«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в свете компетентностного подхода к обучению».


Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы Содержание Единые подходыПроведение мониторингаOECDГрамотность чтенияКомпетентность пониманияГрамотностьАнализ результатов международных исследований (1)(2)(3)Выводы Единые подходы Последние десятилетия характеризуются объединением усилий различных стран в разработке единых подходов к оценке результатов обучения и в проведении международных сравнительных исследований, которые дают информацию о состоянии образования. Проведение мониторинга Лидирующая роль в проведении мониторинга принадлежит нескольким признанным организациям:TIMSS (международные сравнительные исследования качества математического и естественнонаучного образования) (Trends in international Mathematics and Science study)Международная ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements)ETS (Educational Testing Service)Организация экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Cooperation and Development) OECD OESD осуществляет проект PISA (Program for International Student Assessment) по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся на предмет их готовности к жизни. PISA показала, что в российской школе существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способность обучающихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. Можно по-разному относиться к результатам исследований, однако факт низкого уровня грамотности чтения российских школьников до недавнего времени оставался фактом. Грамотность чтения На первый взгляд может показаться, что овладение техникой чтения уже свидетельствует о грамотности чтения. Человек грамотен, если он умеет читать.Но необходимо внести коррективы в определение понятия «грамотность чтения»:Оно не является синонимом понятия «скорость чтения»Главной задачей обучения является выработка навыков чтения и осознание прочитанного Компетентность понимания Осознание прочитанного связано с анализом и пониманием текстов, т.е. с «компетентностью чтения», которую можно назвать «компетентностью понимания».Компетентность чтения предполагает его грамотность.От уровня грамотности чтения во многом зависит успешность обучения и его качество, уровень образованности. Грамотность чтения Способность читать, писать, говорить для квалифицированного решения профессиональных, семейных, общественных задач Способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества Способность понимать, применять и критически осмысливать текстовую информацию, возможность приобретения новых знаний для полноценного участия в жизни общества Анализ результатов международных исследований (1) В процессе обучения школьники редко встречаются с заданиями междисциплинарного характера, с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач; с заданиями, которые требуют специальной подготовки и др.Обучающие не научены работать с текстами делового стиля (объявлениями, расписаниями движения транспорта, анкетами для приёма на работу; с текстами, включающими в себя графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.)Налицо недостаточный диалогический характер гуманитарного образования в отечественной школе (обучающихся затрудняли задания, требовавшие соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла) В том случае, если школьники имеют дело с одним текстом или отвечают на вопросы по литературному произведению, они показывают довольно высокие результаты, их не смущают проблемные вопросы, они философски мыслят, решают познавательные задачи, однако, когда предлагаются несколько текстов или тексты иного формата, обучающиеся начинают испытывать затрудненияОтечественные учебники, как правило, не отсылают к текстам учебников по другим дисциплинам. Мало заданий, которые рекомендуют школьникам найти информацию в других источниках знанийЗнакомя обучающихся, например, с официально-деловым стилем, авторы учебников предлагают лишь простейшие тексты (заявление, автобиография и т.п.) (2) (3) На уроках литературы не используются тексты художественной публицистики на волнующие подростков темы; при выполнении заданий к художественным текстам, как правило, не предполагается обсуждение различных точек зрения на прочитанноеМногие тексты, необходимые подросткам, вступающим в жизнь, просто не включены в программуУ школьников отсутствует интерес к прочитанному и читательский опытНедостаточно сформулирована у обучающихся самостоятельность мысли, мало инициативы в выборе жизненных позиций Выводы Анализ международного исследования образовательных достижений учащихся позволяет понять, что процесс обучения в отечественной школе недостаточно ориентирован на практику, как бы отгорожен от реалий сегодняшнего дня.Нами сделаны следующие выводы :Необходимо искать вариативные пути обучения школьников работе с текстами различного содержания, характера и формата. При этом важно осознавать актуальность использования прочитанного в различных жизненных ситуацияхПри оценке грамотности чтения необходимо учитывать три аспекта: форму материалов для чтения, тип задания, ситуацию и цели использования текста. Кроме того, необходимо учитывать социальные, учебные, личные аспекты чтения, которые находят отражение в различных ситуациях общения человека с текстом.На основе анализа текстовых заданий PISA можно сделать вывод о том, что обучающимся при работе с текстом необходимо показать умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации, интерпретация текста, рефлексия на содержание исходного текста или его форму и их оценка.