Доклад Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроках математики


Доклад на заседание ПЦК естественно-математических дисциплин
Тема: Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроках математики
Подготовила: Батырханова А.А. – преподаватель математики
Вопросы мотивации обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогики. Преподаватель должен не только сформировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробудить стремление обучающихся к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов, является активизация учебно-познавательной деятельности студентов. А. Дистервег писал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами и напряжением.
Нестандартные ситуации наших дней, требуют от нас широты интереса. Интерес - это реальная причина действий, ощущаемая человеком, как особо важная. Он является одним, из постоянных, сильнодействующих мотивов деятельности. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.
Познавательный интерес, играет в педагогическом процессе главную роль. Поэтому развивая, познавательный интерес, из урока в урок, можно добиться положительного отношения к обучению. Как активизировать его, как сделать так, чтобы у студента возникали вопросы, на которые он сам - бы искал ответы. При этом, делая это с увлечением, и получая радость от процесса поиска. Ведь познавательный интерес, положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, приобретающие особую активность и направленность.
Инвестиции в человека, в его квалификацию, в повышение производительности труда, в обновление производств становится главнейшим источником экономического роста страны, - сказал В.В. Путин.
Поэтому основной задачей общества, которое хочет получить опытных специалистов, является активизация познавательной деятельности обучающихся таким образом, чтобы их главной задачей стало получение диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями.
Выдающийся невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20–30% зависят от его интеллекта, а на 70–80% – от мотивов, которые побуждают его вести себя определенным образом.
Познавательный интерес эмоционально окрашивает всю учебную деятельность студента, но в то же время он связан и с другими мотивами (ответственность, без знаний не будет хорошей профессии, раскрыть свои способности, расширять свой круг общения, утвердиться в группе, необходимость в получении диплома, неосознанные мотивы и т.д.)
С целью изучения, основных мотивов студентов к обучению, я провела опрос студентов 1 курса, в группах, где преподаю. Студентам было предложено провести ранжирование мотивов по 6 направлениям, которые побуждают их учиться.
Проведённые исследования показали
• 42% студентов стремятся получить диплом об образовании для расширения возможностей устроиться на хорошую работу;
• стремление к высоким доходам привлекает 34% студентов;
• престижность обучения в нашем колледже привлекает 11% студентов;
• студентов, которые пришли получить знания 6%;
• студентов, которые посещают колледж ради общения 4%;
• студентов, которые посещают колледж из-за влияния родителей 3%.
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания.
Для формирования высокой мотивации образования, студент должен иметь сформированный образ будущей профессии, который придаст личностный смысл образовательному процессу.
В создании мотивации к изучению студентом математики и подготовки его к профессиональной деятельности помогает компетентностный подход к обучению, предполагающий не только формирование знаний, умений и навыков, но и таких качеств личности (компетенций), которые обеспечивают способность и готовность применять их в профессиональной деятельности. Одной из составляющих этого подхода к обучению является использование в учебном процессе практико - ориентированного обучения.
По отношению к учебной дисциплине математика, всегда имеются некоторые категории студентов, которые:
• проявляют к ней повышенный интерес;
• занимаются ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не проявляют;
• считают математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом.
А без математической подготовки невозможно стать хорошим специалистом, т.к. математика служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, информатики и др. Это приводит к необходимости знакомства студентов, с учебной программой и этапами обучения. С первого занятия они видят перспективу их обучения и осознают требования к промежуточному и итоговому контролю знаний, умений и навыков. Так же на первом занятии проводится входной контроль, что - бы составить представление о дифференцированном подходе обучения в группе.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности на уроках, являются:
• содержание учебного материала;
• стиль общения педагога и обучающихся;
• характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Само по себе содержание учебного материала не побуждает студента к учебной деятельности. Как же построить урок, чтобы вызвать у студента эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. Очень важно так планировать и строить урок, чтобы осознанно формировать результаты обучения: личностные, меж предметные и предметные. О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною, я хочу рассказать. Не все, представленное вашему вниманию, является моим «изобретением», многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной информации.
При лекционном ведении урока, где возможно, я применяю проблемное изложение материала. Так как проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес обучающихся. Применяю частично-поисковые (эвристические), исследовательские методы. Изложение материала сопровождаю вопросами, на которые отвечаю сама или привлекаю учащихся.
Например, при изучении темы «Производная функции», я показываю пример где производную степенной функции, у= х2 находят непосредственно по определению, и прошу ребят составить алгоритм нахождения производной. Продолжая по этому алгоритму находить производную, я усложняю функции, например у=х2+3х, у=х2+3х-6, у=х2+3х+7, и делая выводы чему- же в результате равна производная, мы приходим к выводу формулы нахождения производной степенной функции. Затем предлагаю по этому алгоритму найти производные тригонометрических функций. Учащиеся начинают вычисление по алгоритму и сталкиваются с тем, что дифференцирование становится более трудоёмким. С облегчением они узнают о формулах производных для основных элементарных функций.
Примером использование на уроках математики исследовательского метода можно считать решение многих геометрических задач на построение, а также исследование находит широкое применение при изучении функций, их свойств и построение графиков.
Для повышения мотивации обучения на уроках математики я широко использую ИКТ. Изложение новой темы в сопровождении презентации концентрирует внимание студентов. Выполненные на заданную тему презентации, самими студентами, так же способствуют формированию устойчивого интереса к дисциплине математика. Например, презентации по теме логарифмическая функция или история дифференциального исчисления, создание тестирующих программ по пройденным темам, например решение простейших тригонометрических уравнений, преобразование графиков функций и т.д., которые делают урок более зрелищным и интересным.
Использование обучающих и контролирующих тестов полезны для усвоения определений, формул, свойств и т.д. После прохождения теста студенты сразу видят свои ошибки, а многократное его прохождение дает возможность получить хорошие результаты. При регулярном использовании тестирования у студентов повышается активность работы на занятиях, усиливается дух состязательности, желание самоутвердиться, формируются коммуникативные и личностные универсальные учебные действия (УУД).
Оживляет урок и использование материала из истории математики. Это могут делать и студенты, 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес, формирует познавательные УУД.
Большую роль в активизации познавательной деятельности студентов на уроках математики, играют практические занятия. Группа делится на подгруппы, что даёт возможность больше времени уделять каждому студенту и для опроса основного материала и для помощи студенту в практическом применении полученных знаний, что позволяет формировать регулятивные УУД. Варианты, предполагают 3 уровня заданий.
Заметно повышает мотивацию обучающихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Поэтому большое внимание я уделяю подведению итогов урока так, чтобы студенты испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Следовательно, этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.
Активизирует познавательную деятельность и организация внеаудиторной работы со студентами, привлекаю их к участию во внутри колледжных олимпиадах и мероприятиях.
Умение заинтересовать математикой - дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Активизация познавательной деятельности студентов, целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель. Нужно помнить, что сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать.
«За один день вы можете преподать студенту урок, но если вы воспитаете в нём любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь». Клэй П. БедфордЛитература:
1. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.-М:Педагогика,1986.-288с.
2. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А.В.Карпова.-М.: Гардарики,2002.- 232с.
3. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под. ред. С. А. Смирнова. -М. : Академия,1999г
4. Метельский Н.В. Дидактика математики: общая методика и её проблемы. -Минск: Издательство БГУ,1982г