Мастер-класс «Средства визуализации для развития критического мышления. Fishbone (диаграмма Ишикавы)»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 4 имени Ю.А. Гагарина»
Города Фролово Волгоградской области
Мастер-класс «Средства визуализации для развития критического мышления.
Fishbone (диаграмма Ишикавы)»
подготовила
учитель начальных классов
Мельникова Елена Владимировна
Ход мероприятия
Тема : «Средства визуализации для развития критического мышления. Fishbone (диаграмма Ишикавы)
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления Fishbone (диаграммы Ишикавы) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Вступительное слово
Прочитав высказывание Гётте, вы поймёте, о чём пойдёт речь на нашем мастер- классе:
Мыслить легко, действовать достаточно сложно,
а привести свои мысли в действие самое сложное в мире.
Введение в проблему
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Одной из задач, которая во все времена неявно стояла перед учителем, а с введением Стандарта второго поколения обрела новое звучание, является задача развития критического мышления.
Критическое мышление предполагает понимание взаимосвязей в сложных системах, совершение обоснованного выбора. К этому добавим умение работать с информацией, умение ставить и решать проблемы.
Теоретическая часть
Одним из эффективных приёмов визуализации мышления является причинно-следственная диаграмма Исикавы Каору – известного японского ученого в области управления качеством, с именем которого связывают возрождение и развитие японской экономики. «Fishbone» в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы». Стратегия «Fishbone» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем). Фишбоун – чаще всего используется учителем на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера - это и окружающий мир и литературное чтение. Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.
Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) Если эту «кость» расположить вертикально, то она похожа на елочку Другими словами, эту «кость», «скелет» можно распологать вертикально или горизонтально по желанию. Есть и другие виды построения диаграмм. Создавать и работать с диаграммой можно на сайте http://classtools.net/education-games-php/fishbone/ Там существует готовый шаблон. У ВАС НА СТОЛЕ ЛЕЖИТ ШАБЛОН уже с готовой проблемой и в течении работы можете заполнять пустые косточки
Порядок работы с использованием «Фишбон» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:
как известно любая проблема начинается с головы. Поэтому после обсуждения с классом, ведущий или учитель помещает проблему в голову рыбы.
на верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, обусловившие возникновение  данной проблемы, путем анализа источников, возможно, консультаций со специалистами, просмотра видеофильмов и т.д.
на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют.
Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «елочки», то есть, остаются только лишь предположениями.
Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка- в хвосте
Рассмотрим построение диаграмм на конкретном примере. Урок литературного чтения в 4 классе
Тема урока: А.П. Чехов. «Белолобый»
В голове- какие чувства вызывает волчица?
Причины: Слабое здоровье Заботливая мать Слабое чутьё Мнительная
Факты: Хоть и голодна, несёт добычу детёнышам
Могла питаться только падалью
Часто сбивалась с дороги
Всё её пугало
Хвост: Волчица вызывает жалость
Или допустим, что мы хотим систематизировать все возможные  проблемы, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы
То предполагается несколько этапов мозгового штурма и составления диаграммы:
сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
ранжирование их внутри каждого блока;
анализ получившейся картины.
Практическая часть.
Уважаемые коллеги, я хочу предложить вам вместе со мной создать учебную среду, в котором теория и практика усваиваются одновременно. У вас на столах лежат тексты из окружающего мира по теме: «Природные зоны России. Пустыни» Ознакомьтесь, пожалуйста. В «голове» - экологическая проблема; Главные причины (причины 1 уровня), влияющие на проблему, – “большие кости”. Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с “хребтом”- браконьерство, неумелое орошение, живая природа и почва.
Далее наносятся вторичные причины (причины 2 уровня), которые влияют на главные причины (”большие кости”), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Это –охота, выпас скота; исчезновение животных и растений .Создают каналы, подвижные пески, нехватка воды и много соли в почве.«Хвост» - нужно беречь зону пустынь.
Итак, подведём итог: проблема; причина; следствия; вывод.
Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу.
Главное  при решении проблемы: найти причинно-следственные связи, ответить на вопросы “ПОЧЕМУ?”
Рефлексия
Вернёмся к проблеме зачем я пришла на мастер –класс?

Итог:
Проанализируем наш мастер – класс на листе пожеланий .