Контрольная работа по теме: Лексические нормы

План урока русского языка в 11 классе
Тема: Контрольная работа по теме «Лексические нормы»
Цели: создать условия для:
1) повторения и обобщения теоретических знаний по данной теме, закрепления умений, полученных в процессе изучения темы; 2) развития логического мышления и речи учащихся, расширения кругозора; 3) воспитания интереса к русскому языку, желания пополнять свой лексикон.

Задачи: отработать умения:

повторить основные термины и понятия лексики;
усвоить понятие лексических норм;
рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способы их предупреждения;
понять, как можно применить полученные знания на ЕГЭ по русскому языку.

Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний. 

Ход урока:
1 вариант.
Задание 1. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках.

Любой (поступок проступок) заслуживает осуждения.
Студент быстро (усвоил освоил) материал.
Мать приготовила (сытый сытный) завтрак.
(Болотистый болотный) ил является отличным удобрением.
(Соседний соседский) кот важно прошел на кухню.
Задание 2. Определите значение фразеологических оборотов.
Бить баклуши. Рыльце в пуху.
Задание 3. Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Запишите исправленный вариант.  1. На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела фиаско.  2. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшего развития в области спортивной работы.
3.Строительство канатных дорог в мире достигло апогея.  4. У человека есть одна Родина, и, куда бы ни забросила его судьба, он испытывает ностальгию. 
Задание 4. В каком предложении допущена ошибка, связанная с употреблением лишних слов?
1.На дне лодки я нашел половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.
2.В передаче «Доброе утро» впервые дебютировал певец Семенов.
3.Зимой мы надеваем теплые вещи обычно темных цветов.
4.Проходя по Охотному Ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.
Задание 5. В каком предложении допущена ошибка, связанная с лексической сочетаемостью слов?
1.Ярмарка – одно из характерных явлений народного быта в 19 веке.
2.Правительство всегда придавало большое значение развитию промышленности.
3.Современный лингвист И. Р. Гальперин выделил три вида информации: концептуальную, фактуальную и подтекстовую.
4.Это лекарство пользуется авторитетом у большинства педиатров.
Задание 6. Вставьте в данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ.

Мама __________ чехол на чемодан.
Девочка __________ куклу Катю.
Старший брат __________ сестру.
Сегодня девочка __________ новые туфли.
Задание 7. Укажите ряд словосочетаний, где нет тавтологии.
1.Сатирическая карикатура, местный абориген
2.Ладонь руки, соединить воедино
3.Коллеги по работе, мемориальный памятник
4.Подарить сувениры, оправданный риск
Задание 8.  У какого слова есть омоним(ы)?
1.кран 2.кошка 3.жар 4.армия
Контрольная работа по теме «Лексические нормы»
2 вариант.
Задание 1. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках.

После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное искусственное) вскармливание.
В жаркий день приятно походить по (теневым тенистым) аллеям.
Молодой рабочий (усвоил освоил) профессию токаря.
Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная бережливая).
Знаток во всем, он все же был (невежей невеждой) в живописи.
Задание 2. Определите значение фразеологических оборотов.
Дело в шляпе. Сесть в калошу.
Задание 3. Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Запишите исправленный вариант.  1. Песня исполнялась под аккомпанемент гитары.  2. У пассажиров была альтернатива: они могли загорать на палубе комфортабельного парохода или плавать в бассейне.
3. Аналогичное решение было принято студентами второй группы.
4. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного парохода. Задание 4. В каком предложении допущена ошибка, связанная с употреблением лишних слов?
1.Хронометраж времени был просчитан до секунды.
2.Книге предназначено быть спутником человека.
3.Зимой деревья дышат в 200-400 раз слабее, чем летом.
4.В сочной зеленой листве деревьев громко пели птицы.
Задание 5. В каком предложении допущена ошибка, связанная с лексической сочетаемостью слов?
1.Ярмарка – одно из характерных явлений народного быта в 19 веке.
2.Правительство всегда придавало большое значение развитию промышленности.
3.Современный лингвист И. Р. Гальперин выделил три вида информации: концептуальную, фактуальную и подтекстовую.
4.Это лекарство пользуется авторитетом у большинства педиатров.
Задание 6. Вставьте в данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ.

Брат __________ часы на руку.
Бабушка __________ внука.
Модница __________ новое пальто.
Космонавт __________ скафандр.
Задание 7. Укажите ряд словосочетаний, где нет тавтологии.
1.Памятный сувенир, маршрут движения
2.Стопа ноги, юмористическая сатира
3.Тариф оплаты, патриот своей Родины
4.Ехать по маршруту, сотрудничать с коллегой
Задание 8.  У какого слова есть омоним(ы)?
1.кран 2.кошка 3.жар 4.армия

















Ответы:
1 вариант:
1) проступок, усвоить, сытный, болотный, соседский
2) Бить баклуши – бездельничать; Рыльце в пуху – не без греха.
3) фиаско – поражение; перспективы – ожидаемое, планы; апогей – пик, высшая точка; ностальгия – тоска.
4) 2
5) 4
6) надеть, одеть, одеть, надеть
7) 4
8) 1

2 вариант:
1) Искусственное, тенистым, освоил, бережливая, невежда.
2) Дело в шляпе – дело удается; сесть в калошу – оказаться в нелепом, трудном положении.
3) Аккомпанемент – сопровождение; альтернатива – выбор; аналогичное – такое же; комфортабельный – отвечающий всем требования комфорта.
4) 1
5) 4
6) надеть, одеть, надеть, надеть
7) 4
8) 1






15