Доклад Учебные ситуации на уроках математики в 5-6 классах


(Слайд 1)Учебные ситуации на уроках математики в 5-6 классах.
(Слайд 2)Основная задача современной школы – формирование активной, творческой личности, способной самостоятельно решать разнообразные задачи.
(Слайд 3)Математика является важной учебной дисциплиной для многих профилей обучения. Она необходима будущим строителям и архитекторам, химикам и инженерам и т.д. Математика имеет большие возможности для развития: логического мышления; практических действий по моделированию геометрических и реальных объектов.(Слайд 4)Успешность изучения школьного курса математики, творческая активность учащихся на уроке зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Урок должен быть интересным и увлекательным. Поэтому необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы у каждого ученика сформировать интерес к предмету. Так как именно интерес к предмету является одним из важнейших факторов успеха в обучении.
(Слайд 5)Важнейшим методом обучения в современной школе является системно-деятельностный подход, т.к. он обеспечивает включение ученика в процесс самостоятельного построения им нового знания.
(Слайд 6)Одним из видов этого подхода является создание учебных ситуаций на уроках. Эффективность этого метода заключается в том, что повышается не только уровень знаний ученика, но и его мыслительная активность.
(Слайд 7)Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, они сами получают из него новую информацию. Постепенное овладение учащимися системой творческих умственных действий приводит к накоплению умений, навыков, опыта таких действий, изменению качества самой умственной деятельности, к выработке особого типа мышления, к новому уровню развития и готовности решать более сложные задачи.(Слайд 8)Поставив целью развитие творческих способностей детей, я выделила ряд задач:
поддерживать и развивать интерес к предмету;
формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.;
развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся;
учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);
показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках математики;
учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя.
(Слайд 9)Можно сформулировать три основные постановки учебной ситуации на уроке:
затруднение;
подводящий диалог;
сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема («яркое пятно»).
Вот несколько примеров создания разных учебных ситуаций и диалогического выхода из них на уроках математики в 5–6-х классах.
(Слайд 10) Затруднение . Ученикам предлагается ряд примеров на повторение, среди которых есть незнакомые. Ученики, испытывая затруднения, пытаются решать самостоятельно. Учитель в разговоре побуждает учеников к осознанию, создается проблемная ситуация.
Например. 6-й класс. Тема: Сложение чисел с разными знаками.
В начале урока устный счет примеры на повторение, среди которых есть примеры по новой теме. В ходе решения возникает диалог:
(Слайд 11)
  Учитель. Ученик.
1. – Вы смогли выполнить все задания? – Нет.
2. – Почему не все примеры решаемы? (Побуждение к осознанию противоречия.) – Слагаемые в некоторых примерах имеют разные знаки. (Осознание затруднения.)
3. Чему сегодня будем учиться? (Формулирование проблемы.) – Складывать числа разных знаков. (Учебная проблема как тема урока.)
(Слайд 12)Вторая возможность постановки учебной проблемы – подводящий диалог. Через вопросы и задания учитель подводит учеников к формулировке темы урока. В ходе беседы даются репродуктивные задания(вспомнив, выполним знакомое), и мыслительные задания (сравним, проанализируем). А последний вопрос задается на обобщение, ответом на него станет формулировка темы урока.
(Слайд 13)Например. 5-й класс. Тема: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями.
В начале урока задания на повторение. Идет обсуждение повторение изученного ранее материала.
  Учитель. Ученики.
1. – Как мы сравниваем обыкновенные дроби с одинаковыми числителями и знаменателями? Предлагаются примеры: Учащиеся формулируют правила. Решают примеры.
(Слайд 14)2. Предлагаются примеры. Сравнить Чем отличаются от предыдущих примеров? – Числители и знаменатели разные.
3. – Над чем на уроке будем работать? – Сравнение обыкновенных дробей. (Тема урока.)
4. – Над каким вопросом подумаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) – Правила сравнения обыкновенных дробей.
4. – Какие дроби мы уже умеем сравнивать? – С одинаковыми знаменателями и числителями.
5. – Как же сравнить дроби с разными числителями и знаменателями?– Какие есть гипотезы? – Привести дроби к одинаковым числителю или знаменателю. (Формулировка правила, открытие нового знания.)
(Слайд 15)Третья возможность постановки учебной проблемы – сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема. Это может быть “яркое пятно” (сказка, фрагмент из художественного произведения) и “актуальность” (значимость темы).
Например. 6-й класс. Тема: Отрицательные числа.
Учитель: Первые числа появились натуральные, когда древний человек подсчитывал количество предметов. Когда же он столкнулся с делением меньшего числа на большее, пришлось “придумать” дробные числа. Однако и этих чисел оказалось мало. Когда люди занялись торговлей, им приходилось иметь дело с долгами и имуществом, поэтому возникла потребность в числах, которые в настоящее время называют отрицательными. Вот о таких числах поговорим сегодня на уроке.
Так же иногда на уроках для создания проблемных ситуаций использую следующие задания:
(Слайд 16)Задачи с несформулированным вопросом. Тонкая тетрадь в клетку стоит 5 руб., общая предметная тетрадь по математике - 45 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.
(Слайд 17)Задачи с несколькими решениями. Три класса (5, 6, 7) посадили 120 рябинок. 5 класс посадил 25% всех рябинок, а 6 – 45% всех рябинок. Сколько рябинок посадил 7класс? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.
(Слайд 18)Задачи с излишними данными. Автомобиль проезжает за 2 часа 150 км, а автобус за 3 часа 180 км. Автомобиль был в пути 5 часов, а автобус 6 часов. На сколько скорость автомобиля больше скорости автобуса?
(Слайд 19)Задачи на нахождение ошибки. Постройте треугольник со сторонами 2 см, 3 см, 5 см и найдите его периметр.
Выход из созданной ситуации я предлагаю ребятам найти либо самостоятельно, либо в парах, либо в группах. Затем проводим обсуждение и делаем общий вывод.
(Слайд 20)Правильная постановка учебной ситуации – порождение у учеников мотивации к познанию нового на уроках математики.
Использование проблемных методов и приемов на уроке осуществляется по определенному алгоритму. Для начала необходимо продумать содержание учебной задачи, что бы она вызвала интерес у ребят, затем продумать и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения
(Слайд 21)Данная технологическая схема позволяет целенаправленно добиваться высоких результатов на уроке, а самое главное не теряется интерес к предмету. Приходя на урок, ученики ожидают, чему удивятся сегодня.