Статья Формирование читательской компетентности младших школьников


Формирование читательской компетентности младших школьников. Создание системы мониторинга уровня сформированности читательской компетентности детей через реализацию педагогического проекта.

Галимова О.В., учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 50» г. Перми

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования.
Центральное место в перечне ключевых компетентностей (в данном вопросе) занимает читательская компетентность. Содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены.
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование методов и приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам познания окружающего мира.
Младший школьник должен научиться не только добывать необходимую информацию, но и понимать, анализировать, структурировать и представлять ее.
Педагогами нашей школы накоплен определенный опыт по формированию читательской компетентности учащихся на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Среди многообразия путей и средств по формированию читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников:
увлеченное преподавание;
новизна учебного материала;
использование инновационных форм и методов обучения;
создание ситуации успеха на уроке.
Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.
На наш взгляд, с помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.
Те приёмы учебной работы, которые нами используются, являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.
В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления.
Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В своей работе мы используем следующие приемы:
Приемы активного чтения:
Прием «Чтение с пометами»
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки:
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Прием «Чтение с остановками» содержит все стадии технологии:
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия - осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое.
Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Приемы активизации ранее полученных знаний:
Прием «Ассоциация»
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание __?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель записывает на листе бумаги или доске.
Прием «Ключевые слова»
После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Приемы графической организации учебного материала:
Прием «Перепутанные логические цепочки»
На доске (на карточке) написаны верные и неправильные цитаты. Ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся:
Прием «Цветопись»
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Прием « Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания применяется в конце урока после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Он применяется для того, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Пятиминутное эссе - это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, оригинальность решения проблемы, аргументации.
Важным моментом (аспектом) в формировании читательской компетентности детей является проведение нестандартных уроков: урок – сказка, урок – путешествие, урок – исследование, урок – соревнование, урок – деловая игра, урок – экскурсия
Работа по формированию читательской компетентности осуществляется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности в рамках образовательных программ:
«Первоклассная газета»:
«Учусь принимать решения».
На данных занятиях дети учатся эффективно работать с информацией, приобретают информационные умения, расширяют свой кругозор; учатся быть инициативными и творческими, практичными и самостоятельными.
Широкие возможности для познавательного развития учащихся, формирования читательской компетентности предоставляет и внеклассная деятельность:
внеклассные занятия, участие детей в различных познавательных, творческих конкурсах;
взаимодействие с учреждениями культуры (библиотеки, театры, музеи).
работа с родителями (формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная).
Несомненно, успех развития читательского интереса у детей зависит от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.
Работа по формированию читательской компетентности учащихся в нашей школе ведется каждым педагогом. Нами используется внешняя независимая оценка качества образования:
- ЦОКО (оценка учебных достижений учащихся) и мониторинговые исследования ЭМУ .
Учителя отслеживают динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся в формировании читательской компетентности по своим критериям (через регулярный мониторинг техники чтения (на начало года, в конце каждой четверти; вовлечение во внеурочную, внеклассную деятельность («Русский медвежонок», «Почемучка», «Енот», «Кенгуру» ); тестовый мониторинг на соответствие ЗУН обучающихся основны программным требованиям при работе с текстом.).
Все работают над формированием читательской компетентности детей, по своим критериям отслеживают динамику уровня сформированности читательской компетентности учащихсяА общей картины нет
Вот и возникла необходимость создания единых критериев оценивания уровня сформированности читательской компетентности младших школьников.
В этом учебном году учителя начальных классов приняли участие в реализации педагогического проекта, целью которого является создание системы мониторинга уровня читательской компетентности учащихся.
Задачи проекта:
Повышение (сохранение) качества обученности учащихся (при 100% успеваемости; % повышения качества индивидуален у каждого учителя с учетом способностей, возможностей класса);
Разработка единых критериев оценивания уровня сформированности читательской компетентности детей;
Разработка и апробация тестовых заданий с учетом заданных критериев.

Этапы внедрения проекта:
Аналитический этап (август – октябрь):
Изучение состояния проблемы в теории и практике начальной школы;
Систематизация дидактического материала;
Выработка стратегии;
Входной контроль:
- входная работа;
- методы опроса (беседы, анкетирование);
- техника чтения (в начале проекта, в конце каждой четверти);
2. Внедренческий этап (ноябрь – май):
Разработка методов, приёмов совершенствования навыка чтения;
Разработка уроков, занятий, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников;
Осуществление совместной работы с родителями и учреждениями культуры.
3.Оценочный этап (май – июнь): итоги мониторинга на соответствие основным программным требованиям при работе с текстом.

Планируемые результаты проекта:
Повышение успеваемости и качества знаний;
Повышение уровня читательской компетентности учащихся;
Совершенствование уровня сформированности техники чтения;
Расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития учащихся;
Применение учащимися активных методов для организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности.

В этом учебном году мы только приступили к работе по созданию системы мониторинга уровня сформированности читательской компетентности младших школьников. Поэтому решили начать с литературного чтения. И наш выбор не случаен
Именно предмет «Литературное чтение» является фундаментом для всего последующего обучения школьника, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением умением учиться:
значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, нравственности;
закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат;
создает условия для успешности обучения по всем предметам.

В конце учебного года будут сделаны определенные выводы и запланирована дальнейшая работа по разработке единых критериев оценивания уровня сформированности читательской компетентности учащихся по другим предметам.






















Литература
Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6.
Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. – 2001. – №7.
Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). – С. 8–13.
Загашев И. Как решить любую проблему. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 128 с. – («Школа мастера»)
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб: «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.








13PAGE 15


13PAGE 14715




Заголовок 215