Разработка урока по литературе на тему Роль художественной детали в литературном произведении


Тема: Роль художественной детали в литературном произведении
Цель: углубить понятие о художественной детали как об одном из способов художественной типизации в литературном произведении
Задачи: раскрыть функцию детали на примере произведений писателей XIX века;
подготовить к сочинению «Роль художественной детали в литературном произведении» .
Эпиграф: Этим деталям читатель должен удивиться и поверить всему рассказу.
В.ШаламовХод урока
I.Вступительное слово учителя
Готовясь к сочинению, связанному с исследованием мастерства писателя, мы не можем не обратиться к художественной детали. Это изобразительная и выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, которая порой играет одну из главных ролей в раскрытии характера героя.
II.Беседа
? – Какие детали вы знаете?
Предметные, бытовые, портретные, пейзажные, речевые, звуковые, цветовые, динамические и др.
? – Какую роль может выполнять художественная деталь в произведении?
1)
Выделить характерную черту героя( например, «лучистые глаза» княжны Марьи в «Войне и мире» Л.Н. Толстого);
2) описать нравы общества (например, в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина «уездной барышни альбом» свидетельствует о вкусах провинциального дворянства);
3) обнаружить психологическое состояние персонажа или лирического героя (например, в повести А.П. Чехова «Три года»: Лаптев раскрыл зонтик, и ему показалось, что около него даже пахнет счастьем);
4) выразить авторскую позицию, отношение автора к герою или явлению (например, описание петербургского кабинета Онегина выражает лёгкую иронию автора по отношению к герою);
5) иногда деталь может приобретать значение символа (например, футляр в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре», крест в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и др.).
(Ученики делают краткую запись в тетради).
III. лана сочинения
1.Деталь как один из способов художественной типизации в произведении.
2. Роль детали в художественном произведении:
а) выделение характерной черты героя (на конкретном примере);
б) раскрытие социально-исторической обстановки;
в) выражение авторской позиции по отношению к герою;
г) символическая роль детали.
3. Основные выводы
IV. Беседа. Раскрытие содержания плана
? – О чём будете говорить во вступлении?
1.Деталь как средство художественной выразительности всегда была присуща искусству. Она помогает полнее и ярче раскрыть содержание образа, его значительность. В XIX веке она триумфально прошла через всю мировую литературу и стала главным её приёмом, особенностью реализма.
2.»Глаза-зеркало души человека. Эта деталь портрета раскрывает всегда самое важное в характере героя». В качестве перехода от первой части сочинения ко второй можно использовать эпиграф-высказывание В. Шаламова, приведённое выше, или слова Л.Н. Толстого: «Никакой мелочью нельзя пренебрегать в искусстве, потому что какая-нибудь полуоторванная пуговица может осветить известную сторону жизни данного лица. И пуговицу непременно надо изобразить. Но надо, чтобы и все усилия, и полуоторванная пуговица были направлены исключительно на внутреннюю сущность дела».
? – О чём будете писать в основной части?
(см. материалы далее)
? – Как можно закончить сочинение?
Можно закончить сочинение, предварительно сделав краткий обзор всего, о чём говорили, словами Л.Н. Толстого: «Никакой мелочью нельзя пренебрегать в искусстве…».
V. Во избежание речевых ошибок при написании данного сочинения мы должны найти замену слову «показывает» (оно может оказаться самым употребляемым). Естественно, замена должна быть стилистически уместна.
Показывает-воспроизводит, воссоздаёт, рисует, изображает, воплощает, раскрывает, описывает, характеризует, говорит, повествует, утверждает, отличает, выделяет, видит, замечает. В сатирических произведениях- бичует, развенчивает, высмеивает, разоблачает. В сочинениях по лирике- воспевает, поэтизирует, превозносит, прославляет.
VI. Домашнее задание
Написать сочинение на тему «Роль детали в художественном произведении» (по одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века).