Разработка урока с использованием Электронных образовательных ресурсов


Аннотация
Представленный конспект  урока  ознакомления с новым материалом 
« Природа в опасности. Охрана природы» по курсу «Окружающий мир »по учебнику Плешакова А.А.в 3 классе  разработан с использованием электронных образовательных ресурсов. ЭОР использован как источник  учебной информации, позволяющий интенсифицировать образовательный процесс, погрузить обучающегося в яркий красочный мир природы, систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающем мире.
Цель работы: разработать приёмы  использования дополнительных источников  учебной информации к материалам учебника по теме: «Природа в опасности. Охрана природы »
задачи: выяснить, как влияет использование ЭОР в ходе урока на интенсификацию образовательного процесса.
Современные образовательные технологии требуют активного применения электронных образовательных ресурсов  Именно поэтому требуется конкретизация использования ЭОР на уроке. В данной работе
рассмотрено использование интерактивных методов обучения  как способ поддержки традиционного обучения на различных этапах урока :- актуализация знаний о взаимосвязи живой и неживой природы, экологических связях, влиянии человека на природу.
- проверка учителем  знаний и способов действий учащихся с использованием ЭОР и  выявление пробелов в усвоении знаний.
- организация работы по изучению темы урока,  проверка полноты, осознанности усвоения изученного.
При разработке конспекта урока были учтены возрастные психофизиологические особенности обучающихся младшего школьного возраста[2;3], такие как : 
·                доминирующие  непроизвольные формы внимания, восприятия, памяти при которой любая деятельность привлекает в основном своей эмоциональной значимостью[3]; с этой целью использованы аудиофрагмент «Игра воды» (№ 207219 ) , анимированная модель «Пищевая цепь»;
·                мышление носит наглядно-образный, предметный характер. 
использованы иллюстрации: «Животные, истреблённые человеком (№ 125487)», «Исчезающие виды растений (№ 125480)», « Охота (№ 125504)» ,«Редкие виды»
·                физическую нагрузку дети способны удерживать не более 5 -7 минут. [2];-проведены физминутки в сопровождении анимированного фрагмента, демонстрирующегося на экране;
Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. [2]Для этого на уроке учащимся предлагается работа с моделями,  рисунками, таблицами ( интерактивные  схемы «Роль млекопитающих в природе (№ 202182)», «Значение птиц в природе (№ 202174) »
.Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их.[3] На уроке используется серия интерактивных заданий для исследования «Загрязнение воздуха»[1],что  предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка, формирование самостоятельной познавательной деятельности;
 В процессе урока создаются  условия для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различных видах деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не как самоцель. Данный вид серии интерактивных заданий предполагает индивидуальную  или работу в парах в зависимости от обеспеченности компьютерами. По остальным использованным электронным ресурсам организована коллективная и фронтальная работа.
Данный урок был проведён в 3 классе МОБУ СОШ с Первомайское в апреле 2015года учителем начальных классов Антиповой Ириной Ильиничной.  Применение ЭОР на данном уроке, без сомнения, расширило , систематизировало и углубило исходные представления обучающихся о природных и социальных объектах окружающего мира, помогло осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, освоить элементарные правила поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
 
Список использованных источников
1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. В 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2009г.
2.Стюхина Г. А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010
3. Кравцова Е.Е. "Психологические особенности детей младшего школьного возраста, М: Педагогический университет "Первое сентября", 2008г.
 


Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
1 Орг. момент Обеспечивает мотивацию учения Настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку. 2 мин
2 Проверка домашнегозадания Пищевые цепи(ОЭР-1)
Пищевые цепи (ОЭР-2)
Значение птиц в природе (ОЭР-3)
Роль млекопитающих в природе
(ОЭР-4)
Демонстрация ЭОР.
Проверка учителем знаний и способов действий учащихся с использованием ЭОР, выявление пробелов в усвоении знаний.
Демонстрируют выполнение домашнего задания, сообщает о проблемах, возникших при выполнении самостоятельной работы, о затруднении при выполнении отдельных заданий
7 мин
3 Постановка темы и целей урока Организация внимания учащихся. Ставит вопросы. Отвечают на вопросы, определяют тему урока. 2 мин
4 Изучение нового материала Загрязнение воздуха (ЭОР-5)
Актуализация знаний о взаимосвязи живой и неживой природы, экологических связях, влиянии человека на природу.
Организует коллективную работу учеников с электронным ресурсом. Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания, делают выводы. 6 мин
5 Физкульт минуткаИгра воды (ЭОР-6) Учитель сопровождает движения речью в игровой форме под мелодию ЭОР. Дети повторяют движения. 3 мин
6 Работа в рабочей тетради Организует работу. Проверяет полноту, осознанность усвоения изученного. Работают самостоятельно, взаимопроверка. 5 мин
7 Природа в опасности –лекция учителя Охота (ЭОР-7)
Животные истреблённые человеком
(ЭОР-8)
Исчезающие виды растений (ЭОР-9)
Редкие виды животных
(ЭОР-10) Демонстрация ЭОР.
Организует коллективную и фронтальную работу учеников с электронным ресурсом. Знакомятся с материалом, отвечают на вопросы учителя, размышляют, делают выводы.
Фронтальная работа. 10 мин
8 Работа в рабочей тетради Организует коллективную работу учеников с кроссвордом Работают коллективно.
Записывают слова. 5 мин
9 Итог урока Организует обобщение знаний, полученных на уроке,подведение итогов работы.
Даёт качественную оценку деятельности класса и отдельных учащихся.
Оценивает их результаты. Даёт домашнее задание. Отвечают на вопросы. Делают выводы из урока.
Получают оценку за работу на уроке и принимают комментарий учителя. Записывают домашнее задание. 5 мин
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Пищевая цепь Интерактивное задание Анимированная модель http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ac5c10c1-001a-4423-b7e7-e831c39780c9/?interface=pupil&class[]=43&class[]=44&class[]=45&subject=252 Пищевая цепь. Задание 9 Интерактивное задание Анимированная модель http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/9e0b1efd-831c-4dad-b1fb-a6ca648100e8/?interface=pupil&class[]=43&class[]=44&class[]=45&subject=253 Значение птиц в природе (№ 202174) Чертёж/Графика/Схема Интеррактивная схема http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/4aae6c9a-2bf4-491a-a7f6-3191034fcf0f/?interface=catalog4 Роль млекопитающих в приро-де (№ 202182) Чертёж/Графика/Схема Интеррактивная схема http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/5b4bd54b-cb40-478e-9650-2d12b2214f74/?interface=catalog5 Загрязнение воздуха. Задания (№ 180989) Интерактивное задание Серия заданий лдя исследования http://school-collection.edu.ru/catalog/res/09325c01-2008-4961-b343-1de268f16261/?interface=teacher&class[]=42&class[]=43&class[]=44&class[]=45&class[]=476 «Игра воды» (№ 207219) АудиофрагментАудиофрагментhttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/c2fa06e1-757d-4741-9086-3b27a46ece6c/?interface=teacher&class[]=42&class[]=43&class[]=44&subject=337 Охота (№ 125504) Иллюстрация. Иллюстрация. Охота http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/740e2d29-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?interface=catalog8 Животные, истреблённые человеком (№ 125487) Иллюстрация. Иллюстрация. http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/740e2d2a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?interface=catalog9 Исчезающие виды растений (№ 125480) Иллюстрация. Иллюстрация. http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/740e2d2b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?interface=catalog10 Редкие виды животных, занесённые в Красную книгу (№ 125482) Иллюстрация. Иллюстрация. http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/740e2d2c-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/?interface=catalog\s