Урок на темуПонятие десятичной дроби


Тема урока « Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.»
Класс: 5
Учитель: Юлова Вера ДмитриевнаУМК: И.И.Зубарева, А.Г.МордковичТип урока: изучение нового материала ( открытие новых знаний)
Цель: Сформировать способность к чтению и записи десятичных дробей; определение порядкового значения цифр десятичной дроби;
Технологии: проблемного обучения, развитие исследовательских навыков.
Виды деятельности на уроке: фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски, в тетрадях, индивидуальная работа.
Планируемые результаты: предметные- развивать представление о числе, овладеть навыками чтения и записи десятичных дробей;
метапредметные УУД: коммуникативные- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Регулятивные- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Познавательные- выделять существенную информацию при работе с задачей;
личностные УУД формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обощения и систематизации знаний.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование ууд1 Самоопределение к деятельности 567; 3.4; 13; 11111; 23,05; 7213; …
- на экране вы видите числа. На
какие группы вы бы разделили эти числа?
- Какие числа вы отнесли в четвертую группу? Встречали ли вы такие числа ранее?( в математической литературе, в энциклопедиях или вам кто-то о них рассказывал)
- Сегодня мы продолжим рассматривать множество натуральных чисел и дробей и посмотрим: не связаны ли они с числами пока нам неизвестными ( с числами из четвертой группы). Натуральные числа 567; 11111; 8
Обыкновенные дроби13; 534Смешанные числа7213И 3,4;23,05;..???
Да встречали ( Нет не встречали), но ничего о них не знаем. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества;
Регулятивные: организация своей деятельности;
Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Рассмотрим натуральное число 11111
- Опишите положение единиц в данном числе. Как меняется при этом ее значимость? Какое арифметическое действие соответствует этому изменению?
( в ходе ответа учеников на доске появляется запись)
1 1 1 1 1
10000 ;1000;100;10 ;1
-Установите закономерность и продолжите нижний ряд чисел
- Подумайте: что будет означать единица приписанная справа к числу? А еще одна приписанная единица и т.д.
1 1 1 1 1 1 1
10000 ;1000;100;10 ;1 110 1100-и так в нашем числе есть единицы, которые означают целые числа и единицы, которые означают дробные числа. Поэтому возникает необходимость отделить целые числа от дробных, как это сделать?
-Математики договорились делать это с помощью запятой или точки.
1111,1; 11111,11… Если в десятичной записи числа использована запятая или точка, то говорят, что число записано в виде десятичной дроби. Десятичная дробь - это не новый вид числа, а новый способ записи числа.
-Посмотрите на числа в четвертой группе и скажите как они называются? Сформулируйте тему урока.
- Прочитайте числа из четвертой группы.
- Крайняя слева 1- находится в классе десятков тысяч, следующая в классе единиц тысяч, она в 10 раз меньше предыдущей 1 и т.д.
10000; 1000; 100; 10; 1; 110;1100Будет означать десятые доли, сотые доли и т.д.
Учащиеся предлагают варианты.
- Десятичные дроби.( записывают в тетрадях тему).
После нескольких попыток понимают, что правильно прочитать не получается.
Физкультминутка! Познавательные: структуирование собственных знаний;
Коммуникативные: организация учебного сотрудничества;
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: постановка учебной задачи, определение последовательности целей.
3. постановка цели урока и построение выхода из затруднений. - Сформулируйте цель урока.
-Поставим три вопроса с числами четвертой группы, которые необходимо решить на уроке.
- Постарайтесь прочитать числа записанные в таблице разрядов
( Стр 181)( проекция на доску)
В ходе работы с таблицей отвечаем на вопросы: как изменилась таблица разрядов для десятичных дробей?
- Как правильно прочитать десятичные дроби? - Научиться правильно читать и записывать десятичные дроби.
Ученики предлагают варианты чтения: дробная часть читается по цифре стоящей в младшем разряде!
Познавательные: анализ объектов;
Личностные: мотивация учения, самоопределение; формирование отношения к учению;
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
Регулятивные: в ситуации сотрудничества регулируют ход мыслей.
4. Первичное закрепление во внешней речи. 1. Работа по учебнику.
2. Прочитайте следующие числа: 0.7
2,9
0,35
24.67
0,0053
2345,849
12.00002
3. Работа в парах: прочитайте друг другу числа:0,4
0,04
0,004
34,78
345,708
5,0102.
4.
А. двадцать целых три десятых
Б. семь целых две сотых
В.сто целых пятьнадцать тысячных1) 20.03
2) 100,015
3) 100,15
4) 7.002
5) 20,3
6) 7,02
№643 №644 №645
А Б В
5 6 2
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Регулятивные: планирование деятельности для поставленной задачи;
Коммуникативные: слушать и понимать других.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Выполните самостоятельную работу по вариантам:
Самостоятельная работа.
1 вариант Класс
тысяч Класс
единиц десятые сотые тысячные
сот деседсот десед4 7 5 6 7 2 3 9 1 Выберите верный вариант ответа
А. восемьдесят целых шесть десятых
Б. пять целых пять сотых
В. Тридцать шесть целых двадцать девять сотых 1) 5,5
2) 80,6
3) 36,29
4) 5,05
5)36,0029
А Б В
2 вариант Класс
тысяч Класс
единиц десятые сотые тысячные
сот деседсот десед5 2 4 2 7 1
6 3 9 8 Выберите верный вариант ответа
А. семьдесят целых шесть десятых
Б. девять целых пять сотых
В. двадцать шесть целых сорок девять сотых 1) 9,5
2) 70,6
3) 26,49
4) 9,05
5)26,049
А Б В
Ответы
1 вариант 2 вариант
4,07 520,4
567,2 2, 071
30,91 63,98
А Б В
2 4 3
А Б В
2 4 3
Ученики выполняют самостоятельную работу с самопроверкой. Личностные: формирование позитивной самооценки;
Познавательные: самостоятельное планирование своей деятельности, применение правила;
Коммуникативные: самостоятельно адекватно анализируют правильность выполнения действий и вносят необходимые коррективы;
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.
6. Включение в систему знаний. Выполните действия 410+210; 513100-34100; 25+410;18100-625Познавательные: включение в систему знаний нового материала.
7. Рефлексия. Вернемся к началу урока, а именно к числам четвертой группы, рядом с которыми стоят три вопроса. Ответим на них: 1. Как называются дроби в записи которых используется запятая или точка?
2. Как записать десятичную дробь?
3. Как правильно прочитать десятичную дробь?
Запишите домашнее задание: №646. №653 №655(а) Регулятивные: оценка – осознание уровня и качества усвоения материала;
Личностные: анализирование причин успеха (неуспеха).