Методическое содержание работы над текстом различного характера в старших классах


Методическое содержание работы над текстом различного характера в старших классах средней школы.Г.В.Рогова, Ж.И. МануэльянВыполнила Жергалова Оюна Доржеевна, Учитель бурятского языка МАОУ СОШ №19,Города Улан-Удэ Суть чтения как учебной деятельности раскрывается в следующих четырех действиях:Действии по антиципации (предвосхищению) сообщения;Действии по вычленению единиц смысловой информации;Действия по сокращению текста;Действии по интерпретации читаемого Указанные действия предполагают овладение определенным перечнем умений.Действие по антиципации предмета сообщения предусматривает формирование элементарных умений.{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}Умение предвосхищатьтекстОбщест.-политич.Научно-попул.Художеств.1.Предмет сообщенияС помощью заголовка+++++2.Основное содержание3.Подтекст +4.Предмет сообщенияПри выборочном чтении+5.Основное содержание+++6.Подтекст +7. Подтекст С помощью заголовка и выб.чтения+ Каждое умение формируется с помощью специальных заданий; нацеливающих учащихся не только на простое воспроизведение материала, но и на максимальную активизацию их мыслительной деятельности, актуализацию имеющихся у них опыта.Примером задания , формирующего действия по антиципации, может быть:«Прочитайте заголовок и скажите, о ком (о чем) будет идти речь в данном тексте»Для развития умения предвосхищать предмет сообщения и содержания текста: Для развития умения предвосхищать предмет сообщения и содержания текста:« Прочитайте заголовок и скажите, каково, по вашему мнению, основное содержание текста».«Прочитайте первые предложения…абзацев и назовите те вопросы, которые будут рассматриваться при описании…».«Прочитайте последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу». В некоторых случаях целесообразно указывать учащимся, какого функционального стиля текст они будут читать. Действие по вычленению единиц смысловой информации направлено на формирование умения понимать текст в широком смысле этого слова{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}умениятекстОбществ.-полит.Научно-попул.Художест-венный.1.Преодолевать трудности, вызванными языковыми средствами эмоцион.воздействия+2.Вычленять оцен.-эмоцион. и побудительную инф-цию++3.Преодолевать трудности, вызванные языковыми средствами интеллектуального воздействия+++4.Вычленять категориально-познав. и ситуат.-познават. информацию+++5.Обходить трудности, вызванные языковыми средствами интеллект. воздействия+ Примерные задания , направленные на формирование указанных выше элементарных умений:«Прочитайте …абзац и найдите предложение, показывающее то, что … выражение…, ведь оно состоит из известных вам слов…»«Прочитайте …абзац и найдите предложение, в котором выражена оценка поведения героя. Обратите внимание на сравнения(эпитеты, метафоры и т.д.)»« Прочитайте …абзацы и найдите предложения, характеризующие то, что…Обратите внимание на слова…, которые понадобятся вам при этом»«Прочитайте… абзацы и выделите действия, которые предприняты с целью…Обратите внимание на глаголы…, употребленные в пассивной конструкции» Действие по сокращению предусматривает формирование умения «сжимать» текст.{35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA}умениятекстОбщ.-полит.Научно-попул.Художест.1.Использовать форм.-е показатели для выделения новой информации в предложении.+++2.Распологать в логической последов.-ти новые сведения, раскрывающие основн. инф.-цию.+++3.Выделять в абзаце новые сведения, уточняющие содержание.+++4.Распозновать разнообразные типы логических отношений между предложениями и абзацами.+++5.Использовать связующие слова для определения логических отношений между частями текста++6.Определить, к чему характеризуют отступления и разъяснения, вклинивающиесяв логическое изложение текста+ {35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA}умениятекстОбщ.-полит.Научно-попул.Художест.7.Образно представлять и описывать события+8.Формулировать мысль, выраженную в подтексте+9.Передавать основную мысль диалога в косвенной речи++10.Передавать в логической последовательности факты и сведения без критического отношения11.Передавать факты и сведения, способные оказать влияние на убеждение читающего+12.Излагать прочитанное+13.Кратко излагать прочитанное+++14.Кратко излагать прочитанное, сохраняя слова и предложения++ Задания:«Прочитайте… абзацы и расположите в хронологическом порядке события, касающиеся…»«Найдите в …абзаце предложения, между которыми наблюдаются причинно-следственные отношения. Укажите на связующее слово, использованное при этом»«Прочитайте … предложение, и передайте важные сообщения, содержащиеся в нем, в … более простых предложениях» Действия по интерпретации на формирование умения толковать сообщения.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}умениятекстОбщ.-полит.Научно-попул.Художест.1.Находить в тексте информацию, раскрывающую основной смысл+++2.Находить в тексте познавательную информацию, то, о чем читающий узнал впервые+++3.Находить в тексте информацию. Объясняющую подтекст заголовка+4.Находить в тексте художественные выразительные средства+5. Находить в тексте опорные языковые средства, передающие осн.информ.-ю+++6. Находить в тексте опорные языковые средства, передающие наиболее значимые детали содерж.-я+++7.Передавать авторскую оценку сообщения++ {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}умениятекстОбщ.-полит.Научно-попул.Художест.8.Давать собственную оценку изложения фактам и событиям+++9.Давать оценку познавательной ценности информации для читающего+10.Выражать чувства, возникающие при чтении текста+11.Передавать влияние изложенной в тексте информации на убеждение читателя+12.Составлять заголовок, полнее передающий основную информацию+13.Составлять заголовок, подчеркивающий фактическую сторону содержания текста+14. Составлять заголовок, называющий только предмет сообщения+ Указанные элементарные умения формируются с помощью заданий, примеры которых мы здесь приводим:«Прочитайте текст и подчеркните предложения, которые помогают понять заголовок, употребленный в переносном значении»«Прочитайте…абзац и подчеркните в нем слова и выражения, с помощью которых передаются основные сведения о…»«Укажите , какие факты и сведения из текста, как вам кажется, были уже известны большинству ваших одноклассников»«Скажите, что во внешности и в поведении героя вызывает симпатию у читателей»«Озаглавьте текст по-другому, полнее передав основную мысль» Предлагаемая методика работы над текстом является достаточно гибкой. Она даёт возможность более точно соотнести приемы работы с характером текста и определить, какие тексты позволяют лучше овладеть тем или иным действием и тем или иным «набором» умений. Таким образом, данная методика не предполагает использования всех действий учебного чтения в строго определенной последовательности и применительно к одному тексту -это было бы нереально по времени и нецелесообразно. Конкретизация умений по каждому из указанных действий создаёт большие возможности для варьирования приёмов работы над текстом и индивидуализации обучения. Спасибо!