Речевое развитие детей 4-5 лет


Речевое развитие ребенка 4 – 5 летПодготовила: учитель –логопед Н.Н.Буйвалова Звукопроизношение В 4 года большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]; многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], [л], но еще не всегда умеют верно употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произносит звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. Четко произнося звуки в слогах и часто правильно употребляя их во вновь усвоенных словах, ребенок иногда продолжает произносить их по-старому в словах, давно знакомых. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо исправлять. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников.  В активном словаре ребенка до 3000 словК 5 годам звуковая сторона речи усвоена полностью; ребенок различает звуки на слух и в произношении. Словарный запасВ активном словаре ребенка до 3000 словМалыш не просто запоминает слова, он начинает осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом; стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий.Появляется мотивированное отношение к лексике, словотворчество. Ребенок нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она "копатка", а не лопатка). В активном словаре ребенка до 3000 словК. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), всехний (всеобщий), сердитки (морщинки), ползук (червяк),мелкоскоп (микроскоп) и др. Слова забавны, но закреплять их в речи ребенка не стоит. Надо поправить, дать точные названия понятиям. В активном словаре ребенка до 3000 словВ речи ребенка появляется много прилагательных обозначающих: признаки и качества предметов: сладкое яблоко, горячий чай, деревянный стул; временные и пространственные отношения: правая рука, верхняя полка; принадлежность: лисий хвост, заячья избушка. Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-за, из-под, около); собирательные существительные (посуда, мебель, овощи); деепричастие сидя ФразаПрактически усваиваютсявсе грамматические формыНа пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2—3 и более фраз, все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка. В этом возрасте ребенок обычно задает родителям много вопросов, его интересует буквально все: откуда берется хлеб? Почему машина едет? Куда убегает водичка, которая льется из крана? В доступной форме объясняйте то, что интересует ребенка.Формирование и развитие связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения со взрослыми.Активизируют речь ребенка и вопросы, которые задают детям родители: «Где ты был?», «Что ты нарисовал?», «Что видел?». Ответы должны быть не только правильными и точными, но и по возможности полными. Дети очень любят, когда взрослые читают им, причем то, что им понравилось, готовы слушать и в пятый, и в десятый раз. Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу ребенка еще раз почитать полюбившуюся сказку. После чтения непременно проверьте, все ли понял ребенок; спросите его, что понравилось? Как он оценивает поступки героев сказки или рассказа? При чтении сказок и рассказов покажите малышу, что их персонажи (волк, лиса, заяц, медведь) говорят каждый «своим голосом». Пусть ребенок после чтения взрослого попробует рассказать сказку «на разные голоса». Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. В активном словаре ребенка до 3000 словИгра «Расскажи о кукле», «Опиши машинку» и т.п.Девочке можно предложить рассказать все, что она знает о своей кукле: как ее зовут? Какие у нее волосы, глаза? Какое на ней платье, туфли? Мальчику можно предложить описать, например, машину. Игры В активном словаре ребенка до 3000 словИгра «Когда это бывает?». Назовите один или несколько признаков какого-нибудь времени года, а ребенку предложите определить, о каком времени года идет речь: — Когда дети катаются на санках? (Зимой.) — Когда распускаются почки на деревьях, появляются первые листочки? (Весной.) — Когда в лесу поспевают ягоды, можно купаться в реке? (Летом.) — Когда улетают птицы на юг, желтеют листья? (Осенью.) В активном словаре ребенка до 3000 слов Уточните и закрепите знания ребенка о временных и пространственных отношениях:— Когда заходит солнышко? (Вечером.) — Какой рукой ты рисуешь? (Правой.)