Мастер — класс Формирование читательской грамотности


МБОУ Большесырская СОШФормирование читательской грамотности младших школьниковУчитель начальных классов Иванова Л.М.2015год Кого можно назвать «грамотным читателем»? Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанномиспользовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.) Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы) Например :Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. О чем эта сказка, каковы её действующие лица? (фактуальная информация) Какие чувства вы испытали к старухе, старику, золотой рыбке?(подтекстовая информация) Какими мыслями с нами, не только детьми, но и взрослыми, хотел поделиться А.С. Пушкин? (концептуальная информация) Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстов: в явном виде, не явном и главноеСредство – активные приемы на трех этапах работы с текстом Три этапа работы с текстом1) До чтения текста. Предположение о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы: задать вопрос автору по прочитанному , предположить ответ , при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на возникший вопрос и проверить себя . Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации Подготовка текста для продуктивного чтения на урокеПрочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту)Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора) Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информациюЛичностные – в случае, если анализ текста порождает оценочные сужденияРегулятивные – умение работать по плану (алгоритму) Навыки и умения грамотного чтения делятся на 4 уровня сложности1уровень – ученик умеет находить в текстах явную информацию, воспроизводить её без искажений и выполнять простое обобщение найденной информации;2 уровень - ученик умеет находить в текстах неявную (скрытую) информацию и предъявлять её в адекватной форме;3 уровень – ученик умеет интерпретировать найденную на основе сопоставления и обобщения информацию, выявлять авторскую точку зрения; и обобщать информацию;4 уровень – ученик может применить полученную в результате чтения информацию для объяснений новой ситуации Освоение стандартов предполагает формирование навыков и умений ЧГ 1,2 и 3 уровня сложности. Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений.Поиск информации, заданной в явном виде:Найти конкретные сведения;Найти значение слова и фразы;Определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;Определить время и место действия рассказа. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:установить связь между событиями;понимать какое существительное заменит местоимение, встретившееся в тексте;понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов Интерпретация и обобщение информации-распознать общую идею или тему текста;-описывать отношения между героями;-сравнивать и противопоставлять информацию, полученную из текста;-понимать настроение и общий тон рассказа;-находить практическое применение информации из текста( составление таблиц, диаграмм) Оценка содержания, языка и структуры текста-оценивать правдоподобность описанных событий;-описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;-оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;-определять отношения автора к основной теме текста. Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока. Порядок работы с текстом.Прочитай текст.Ответь на вопросы.Определи вид деятельности по каждому вопросу.Определи уровень сложности каждого вопроса.