Многообразие и происхождение культурных растений.


Зам. директор по УР Кукузова Г.Е.:
Дата:14.03.2017 Класс: 6 А Б В Г Д Е
Урок биологии № 52
Тема: Многообразие и происхождение культурных растений.
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и центрами происхождения
культурных растений.
Задачи:
Образовательная -расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, их происхождении и многообразии;
показать вклад Н.И. Вавилова в изучение происхождения культурных растений.
Развивающая - познакомить обучающихся с навыками и приемами выращивания культурных растений на основе знаний полученных на уроке.
Воспитательная - воспитать бережливое отношение к культурным растениям
Ожидаемый результат  обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденным темам и развитие логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Проводит игру «Рисунок на спине». Ученики с помощью атомов и молекул объединяются в группы.
10 мин. II. Проверка пройденного материала. Опрос домашнего задания Демонстрируют свои знания и умения.
15 мин. III. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.
По методу «Кластер» осуществляет усвоение нового материала.
Без культурных растений жизнь на Земле невозможна. Прошло несколько веков, прежде чем удалось вывести столько культурных растений. Первобытные люди  использовали только семена, ягоды, корни диких растений, так как не умели еще выращивать их. Постепенно он стал высевать некоторые растения возле своего жилища, при сортировке выбирались более продуктивные качества. Многие культурные растения и центры их происхождения были изучены Н.И.Вавиловым. 400 видов растений в Южной Азии, 200 видов растений в Южной Америке,
Всего было изучено 1000 видов растений, в результате наметились центры происхождения культурных растений.
1.      Южноазиатский тропический центр.
2.      Восточноазиатский центр.
3.      Юго-Западноазиатский центр
4.      Средиземноморский центр.
5.      Эфиопский центр.
6.      Центральноамериканский центр.
7.      Андийский (Южноамериканский) центр.
Человеческая цивилизация существует больше 10 тыс. лет. За это время человек научился выращивать прекрасные цветы, растить сады, возделывать поля. Тысячи лет люди изменяли природу на благо себе .
-Как вы понимаете, что такое многообразие растений?
-Что вы знаете о происхождении культурных растений? (ввезены из других стран и континентов)
-Благодаря кому и когда они распространились по свету?
Чтобы выяснить это, мы пройдем путь от древнейших времен до наших дней и узнаем историю «приручения» диких растений и превращение их в растения культурные, а также каким образом Великие географические открытия повлияли на распространение культурных растений по всему свету.
На уроке мы будем использовать новые понятия. Познакомимся с ними.
В источниках распечатанных на столе найдите ответ на вопросы
-какие растения называются дикорастущими? (которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека)
-какие растения относятся к культурным? (растения, специально выведенные и выращиваемые человеком ради своих потребностей.)
-ради чего первобытные люди собирали растения? (с древнейших времен наши предки много знали о свойствах растений использовали их для еды, получения текстильных тканей, постройки и обогрева жилищ, изготовления оружия и многое другое, люди каменного века не только собирали растения, но и выращивали их около своих обиталищ.
Человек научился создавать растения с нужными для себя качествами. Посмотрите на фотографии вы видите разные сорта яблони. Одни, как Белый налив, созревают уже в середине лета. Такие сорта как Зимняя красавица относятся к лежким, то есть их плоды можно использовать до следующего урожая.
Мы убедились, что растения могут обладать разными качествами, нужными человеку.
Группу растений, обладающих определенными качествами, нужным человеку, называют сортом. В наше время во всем мире используется традиционно несколько десятков культурных растений.
Проблемный вопрос: как вы считаете, возможно, ли появление новых культурных растений в настоящее время?
Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование происхождения и распространения культурных растений в мире.
Наше исследование мы начинаем с наших огородов (На грядках так много, привычных нам, культурных растений: морковь, тыква, огурцы, помидоры и т.д.
Диалог с группами :
-У кого из вас есть огород?
-Какие растения растут на вашем огороде?
-Откуда же эти растения появились в России? Ваша версия?
Мы заслушаем выступление наших знатоков по данному вопросу.
Полученную информацию мы будем вносить в «Дневник исследователя».
Раньше всех на российских огородах появлялись растения Старого света. О.
Выступление обучающихся о культурных растениях
Название растения Время знакомства Откуда прибыло
Огурец
Петрушка

Свёкла

Гречиха
Злаковое растение, которое предпочитает, чтобы нижняя часть была в воде, а верхняя – на солнце.
Растение, из семян которого получают пищевое масло.
Растение, молодые побеги которого используют как приправу.
Плод капусты.
Бобовое растение, название которого образовано двумя нотами.
Цитрусовое растение.
Растение, выращиваемое для получения тканей.
Растение, корнеплод которого используют для приготовления борща.
Наука о выведении новых сортов растений.
Лекарственное растение, называемое «корень жизни», выращивается для получения лекарственных препаратов.
Растение, из зерновок которого получают муку высшего сорта.
Плоды этого растения не только употребляют в пищу, но используют для изготовления посуды.
Растение, из листьев которого готовят один из самых популярных напитков.
Группа культурных растений, выращиваемая человеком, для удовлетворения своих потребностей.
Растение, у которого употребляются в пищу клубни.
Вещество, используемое для повышения плодородия почвы.
Родина этого растения – Африка, но выращивают его чаще в странах Южной Америки.
Растение, происходящее из Средиземноморского центра, ветви которого принято называть лозами.
Наука, занимающаяся выведением новых сортов растений.
Растение, семейства Крестоцветные, у которого в пищу употребляют корнеплоды.
Именно эту часть растения используют в пищу у моркови.
Растение, молодые побеги которого используют в качестве приправы.
Один из сортов капусты.
Семена этого растения покрыты тонкими волокнами, которые используют для производства ткани.
Растения, от которых человек на своих полях и огородах стремиться избавиться.
Плод томата, картофеля.
Злак, наиболее популярный в странах Азии.
Растение, съедобную часть которого принято называть «кочан».
Бобовое растение, часто называемое земляным орехом.
Цитрусовое растение.
Растение семейства Паслёновые, плод которого обычно окрашен в фиолетовый цвет.
Растение, название которого происходит от слов «золотое яблоко».
Съедобная часть картофеля.
Злаковое растение, из зерновок которого получают муку высшего сорта.
Вторая по древности и распространению культура.
Растение, используемое в качестве приправы и для придания особого аромата кондитерским изделиям.
П.р. № 2 : "Весенние работы по уходу за комнатными растениями"
10 мин. Закрепление урока
Закрепление (Загадки о растениях в стихах.)
1.Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки (Огурцы)
2.Вот зеленая кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая подружка,
Знаем мы тебя … (петрушка)
3.Хоть я сахарной зовусь, но дождя я не боюсь.
От дождя я не растаю, угощу всех сладким чаем (свёкла)
4.Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка) Группы работают с карточками. Демонстрируют полученные знания.
5 мин. V. Итог урока. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.Стратегия «Телеграмма» 
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Оценивают свою работу.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.
2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.Параграф 52 Записывают домашнюю работу в дневниках.