы по формированию:
-активной позиции школьника (словесное внушение о должном отношении к учебе, к школе, обеспечивать ситуацию личного выбора задачи, упражнения, степени сложности задания, число задач, создавать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности- разбивание на пары, группы т.д.),
-положительного отношения (положительная атмосфера на уроке, снятие тревожности у детей, исключить упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т.д., создавать ситуацию успеха, шире опираться на игру как ведущую деятельность, включая интеллектуальные игры с правилами, эмоционально стимулировать детей, возбуждать интеллектуальные эмоции – удивление, новизну, сомнение, достижение, формировать внутренний оптимистический настрой, уверенность и т.д.),-познавательного интереса (избегать в преподавании монотонности, серости, бедности сообщаемой информации, будничности, отрыв содержания обучения от личного опыта ребенка, не допускать учебных перегрузок и одновременно низкой плотности режима работы, стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности –иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, задачи-шутки и т.д., обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Черты своеобразия взаимоотношений у детей с ЗПР
Психологическая база для активного полноценного обучения у детей дефицитно ослаблена. Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия ( отчуждение, избегание контактов и т.д.). Педагогическая проблема – формирование коллектива и социализация детей.
Эмоциаональная незрелость детей ведет к эмоциональной поверхности контактов, слабому поддерживанию и сочувствии, контакты мимолетны, ситуативны, нустойчивы.
Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к импульсивному поведению, которое может перерасти в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т.п.) и неадекватным способам выхода из конфликтов. Аффективные реакции закрепляются и могут повторяться без видимых причин, вне реальных конфликтов.
Общая незрелость (мотивационная, нравственная ) детей приводит к примитивной зависимости от более зрелых и активных, волевых членов коллектива, подчиненности им.
Из-за хронической учебной запущенности, тягостной и непосильной школьной ситуации дети прибегают к доступному способу – избеганию ( убегают из школы, прогуливают).
У детей нет развитой самооценки, устойчивости, критичности. Это приводит к преувеличению своих возможностей, переоценке своего обаяния и влияния. Ребенок не может правильно понять смысл оценки окружающих, воспитывающая сила коллектива не влияет на него.
Адаптивные механизмы у ребенка своеобразны – у него нет достаточных интеллектуальных и эмоционально-волевых возможностей для самостоятельного устранения недостатков. Желание добиться похвалы удовлетворяется обманом, хвастовством, стремление иметь какую-то вещь –воровством, жажда получения удовольствия – бродяжничеством.