Публичное представление собственного инновационного опыта учителя химии МОУ Озерная ООШ г.о.Саранск РМ Леонтьевой Т.Е.


Публичное представление собственного инновационного
педагогического опыта учителя химии МОУ «Озерная основная общеобразовательная школа» г.о. Саранск Республики Мордовия
Леонтьевой Татьяны Евгеньевны.
Тема инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательного интереса учащихся на уроках химии путем применения современных образовательных технологий».
1.Актуальность и перспективность опыта.
По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение становится тяжелой повинностью. Химия – один из самых трудных школьных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.
Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся, увлечь ребят этой сложной наукой? По-моему, только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке, создать условия для познания нового, сохранив здоровье школьников.
Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.
2. Новизна опыта.
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Я уверена, что именно активные формы преподавания позволяют воспитывать человека-деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования. Поэтому в процессе преподавания особое внимание уделяю периодической зависимости свойств химических элементов и образованных ими веществ от строения, классификации простых и сложных веществ. Наиболее интересными были уроки: "Генетическая связь неорганических соединений", "Кислоты".
Основное содержание курса химии 9 класса сводится к изучению отдельных, наиболее практически ценных веществ. Курс заканчивается знакомством с органическими соединениями. Важнейшей особенностью является выделение времени на реализацию регионального компонента. Удачными уроками можно считать: «Алюминий, его физические и химические свойства», "Связь органической и неорганической химии".
3.Теоретическая база опыта.
Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, критического мышления, использование тестов.
Использую элементы интерактивного обучения – это сообучение, взаимообучение, когда ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Интерактивное обучение эффективно содействует формированию ценностей, привычек и умений, созданию атмосферы сотрудничества и взаимодействия. В ходе интерактивного обучения повышается самооценка учеников, что является очень важным в формировании гармонической личности.
Автор системы самооценки Карл Роджерс акцентировал внимание на особой роли самооценки в формировании личности.
Согласно теории Роджерса, для воспитания положительной самооценки дети нуждаются в безусловном признании.
Для повышения самооценки учеников стараюсь:
быть демократичной;
называть детей по имени;
поручать каждому выполнение определенных обязанностей;
привлекать внимание класса к положительным результатам работы каждого;
демонстрировать единые требования ко всем, не выявляя к кому-либо особой расположенности или антипатии;
время от времени общаться с детьми с глазу на глаз;
превращать неудачи учащихся в положительный учебный опыт;
отмечать успехи детей;
избегать излишней опеки, позволять школьникам учиться на собственных ошибках;
стараться вести себя как друг, избегая морализаторства;
поощрять взаимоподдержку в классе.
Влияние интерактивного обучения на развитие личности и самореализацию базируется на гуманизме, внимании и уважении к каждому ученику, создании положительного настроения, направленного не только на получение знаний, но и на развитие ребенка.
Реализация интерактивных технологий ведет к изменению роли учителя – из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Арсенал использования мною интерактивных технологий следующий:
Кооперативное обучение: «Работа в парах», «Диалог».
Технологии обучения в игре: «Ролевая игра».
Технологии обучения в дискуссии: «Ток-шоу».
Стараюсь выбирать из существующих методов такие, которые не просто обогатят учеников знаниями, а будут готовить их к активной и творческой работе.
Добиться качественно высокого уровня эффективности уроков в процессе обучения позволяют, по моему мнению, информационные технологии. Работу строю с опорой на ключевые моменты, отраженные в концепции информатизации образования, созданной под руководством А. П. Ершова, использую идеи программированного и проблемного обучения. В моей копилке имеются диски по теоретическим разделам органической и неорганической химии, «виртуальная лаборатория», созданные мною презентации.
Использование компьютерных дисков на уроке химии, презентаций позволяет учащимся увидеть те демонстрационные опыты, которые нет возможности показать учащимся на уроке, узнать много новой информации, проверить свои знания и умения по составлению формул, уравнений реакций, решению задач.
Считаю, что использование информационных технологий в процессе обучения обеспечивает каждому учащемуся собственной траектории самообучения; способствует эффективной организации познавательной деятельности обучаемых; предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения; позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к деятельности учащегося; дает возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу.
Российская высшая школа перешла на тестовую форму контроля. В связи с этим считаю целесообразным знакомить учащихся с тестовой технологией и формировать у них специфические навыки тестирования. Тестовую технологию широко применяю для проверки знаний.
Для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к ГИА, необходимо вести целенаправленную работу с 8 класса.
Тесты составляю в соответствии с федеральными образовательными требованиями к уровню подготовки учащихся общеобразовательных школ. В тесты включаю задания, которые позволяют выявить навыки практического использования химических знаний, владения основными понятиями школьного курса химии.
Для учащихся с высокими способностями в работу включаю задания по данной теме из экзаменационных материалов ГИА за прошедшие годы.
Для учащихся 8 и 9 классов разработала «Контрольные работы». Содержание текстов контрольных работ соответствует программе химии О. С. Габриеляна.
В настоящее время для получения хорошего образования недостаточно ограничиться рамками школьного учебника, а также разобраться в решении типовых задач. Нужно еще уметь использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, где не определен план действий, зачастую неизвестен и конечный результат поиска.
Практика показывает, что большая часть вопросов, которые задаются на уроках, направлена на воспроизведение информации из учебника или на понимание, поэтому являюсь сторонником компетентностного подхода к преподаванию предмета, который тесно связан с выполнением творческих заданий: написание химических сочинений, составление кроссвордов, подбор химических стихов, интересные сообщения для уроков.
Дидактическая ценность самостоятельной работы заключается в конкретном показе поступательного движения учащихся от простого к сложному. А выполнение самостоятельных реконструктивных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленных задач.
4. Ведущая педагогическая идея.
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученику и учителю. Когда я только начинала свою педагогическую деятельность, то больше старалась рассказывать сама, а ученикам ничего не оставалось делать, как слушать и усваивать. Постепенно я поняла, что это один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Мне казалось, что нужно только заставить слушать ученика и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Желательного результата на этом пути добиться нельзя.
Отсюда следует, что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому стараюсь забыть о роли информатора и выполнять роль организатора познавательной деятельности ученика. Не случайно, что проблема, над которой работаю последние несколько лет, называется «Активизация познавательного интереса учащихся на уроках химии путем применения современных образовательных технологий».
Главная моя забота как учителя организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности. Необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен. Использую системно - деятельностный подход в обучении.
Важнейшим принципом организации учебного процесса считаю принцип деятельностного подхода в обучении, который заключается в том, что знание ученик получает не в готовом виде, а созидает его самостоятельно в результате организованной учителем целенаправленной познавательной деятельности.
5. Оптимальность и эффективность средств. Пути активизации познавательного интереса обучающихся весьма разнообразны.
Для развития мыслительной деятельности обучающихся использую проблемное обучение. Деятельность учащихся наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у детей. Интерес у детей можно вызвать через проблемную ситуацию. Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности, приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.
Применяю элементы технологии "критического мышления". "Критическое мышление" - обозначение некоторого педагогического подхода. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.
В своей практике я использовала художественную форму письменной рефлексии, которая называется синквейн, так как она помогает развивать важное умение у учащихся - умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Стараюсь помочь профессиональному ориентированию и самоопределению школьников в мире современных профессий через электив "Химия и искусство". Электив веду по своей авторской программе, утвержденной на м/о по химии в 2016 году.
В связи с введением предпрофильного обучения, на основной ступени образования возникает необходимость внедрения дополнительных спецкурсов, направленных на знакомство учащихся с основами выбранной профессии. В рамках данного курса учащиеся получают более полное представление о роли химии в профессиях типа «человек – художественный образ», где объектом труда являются факты художественного отображения действительности. Сюда входят такие профессии, как художник-декоратор, художник-реставратор.
Большая роль в химическом образовании принадлежит кабинету химии. Его благоустройство позволяет эмоционально настроить школьников на урок, на усвоение учебного материала.
Для повышения эмоционального настроя и заинтересованности обучающихся, часто использую на своих уроках стихи, загадки, эпиграфы, высказывания великих, чтение курьёзных историй. Дети сами сочиняют химические сказки, составляют кроссворды, работают над проектами. Большой интерес вызывают у обучающихся химические вечера, такие как «Первые женщины - ученые химики», «Вклад ученых химиков в Победу», викторины и аукционы знаний, игры- соревнования.
И на уроках и во внеклассных мероприятиях уделяю большое внимание экологическим проблемам, использую национально-региональный компонент. Для большей результативности обучения провожу зачёты по отдельным темам, очные и заочные экскурсии по предприятиям республики, использую на уроках химические диктанты, перфокарты, тесты.
6. Результативность опыта.
Наше время отмечено глубокими преобразованиями во всех сферах жизни людей: материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. Ребятам, окончившим школу, скорее всего, понадобится не столько сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим. Поэтому одним из важных моментов при обучении школьников химии, по моему мнению, является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний. Необходимо, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения. Я думаю, что в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося.
Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями. Систематическая работа над развитием интеллектуальных умений обучающихся положительно сказывается на качестве их знаний, умений и навыков.
Ориентация на реальное продвижение учащихся подтверждается результатами успеваемости и качеством обученности учащихся, степенью подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации, итогами участия учащихся в конкурсах и олимпиадах.
Уровень учебных достижений учащихся по предмету свидетельствует о положительной динамике. За четыре последних качество обученности в среднем 50 – 62,5% соответственно.
Класс Процент качества
2012-2013 уч.год2013-2014 уч.год2014-2015 уч.год2015-2016 уч.год8 50 58 50 62,5
9 50 50 60 57
Стабильный уровень подготовленности учащихся (качественная успеваемость) подтверждают и результаты государственной итоговой аттестации. К сожалению, дети неохотно выбирают химию для сдачи в форме ЕГЭ или ГИА, считая ее сложным предметом, да и классы по численности небольшие, от 4 до 8 человек. В 2012-2013 учебном году итоговую аттестацию в форме ГИА выбрали четыре ученика, что составляет 40% от общего количества учащихся в классе. Результаты: качество – 100%, оценки- 4,4,5,5. В 2015-2016 учебном году итоговую аттестацию в форме ГИА выбрала одна ученица, что составляет 15% от общего количества учеников в классе. Результат: качество – 100%, оценка- 5, причем набрала 32 балла из 34.
Особое удовлетворение от своей работы учитель получает в том случае, когда учащиеся сознательно выбирают его предмет для углубленного изучения, связывают с ним свою дальнейшую судьбу.
К сожалению, наша школа уменьшилась: в 2008-2009 учебном году не стало 10-го класса, в 2009-2010 учебном году она стала основной. Учащиеся покидают нас после 9-го класса, но мои ученики не теряются и среди учеников города, если идут в другую школу в 10 класс или в колледж. Выступают на олимпиадах в этих учебных заведениях.
С 2002 года веду целенаправленную работу с ребятами, имеющими высокие учебные возможности по предмету через организацию участия учащихся в олимпиадном движении. Анализ сложившейся практики работы с одаренными и способными детьми показал, что работа в данном направлении носит системный характер, существующие в настоящее время подходы к работе с данной категорией школьников дают желаемые результаты.
Основным критерием успешности в данном направлении являются результаты, достигнутые школьниками в предметных олимпиадах различного уровня. Были у меня учащиеся, которые неоднократно занимали призовые места на муниципальном и республиканском уровне. Сейчас у нас в школе химию изучают учащиеся только 8-го и 9-го классов, но и здесь есть одаренные ребята. Я также преподаю обществознание, историю, изобразительное искусство, основы православной культуры, где тоже есть свои достижения.
Фамилия, имя учащегося, класс Уровень Учебный год Место
Курышева Елизавета, 8 класс муниципальный 2014-2015 призер по химии
Курышева Елизавета, 8 класс республиканский 2014-2015 участие
Андриянов Кирилл, 7 класс муниципальный 2014-2015 призер по обществознанию

Приведенные выше результаты подтверждают уровень подготовленности учащихся, соответствующий стандарту основного общего образования. Конечно, можно подумать, что два человека ничего не решают, но для небольшой сельской школы это неплохой результат.
Работа по использованию в практике методов активизации познавательной деятельности обучающихся продолжается, что дает свои позитивные результаты. Среди моих выпускников есть такие, которые закончили химический факультет МГУ им.Н.П.Огарева, некоторые учатся на медицинском факультете нашего университета, в медицинском колледже, в фармацевтических колледжах, но никто из них не жалеет, что прямо или косвенно связал свою жизнь с химией.
7.Возможность тиражирования
Накопленным опытом работы я делюсь со своими коллегами:
-на заседаниях методических объединениях учителей естественно-математического цикла;
-на педагогическом совете;
-на школьном сайте http://ozersar.schoolrm.ru;
- на личной страничке школьного сайта http://ozersar.schoolrm.ru/svedenlemployees/10826/201802/;
- на своем личном сайте
https://infourok.ru/user/leonteva-tatyana-evgenevna
-на персональной странице в интернет сообществе учителей:
http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692