Рабочая программа по окружающему природному миру для коррекционных школ по ФГОС


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа - интернат» д. Березовка

Согласовано: Утверждаю:
зам директора по УВР директор школы______________ ___________ Щукина Э. Ф. Гизатуллина К.А.
«____» ___________ 20_____ приказ № ______ от __________
М.П.

Рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
с 1-9 года обучения
составитель рабочей программы:
учитель: Шарипова Э.Н.
Рассмотрена на заседании МО учителей-предметников
Протокол № ___ от «___»______________20__г.
Руководитель МО: _____________/Абдуллина С. М/
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Титульный лист
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Приложение:
Коррекционная работа
Национальные, региональные, этнокультурные особенности
Календарно-тематическое планирование
Контрольно-измерительные материалы
Критерии оценок
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно - методических документов:
Адаптированная общеобразовательная программа для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МКОУ «Школа-интернат» д. Березовка ;Учебный план МКОУ « Школа-интернат»;
Положение о разработке рабочих программ;
Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Учебный предмет «Окружающий природный мир» представлен в предметной области «Окружающий мир» в 1-9 классах по 2 часа в неделю.
Рабочая программа предмета «Окружающий природный мир» в 1-9 классах определена Учебным планом МКОУ «Школа-интернат» д. Березовка, годовым календарным графиком и рассчитана на 34 учебные недели в соответствии с расписанием.
1 доп. класс – 66 часов в год.
1 класс - 66 часов в год.
2 класс – 68 часов в год.
3 класс – 68 часов в год.
4 класс – 68 часов в год.
5 класс – 68 часов в год.
6 класс – 68 часов в год.
7 класс – 68 часов в год.
8 класс – 68 часов в год.
9 класс – 68 часов в год.
Учебный план (недельный)
Коррекционное занятие «Двигательное развитие» Количество занятий в неделю Всего
1 доп. класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс II. Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Итого: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20
Годовой учебный план
Коррекционное занятие «Двигательное развитие» Количество занятий в неделю Всего
1 доп. класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс II. Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Итого: 66 66 68 68 68 68 68 68 68 68 676
Распределение часов по четвертям
Класс I ч. II ч. III ч. IV ч. Всего
1 доп. 18 14 18 16 66
1 18 14 18 16 66
2 18 14 20 16 68
3 18 14 20 16 68
4 18 14 20 16 68
5 18 14 20 16 68
6 18 14 20 16 68
7 18 14 20 16 68
8 18 14 20 16 68
9 18 14 20 16 68
Итого: 180 140 196 160 676
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты Предметные результаты
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока
. направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
-Умение следовать инструкции педагога
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов.
Узнавание различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Животный мир.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др.), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Человек.
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Взаимосвязь человека с природой. Отношение к природе как среде обитания человека, её охране. Мозг человека и его работа. Режим дня школьника. Влияние человеческой деятельности на природу.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Разделы Кол-во часов Вид учебной деятельности
Личностные учебные действия Коммуникативные учебные действия Регулятивные учебные действия Познавательные учебные действия
Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, Интернет-ресурсов и печатных материалов, муляжей предметов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, пришкольный участок.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий природный мир» предполагает использование:
- мебель: школьная доска, шкафы, стол учителя, стул учителя, парты, стулья для учащихся;
- комплект учебников: «Живой мир».
- программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя;
- технические средства обучения;
- печатное оборудование: карточки, картины, плакаты, карты;
- полезные ископаемые;
- гербарий;
- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин т.п.);
- муляжи (фрукты, овощи, дикие и домашние животные).
Список имеющихся плакатов:
Живая природа. В мире растений.
Живая природа. В мире животных.
Пихтовый лес.
Явления природы.
Лиственничный лес.
Лес из сосны обыкновенной.
Тополевый лес.
Ольховый лес.
Крымская сосна.
Дубовый лес.
Гигиена питания.
Утка.
Жук.
Аист.
Слон.
Мышь.
Кит.
Лиса.
Насекомые.
Лук.
Мак.
Лист.
Роза.
Природа мира.
Растение – живой организм.
Наблюдаем за погодой.
Как правильно собирать грибы.
Растения культурные и дикорастущие.
Грибы.
Разнообразие растений.
Растения – часть живой природы.
Мы познаём мир.
Земноводные.
Рыбы.
Птицы.
Пресмыкающиеся.
Формы земной поверхности.
Почва – кладовая Земли.
Взаимосвязи в природном сообществе.
Искусственное природное сообщество – поле.
Луг – природное сообщество.
Лес – природное сообщество.
Болото – естественный водоём.
Земля – «голубая планета».
Многообразие водоёмов.
Смена времён года, дня и ночи на Земле.
Жизнь пресного водоёма.
Тела природы.
Горные породы.
Тематические карточки:
Бабочки.
Животные террариума.
Животные Красной книги.
Животные Севера.
Аквариумные рыбки.
Животные-питомцы.
Птицы-питомцы.
Овощи.
Фрукты.
Однолетние садовые цветы.
Двулетние садовые цветы.
Луковичные и клубневые садовые цветы.
Многолетние садовые цветы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
№ п.п. Образова-тельнаяобласть Название предмета по учебному плану Название учебной литературы, автор, издательство Название учебно-методической литературы, автор, издательство, год издания
1. Естествознание Окружающий природный мир
Живой мир. 4 класс. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Москва
«Просвещение»,
2015.
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы (под ред. В.В. Воронковой). Москва, Владос, 2013.
2. Природоведение. Учебник для 5 класса. О. А. Хлебосолова, Е. И. Хлебосолов. Москва, Владос, 2008.
3. Природоведение. Учебник для 4 класса. З.А. Клепинина. Москва, Просвещение, 1990.
4. Природоведение. Учебник для 3 класса. А.А. Плешаков. Москва, Просвещение, 1992.
5. Природоведение. Учебник для 3 класса. А.А. Плешаков. Москва, Просвещение, 2001.
6. Природоведение. Учебник для 4 класса. З.А. Клепинина. Москва, Ассоциация XXI век, 2000.
7. Природоведение. От лета к лету. Учебник для 3 класса. З.А. Клепинина. Смоленск, Ассоциация XXI век, 2001.
8. Методическое пособие к учебнику. А.О. Хлебосолова, Г.Ю. Ерошина. Москва «Владос» 2004.
9. Дневник наблюдений по природоведению. А.О. Хлебосолова, Москва «Владос» 2004.
10. Природа Южного Урала. Учебное пособие для учащихся 3-4 классов. Григорьева Е.В. Челябинск: Юж.Урал. 2001.
11. Школа физминуток. Ковалько В.И. Москва «Вако» 2007.
12. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 2 класс. Е.М.Тихомирова Москва: Просвещение. 2002.
13. А.А. Плешаков .Мир вокруг нас. 2 класс. Москва :просвещение. 2002.
14. А.А. Плешаков .Мир вокруг нас. 2 класс. Рабочая тетрадь. Москва :Просвещение. 2002.
15. Рабочая тетрадь по природоведению. Т.М. Лифанова, О.А. Дубровина. Москва, Просвещение, 2013.
16. Тетрадь для самостоятельных работ по природоведению. А.О. Хлебосолова, Ю.А.Кушель. Москва «Владос» 2004.
17. Живая природа. В мире растений. Выпуск 2. Н.В. Нищева. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007.
18. Живая природа. В мире животных. Выпуск 1. Н.В. Нищева. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007.
19. Большая книга знаний. Энциклопедия. Москва, Росмэн, 2006.
20. Природа. Новая детская энциклопедия. Москва, Эксмо, 2014.
21. Большая энциклопедия животного мира. Москва, Росмэн, 2005.
22. А.А. Плешаков «Зеленые страницы». Москва, Просвещение, 2016.
23. А.А. Плешаков «От земли до неба». Атлас-определитель. Москва, Просвещение, 2016.
24. А.А. Плешаков , А.А. Румянцев «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики». Москва, Просвещение, 2016.
25. Окружающий мир в ребусах, кроссвордах и загадках. Тырычева Л.А.. Челябинск» Челябинский дом печати. 2001г.
26. Климат и озера Аргаяшского района» 2005г. Слинкин А.И.
27. Южный Урал: география, экология, природопользование» 2001г.
28. География Челябинской области. М.А.Андреева, А.С.. Маркова. Челябинск 2002г.

29. Журналы: «Юный натуралист», «Педсовет», «Педагогическое творчество», «Воспитание школьников», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Дошкольное воспитание», «Дефектология», «Начальная школа» и др. (в библиотеке).
30. Диск «Природоведение. 5 класс». А.А. Плешков, Н.И. Сонин. Москва, Дрофа, 2007.
31. Диск «Естествознание. 5 класс». Т.С. Суханова, В.И. Строганов. Москва, Вентана-граф, 2007.
32. Интернет ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Коррекция зрительного восприятия
Коррекция слухового восприятия
Коррекция пространственной ориентации
Коррекция мыслительной деятельности
Психокоррекция поведения обучающихсяКоррекция сенсомоторного развития
Коррекция эмоционально-волевой сферы
Коррекция речи
Коррекция памяти
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Формы проведения коррекционной работы
Фронтальная – нацелена на коррекцию общих недостатков, присущих всем учащимся, т.е. работа с классом.
Индивидуальная – с отдельным учеником, нацелена на специфическое проявление дефекта у разных учеников.
Сочетание фронтальной и индивидуальной.
Средства коррекционной работы
Обучение
Трудовая деятельность
Игровая деятельность
Лечебно-оздоровительная деятельность
Общественно-полезная деятельность
Условия коррекционной работы
Режим (утренняя гимнастика, физминутка, отдых, выходные дни, каникулы)
Индивидуальный подход
Детские и семейные коллективы
НАЦИОНАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ, ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
9 КЛАСС№ п.п. № урока Содержание НРЭО Источник
1. 7 Труд людей осенью. - наблюдение;
- районная газета «Восход».
2. 12 Труд людей зимой. - наблюдение;
- районная газета «Восход».
3. 17 Труд людей весной. - наблюдение;
- районная газета «Восход».
4. 23 Дикие и домашние животные. - В.В.Зотов «Лесная мозаика», 1993.
- Природа Южного Урала.
- Красная книга Аргаяшского района.
5. 24 Труд людей летом. - наблюдение;
- районная газета «Восход».
6. 25 Отдых и труд детей летом. - Природа Южного Урала,
- рассказы о времяпровождении детей,
- Районная газета «Восход».
7. 28 Обработка почвы. - В.В.Зотов «Лесная мозаика», 1993.
- Природа Южного Урала.
- Районная газета «Восход».
8. 33 Горы, холмы, овраги. - В.В.Зотов «Лесная мозаика», 1993.
- Природа Южного Урала.
- Красная книга Аргаяшского района.
9. 34 Растения. - В.В.Зотов «Лесная мозаика», 1993.
- Природа Южного Урала.
- Красная книга Аргаяшского района.
10. 37 Лес. - В.В.Зотов «Лесная мозаика», 1993.
- Природа Южного Урала.
- Красная книга Аргаяшского района.
11. 45 Растения и животные, занесенные в Красную книгу. - В.В.Зотов «Лесная мозаика», 1993.
- Природа Южного Урала.
- Красная книга Аргаяшского района.
12. 50 Домашние животные (лошадь, корова, свинья). - наблюдение;
- районная газета «Восход».
13. 53 Дикие птицы. - В.В.Зотов «Лесная мозаика», 1993.
- Природа Южного Урала.
- Красная книга Аргаяшского района.
14. 54 Домашние птицы. - В.В.Зотов «Лесная мозаика», 1993.
- Природа Южного Урала.
- Красная книга Аргаяшского района.
15. 55 Насекомые. - В.В.Зотов «Лесная мозаика», 1993.
- Природа Южного Урала.
- Красная книга Аргаяшского района.
16. 62 Охрана природы. - В.В.Зотов «Лесная мозаика», 1993.
- Природа Южного Урала.
- Красная книга Аргаяшского района.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№ п.п. Тема учебного занятия Кол-во часов Дата НРЭО
I четверть (18 часов)
1. Времена года. 1 2. Осень. 1 3. Растения осенью. 1 4. Деревья осенью. 1 5. Животные осенью. 1 6. Животные, впадающие в спячку. 1 7. Труд людей осенью. 1 НРЭО
8. Зима. 1 9. Растения зимой. 1 10. Деревья зимой. 1 11. Животные зимой. 1 12. Труд людей зимой. 1 НРЭО
13. Весна. 1 14. Растения весной. 1 15. Деревья весной. 1 16. Животные весной. 1 17. Труд людей весной. 1 НРЭО
18. Изменения в природе. 1 II четверть (14 часов)
19. Лето. 1 20. Растения летом. 1 21. Деревья летом. 1 22. Животные летом. 1 23. Дикие и домашние животные. 1 НРЭО
24. Труд людей летом. 1 НРЭО
25. Отдых и труд детей летом. 1 НРЭО
26. Почва. 1 27. Состав почвы. 1 28. Обработка почвы. 1 НРЭО
29. Песок. 1 30. Глина. 1 31. Камни. Рельеф. 1 32. Диагностика за полугодие.
1 III четверть (20 часов)
33. Горы, холмы, овраги. 1 НРЭО
34. Растения. 1 НРЭО
35. Огород. 1 36. Плоды растений. 1 37. Лес. 1 НРЭО
38. Сад. Уход за садом. 1 39. Лиственные и хвойные деревья. 1 40. Плодово-ягодные деревья и кустарники. 1 41. Цветы. Уход за цветами. 1 42. Растения культурные и дикорастущие. 1 43. Семена растений. 1 44. Лекарственные растения. 1 45. Растения и животные, занесённые в Красную книгу. 1 НРЭО
46. Парки. 1 47. Растения поля. 1 48. Уборка урожая. 1 49. Строение растения. 1 50. Домашние животные (лошадь, корова, свинья). 1 НРЭО
51. Птицы. Внешний вид и разновидности. 1 52. Жизнь птиц зимой. 1 IV четверть (16 часов)
53. Дикие птицы. 1 НРЭО
54. Домашние птицы. 1 НРЭО
55. Насекомые. 1 НРЭО
56. Пчёлы. 1 57. Насекомые-вредители. 1 58. Человек. 1 59. Мозг человека. 1 60. Режим дня. 1 61. Время. Часы. 1 62. Охрана природы. 1 НРЭО
63. Заводы и фабрики. 1 64. Загрязнение воздуха. Охрана воздуха. 1 65. Загрязнение воды. Охрана воды. 1 66. Загрязнение почвы. Охрана почвы. 1 67. Заповедник. Зоопарки. 1 НРЭО
68. Диагностика за год. 1 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика за полугодие
Ф.И.О. ученика _________________________________
Дата __________________________
Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5. Нарисуй любое домашнее животное.
Диагностика за год
Ф.И.О. ученика _________________________________
Дата __________________________
Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5. Нарисуй любую птицу.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АОП МКОУ «Школа-интернат» д. Березовка.Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной общеобразовательной программы образования осуществляется МКОУ «Школа-интернат» д. Березовка.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.