Консультация для родителей:речевое развитие


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №10 « Берёзка»
Консультация на тему:
«Речевое развитие»
Бекмурзаева А. М.
г.Радужный.


71120397510Если ребёнок в 2-2,5года совсем не говорит или говорит мало слов - это вызывает тревогу у родителей. Они обращаются к врачу. Однако, воспитатели из опыта работы с детьми знают, что речевое развитие ребёнка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи ещё большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет), и очень быстро растёт запас активно употребляемых слов. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно, пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность, Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и, понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребёнок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.
516699591249571120933451.Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: » Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьёт молоко».
2.Паралельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
156845323853.Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот приём состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится »глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же, он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
4.Распространение. Продолжайте и дополняйте всё высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: »Суп»,- вы же продолжаете; »Овощной суп очень вкусный», »Суп едят ложкой». Этим приёмом вы постепенно подводите ребёнка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.
5.Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм и постепенно проникать в её смысл.
6.Выбор. Предоставляйте ребёнку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: »Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?» »Тебе целое яблоко или половинку?»
7.Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребёнок не находит подходящих слов и выражает их другими способами - через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности отличной погоды развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определённой, понятной, если она записывается. Ребенок же фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Л. С. Выгодский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача - облечь мысль ребёнка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям. Ребенок понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчётливое представление, надёжно овладевает родным языком.
8.Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребёнок проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживайте – вскоре он начнёт пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте её правильно.
9.Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей, первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети.… До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно уже с 6- месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребёнка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, можно:
Запускать пальцами мелкие волчки;
Разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку ;
Рвать на мелкие куски бумагу;
Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка;
Делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
« ходить « по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки ( по очереди ) сначала медленно, потом быстро;
Показать отдельно только один большой палец;
Махать в воздухе только пальцами;
Кистями рук делать « фонарики « ;
Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
Собирать все пальцы в щепотку ( пальчики собрались вместе – разбежались);
Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль ) ;
Закручивать шурупы, гайки ;
Играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
Складывать матрёшек, играть с вкладышами;
Рисовать рукой и пальцами в воздухе ;
Играть с песком , водой;
Рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.
Т.В. Савастина