Литературно-музыкальная композиция Нет, я не Байрон, я другой…

Литературно-музыкальная композиция,
посвященная М. Ю. Лермонтову.

Оформление зала:

Портрет М.Ю. Лермонтова.
Экспозиция «М.Ю. Лермонтов в иллюстрациях русских художников» (репродукции с картин и иллюстраций И. Шишкина, М. Врубеля, В. Серова).
Выставка рисунков учащихся «Иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова». Экспозиция «Современники М.Ю. Лермонтова». (Портреты современников Лермонтова и краткие пояснения к ним.)

А.С. Пушкин
1799 – 1837 Лермонтов преклонялся перед Пушкиным. В нем он видел поэта «вольности» и защитника передовых общечеловеческих идеалов.
Трагическое известие о смерти Пушкина тяжело взволновало Лермонтова. Он написал стихотворение «Смерть поэта», в котором с бесстрашной прямотой указал на подлинных убийц Пушкина. За это стихотворение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку на Кавказ.

А.С. Грибоедов
1795 – 1829 А.С. Грибоедов погиб в Тегеране, когда Лермонтову шел пятнадцатый год и он учился в Москве в пансионе, в котором в свое время учился и Грибоедов. «Горе от ума» Лермонтов знал по рукописи, а 13 апреля 1831 года III акт «Горя от ума» был поставлен на сцене в Москве.
Под впечатлением этого замечательного спектакля Лермонтов задумывает драму «Странный человек». Герой драмы Владимир Арбенин оказывается в положении Чацкого. «Со мною случится скоро горе – не от ума, но от глупости», - говорит он себе.
В драме «Маскарад» Лермонтов следует примеру Грибоедова в характеристике общества. В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов обличил и высмеял барскую Москву. Лермонтов в «Маскараде» обличал аристократический Петербург.
В последние годы Лермонтов собирался писать роман о Грибоедове.

К. Ф. Рылеев
1795 – 1826 Лермонтову шел двенадцатый год, когда в январе 1826 года до Тархан докатились известия о восстании 14 декабря 1825 года. Лермонтов узнал о смельчаках, поднявшихся против самого царя, и вновь услышал уже знакомые имена Пестеля и Рылеева.
Темы Родины и свободы, характерные для поэзии декабристов, получили широкое развитие в лирике Лермонтова.


А.И. Герцен
1812 – 1870 С осени 1830 до весны 1831 года Лермонтов был студентом Московского университета, где одновременно с ним учились Герцен, Белинский, Огарев.
А.И. Герцен писал о Лермонтове: «Он всецело принадлежит к нашему поколению. Все мы были слишком юны, чтобы принимать участие 14 декабря. Разбуженные этим великим днем, мы увидели только казни и изгнания».

В.Г. Белинский
1811 – 1848 Во время ареста Лермонтова в 1840 году (за дуэль с Э. Барантом) произошло знаменательное свидание его с В.Г. Белинским. Это была вторая встреча Белинского с Лермонтовым (первая была в 1837 году на Кавказе), но здесь впервые Лермонтов предстал перед Белинским в настоящем свете и потряс великого критика мощью своей натуры, глубиной суждений, художественным чутьем. «Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть», - рассказывал потом Белинский.

Н.В. Гоголь
1809 – 1852 В 1840 году Лермонтов был переведен на Кавказ за дуэль с Э. Барантом. По пути на Кавказ Лермонтов останавливался на несколько дней в Москве, 9-го мая, в день именин Н.В. Гоголя, Лермонтов был приглашен на обед в честь именинника к М.П. Погодину. В саду у Погодина он читал Гоголю отрывки из поэмы «Мцыри», написанной в 1839 году.

А.И. Одоевский
1802 – 1839 В юные годы знакомство Лермонтова с А.И. Одоевским было заочным. На Кавказе в 1837 году они встретились и сдружились – поэты одной судьбы, поэты – изгнанники. Лермонтов впоследствии писал:
Я знал его – мы странствовали с ним
В горах Востока и тоску изгнанья
Делили дружно

Д.В. Давыдов
1784 – 1839 Лермонтов знал поэзию Дениса Давыдова. В некоторых стихах он продолжал живые, разговорные интонации, которыми так обогатил русскую поэзию поэт – партизан. Стихотворение Лермонтова «Бородино» подымается на фундаменте русской военной поэзии, который звкладывал Давыдов. Ираклий Андроников высказывает предположение и подтверждает его рядом доказательств, что Лермонтов встречался с Давыдовым в 1830 и 1831 годах в Москве в доме Поливановых. «Надо думать, - пишет И. Андроников, - что для Лермонтова Денис Давыдов не только литературное имя, но живой человек и живая история».
5. Лермонтов – художник. (Репродукции с картин М.Ю. Лермонтова: Автопортрет. Кавказский вид возле села Сиони. Пятигорск. Эльбрус. Сцена из кавказской жизни. Тифлис. Развалины близь селения Карагач в Кахетии.)
6. Школьная литературная газета.
7. Альбом «Тарханы».

Чтец:
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил:
Но ты мечтал об ангельски
прекрасном,
Ты демонически мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам
напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил.

Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
/В. Брюсов/

1-й ведущий: Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику Ф.О. Будкину его парадный портрет. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. В руке – шляпа с плюмажем.

2-й ведущий: «Можем засвидетельствовать, - писал об этом портрете родственник поэта М.Н. Лонгинов, - что он (хотя несколько польщенный, как обыкновенно бывает) очень похож и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова».

3-й ведущий: Но как согласовать это изображение с другими портретами, на которых Лермонтов представлен с неправильными чертами, узеньким подбородком, с коротким, чуть вздернутым носом?

4-й ведущий: Всматриваясь в изображения Лермонтова, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение глаз. И чувствуем, что взгляд не уловлен. При этом – портреты все разные. Лермонтовские портреты принадлежат художникам – П.Е. Заболотскому, А.И. Клюндеру, К.А. Горбунову, способным, однако, передать характерные черты, а тем более сходство. Но, не смотря на все их старания, они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного – нет поэта!

1-й ведущий: И, пожалуй, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова – беглый рисунок Д.П. Палена (Лермонтов в профиль в смятой фуражке) и акварельный автопортрет: Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально - взволнованными глазами. Два эти портрета представляются нам похожими более других потому, что они внутренне чем-то сходны между собой и при этом гармонируют с поэзией Лермонтова.

2-й ведущий: Не только внешность, но и характер его современники изображают между собой так несхоже, что временами кажется, словно речь идет о двух Лермонтовых.

3-й ведущий: Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. Других поражает живостью и веселостью. Одному вся фигура поэта внушает безотчетное нерасположение. Другого он привлекает «симпатичными чертами лица».

4-й ведущий: «Язвительная улыбка», «злой и угрюмый вид», - читаем мы в записках светской красавицы. «Скучен и угрюм», - вторит другая. «Высокомерен», «едок», «заносчив» - это из отзывов лиц, принадлежащих к великосветскому обществу.

1-й ведущий: А человек из другого круга – кавказский офицер А. Есаков, бывший еще безусым в пору, когда познакомился с Лермонтовым, - вспоминает: «Он школьничал со мною до пределов возможного, а когда замечал, что теряю терпение (что, впрочем, недолго заставляло себя ждать), он, бывало, ласковым словом, добрым взглядом или поцелуем тотчас уймет мой пыл».

2-й ведущий: Воспоминания князя М.Б. Лобанова-Ростовского, с которым Лермонтов встречался в Петербурге, в компании своих сверстников: «С глазу на глаз и вне круга товарищей он был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна. Но в своем обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки»

3-й ведущий: Очевидно, Лермонтова можно было представить себе только в динамике – в резких сменах душевных состояний, в быстром движении мысли, в постоянной игре лица. А кроме того, он, конечно, и держался по-разному – в петербургских салонах, где подчеркивал свою внутреннюю свободу, независимость, презрение к светской толпе, и в компании дружеской, среди людей простых и достойных.

4-й ведущий: В его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата по человечеству. (В.Г. Белинский.)

1-й ведущий: Он был вообще нелюдим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах. (Кн. Васильчиков.)

2-й ведущий: У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый характер. Ну, так это неправда Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними сам был прост и ласков. (Н. П. Раевский.)

3-й ведущий: Славный малый – честная, прямая душа – не сносить ему головы. Мы с ним подружились и расстались со слезами на глазах. Какое-то черное предчувствие говорило мне, что он будет убит Жаль, очень жаль Лермонтова, он пылок и храбр, не сносить ему головы. (Р.И. Дорохов.)

4-й ведущий: Лермонтов остался русским и слабым отголоском Байрона. (П.А.Вяземский.)

Чтец: Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

1-й ведущий: Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это – его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть! Читая лирические стихи и бурные романтические поэмы, трагический «Маскарад» и одну из самых удивительных книг во всей мировой литературе – «Герой нашего времени», мы невольно вспоминаем, что сказал Пушкин о Байроне: «Он исповедался в своих стихах невольно, увлеченный восторгом поэзии».

2-й ведущий: Как всякий настоящий, а тем более, великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

3-й ведущий: Он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, впоследствии, на Кавказе, примется изучать «Татарский», то есть азербайджанский язык, в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название – «Мцыри». Он помнит тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга его чтения нужно выделить двух авторов: Байрона и – особенно – Пушкина. Еще ребенком Лермонтов постигал законы поэзии, переписывая в свой альбом их стихи. Перед Пушкиным он благоговел всю жизнь. И больше всего любил «Евгения Онегина». Об этом он сам говорил Белинскому.

4-й ведущий: Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

1-й ведущий: Самые первые, а потому и самые прочные его впечатления – это скромный, прелестный пейзаж Пензенской губернии: дубовые рощи, обрывистые берега степных рек, непыльные проселочные дороги, кое-где березы, белеющие среди желтых полей, и далеко-далеко, как волны, синеют холмы. Здесь, среди этих русских просторов, прошли первые тринадцать лет его жизни.

2-й ведущий: Сюда, в имение бабушки по матери, он был привезен грудным младенцем, здесь он пережил смерть матери и разлуку с отцом, здесь узнал жизнь народа.

3-й ведущий: Лирические образы многих стихотворений, в том числе таких шедевров, как «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», «Как часто пестрою толпою окружен», навеяны воспоминания ранней юности, впечатлениями детских лет, проведенных в Тарханах.

Чтец: И если как-нибудь на миг
Удастся мне забыться –
Памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей.
И вижу я себя ребенком,
И кругом родные все места:
Высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.

1-й ведущий: Дом в Тарханах был просторный, с большим садом. Первая комната особняка – передняя. Из передней мы попадаем в залу, которая начинает анфиладу из трех парадных комнат арсеньевского дома. Широко открытыми карими глазами смотрит на нас с портрета юный Лермонтов.

Звучит музыкальная заставка (Ф. Шопен. Вальс №7).
Разыгрывается инсценировка на основе воспоминаний Екатерина Сушковой.
Действующие лица: Катрин, Сашенька и Мишель.

Катрин. В Москве я свела знакомство, а вскоре и дружбу с Сашенькой Верещагиной У Сашеньки встречала я в это время ее двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати, с красными, но умными и выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно – насмешливой улыбкой. Он учился в Университетском пансионе, но ученые его занятия не мешали ему быть почти каждый вечер нашим кавалером Я прозвала его своим чиновником по особым поручениям и отдавала ему на сбережение мою шляпу, мой зонтик, мои перчатки, но перчатки он часто затеривал, и я грозила его отрешить от вверенной ему должности.
Сашенька, помнишь, что ты сказала мне однажды?

Сашенька. Как Лермонтов влюблен в тебя!

Катрин. Лермонтов? Да я не знаю его и, что всего лучше, в первый раз слышу его фамилию.

Сашенька. Перестань притворяться. Перестань скрытничать! Ты не знаешь Лермонтова? Те не догадалась, что он влюблен в тебя?

Катрин. Право, Сашенька, ничего не знаю и в глаза никогда не видала его, ни наяву, ни во сне.

Сашенька. Мишель, поди сюда, покажись. Катрин утверждает, что она тебя еще не рассмотрела, иди же скорее к нам.

Катрин. Вас я знаю, Мишель, и знаю довольно, чтоб долго помнить вас, но мне ни разу не случалось слышать вашу фамилию, вот моя единственная вина.
Я считала вас, по бабушке, Арсеньевым.

Сашенька. А его вина – это красть перчатки петербургских прелестниц, вздыхая по ним, а они даже не позаботятся осведомиться об его имени.

Мишель опрометью убегает от них, рассердившись на свою кузину Желая загладить вину, Сашенька отправляется за братом.

Катрин. (после паузы). На другой день мы все вместе поехали в Москву. Лермонтов ни разу не взглянул на меня, как будто меня не было между ними. Но не успела я войти в комнату, как Сашенька подала мне письмо от него.

Сашенька. (входя). Что ж, Катрин, пожалуй, тебе дано свыше вдохновлять и образовывать поэтов.

Катрин. В письме было стихотворение. (читает).

Благодарю!... вчера мое признанье
И стих мой ты без смеха приняла;
Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье
Благодарю!
В другом краю ты некогда пленяла,
Твой чудный взор и острота речей
Останутся навек в душе моей,
Но не хочу, чтобы ты мне сказала:
Благодарю!
Я б не желал умножить в цвете жизни
Печальную толпу твоих рабов
И от тебя услышать, вместо слов
Язвительной, жестокой укоризны:
Благодарю!
О, пусть холодность мне твой взор укажет,
Пусть он убьет надежды и меты
И все, что в сердце возродила ты;
Душа моя тебе тогда лишь скажет:
Благодарю!

Сашенька. В другой раз мы отправились в Сергиеву лавру, куда пришли изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою рукой поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услышав звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить приговаривая: «Пошли вам Бог счастия, добрые господа; а вот намедни приходили сюда же господа, тож молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!»

Катрин. Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Все мы суетились у стола, в неторопливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас

Мишель. (закончив что-то писать, читает.)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья,
Бессильный, бледный и худой,
От голода, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои
Навек обмануты тобою!

Катрин. Благодарю вас, Мишель, за ваше посвящение и поздравляю вас: с такой скоростью из самых ничтожных слов вы извлекаете милые экспромты, но не рассердитесь за совет: обдумывайте и обрабатывайте ваши стихи, и со временем те, которых вы воспоете, будут гордиться вами.

Сашенька. И само собой, особливо первые, которые внушили тебе такие поэтические сравнения. Браво, Мишель!

Мишель. А вы будете ли гордиться тем, что вам первой я посвятил свои вдохновения?

Катрин. Может быть, более других, но только со временем
Звучит вальс №7 Ф. Шопена. Под музыку один из участников читает стихотворения М. Лермонтова.

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи, толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

1-й ведущий: Галерея портретов, размещенных во второй комнате, доносит до нас черты внешности и характера всех членов семьи. Они созданы приблизительно в одно время. Около 1617 г.
2-й ведущий: Бабушка поэта была дочерью богатого пензенского помещика Алексея Емельяновича Столыпина. Столыпины были умны, образованы, отличались гордостью, независимостью. Современники говорили об Арсеньевой как о женщине замечательного ума и любезности.

3-й ведущий: Единственная дочь ее, Мария Михайловна, представлена на портрете хрупкой и мечтательной. Нежные черты лица, чуть-чуть подернутые грустью глаза, свидетельствуют о тонком движении души.

4-й ведущий: Любовь пришла к Марии Михайловне, когда она гостила с матерью в имении отца недалеко от Тулы. Ее избранником оказался капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов. Современники запомнили его стройным, красивым мужчиной.

1-й ведущий: отношения между отцом Лермонтова и бабушкой были напряженными всегда.

2-й ведущий: Тугой узел семейной драмы завязывался именно в ту пору, когда Юрий Петрович попросил руки Марии Михайловны, а Елизавета Алексеевна не давала согласия на брак, потому что считала: они не пара, слишком беден по нынешним временам этот отставной капитан.
Но Мария Михайловна сумела настоять на своем. И вышла замуж за Юрия Петровича.
Елизавета Алексеевна ради дочери пошла на уступки. Но неприязнь к зятю сохранилась и нарастала с каждым днем.
(Звучит соната №2 (II часть Бетховена).

3-й ведущий: Здоровье Марии Михайловны вызывало опасения. Годы болезни закончились трагедией: 24 февраля 1817 года она скончалась. Лермонтову не было и трех лет. Но день похорон матери он запомнил на всю жизнь:
Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею черный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочее и что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчание

4-й ведущий: Матери он не помнил совсем, но «была песня, - писал поэт позднее, - от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Мария Михайловна любила музыку, много играла на фортепиано, любила стихи и даже сама их писала. После матери остался альбом. Много грустных и нежных стихов, написанных ее друзьями и знакомыми, было в этом альбоме. Лермонтов, подрастая, стал записывать в него свои мысли, рисовать картинки.

1-й ведущий: После смерти Марии Михайловны о совместной жизни не могло быть и речи. Отец вынужден был оставить Мишу в Тарханах. В духовном завещании бабушка сделала внука наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только ею.
(Музыка постепенно стихает).

2-й ведущий: Бабушка всю свою любовь к дочери перенесла на внука. Она заботилась о его воспитании, наблюдала за каждым его шагом, приглашала к нему лучших учителей. Чтобы внуку не было скучно, бабушка взяла в дом мальчиков его возраста. Дети вместе учились, играли в войну, ездили верхом, гуляли, часто ссорились – маленький Лермонтов всегда и во всем хотел быть первым.

3-й ведущий: Шли годы. Мишель болезненно переживал разлуку с отцом. Юрий Петрович изредка приезжал в Тарханы, чтобы повидаться с сыном, но изменить ничего не мог.
В день, когда будущему поэту исполнилось 17, он получил известие о скоропостижной смерти отца.

4-й ведущий: Из завещания Юрия Петровича Лермонтова: «Прошу тебя уверить свою бабушку, что я вполне отдавал ей справедливость во всех благоразумных поступках ее в отношении твоего воспитания и образования и, к горести моей, должен был молчать, когда видел противное, дабы избежать неминуемого неудовольствия Скажи ей, что несправедливости ее ко мне я всегда чувствовал очень сильно и сожалел о ее заблуждении, ибо, явно, она полагала видеть во мне своего врага, тогда, когда я был готов любить ее всем сердцем, как мать обожаемой мной женщины».

Чтец: Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть.
И жребий чуждого изгнанника иметь
На Родине с названьем гражданина.
Не мне судить, виновен ты иль нет, -
Напишет в последствии Лермонтов.

1-й ведущий: В комнате Е. А. Арсеньевой каждый предмет говорит о нежной привязанности к внуку: его детский портрет, книги, которые любил читать Миша, сочинение поэта.
В быту помещичьего дома Лермонтову открывались сложные отношения господ и рабов, уродующий душу людей крепостной уклад.

2-й ведущий: Рассказывали, что совсем маленький Лермонтов «напускался на бабушку, когда она бранила крепостных, и выходил из себя, когда кого-нибудь вели наказывать.» А когда он вырос, то отпустил на волю тех крестьян, которые достались ему по наследству от матери.

3-й ведущий: Проходя мимо горок с дорогой посудой, нельзя не вспомнить, будто списанную с натуры сцену с поваренком из автобиографической драмы «Люди и страсти».

Ведущий в сценке: Марфа Ивановна Громова с ключницей Дарьей читают Евангелие, заповеди о всепрощении.
(Марфа Ивановна и Дарья, сидя за столом, читают. Слышен громкий стук разбитой посуды, обе вздрагивают)

Марфа Ивановна. Что это? Верно, мерзавцы что-нибудь разбили. Сбегай-ка да посмотри, Дарья.
(Дарья уходит, быстро возвращается).
Дарья. Ваша хрустальная кружка с позолоченной ручкой и с вензелем.
Марфа Ивановна. Она?! (Вскакивая).
Дарья. Вдребезги. Лежит на полу.
Марфа Ивановна. Ах, злодеи! Кто разбил, кто это окаянный? (Ходит негодуя).
Дарья. Васька – поваренок!
Марфа Ивановна. Пошли его сюда, уж я дам ему скорей. (Дарья зовет его. Поваренок приходит).
Марфа Ивановна. Как ты это сделал, мерзавец? Знаешь ли ты, что она 15 рублей стоит? Эти деньги я у тебя из жалования высчитаю. Как ты ее уронил? Отвечай, болван.
(Поваренок хочет говорить).
Как? Ты еще оправдываться хочешь? В плети его, в плети на конюшню.
(Мальчик кланяется в ноги).
Вздор! Я этим поклонам не верю! Убирайся с чертом, прости боже, мое согрешение. Убирайся! Моя лучшая кружка с золотой ручкой и моим вензелем. Ну, я ему задам! Экая беда-то какая!
4-й ведущий: Комната Миши находилась рядом с бабушкиной. Здесь акварели и рисунки самого Лермонтова, черновые наброски к произведениям, портреты близких людей.
Пол в детской был покрыт сукном. Маленький Лермонтов любил рисовать мелом по сукну и рисовал очень хорошо. Едва начав говорить, он уже любил подбирать рифмы. Прибежит к бабушке и говорит: «пол – стол», «кошка – окошко», а сам радостно смеется.
Зимою горничные девушки приходили шить и вязать в детскую, чтоб потешать маленького барчонка. Они рассказывали ему сказки, пели, веселили.
(Звучит балалайка «Светит месяц»).

1-й ведущий: В Тарханах была большая хорошая библиотека: сочинения русских и зарубежных поэтов, писателей – Ломоносова, Карамзина, Жуковского, Байрона, Гете, Шекспира, биографии великих людей.

2-й ведущий: Здесь, в библиотеке, всегда рады посетителям, с любовью расскажут о книгах, предложат вам самим окунуться в мир лермонтовской поэзии.

Чтец: Второй этаж.
Библиотеки светлый зал.
День памяти великого Поэта.
Он нам свою свободу передал,
Наполненную вымыслами света.
Да, здесь живет поэзия сама
С щемящей ноткой звездного наката
И музыка стихийного набата.

Звучит музыка. Звучат его стихи.
(Стихи Лермонтова, романс на его стихи).

3-й ведущий: Здесь, в Тарханах слышал он народные песни, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о волжских разбойниках, об атамане Разине, о Емельяне Пугачеве. Пугачева хорошо помнили многие старики: он шел через Пензу, а в Тарханах побывали его казаки
Зимой на замерзшем пруду устраивались кулачные потехи: молодые ребята – дворня и деревенские – сходились стенка на стенку. Под троицу дворовые девушки отправлялись в лес ломать молодые березки, плели венки, водили хороводы. И Миша Лермонтов с ними.

4-й ведущий: Сокровища народной поэзии, сказки, песни, легенды для Лермонтова были живыми родниками. Поэт вошел в царство народности и показал свое родство с ней.
(Чтец читает стихотворение «Русалка».)
1-й ведущий: Не менее превосходна «Казачья колыбельная песня». Ее главная мысль – мать все, что есть святого, беззаветного – в любви матери. Лермонтов слышал, как казачка пела песню над колыбелью младенца и на основе ее, написал стихотворение, которое так точно отображает казачий быт. Оно само стало народной песней.
(Ученики поют эту песню).

Чтец: Зеленой сетью трав подернут
спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями,
В аллею темную вхожу я;
Сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

2-й ведущий: Живут в этом селе крепостные Арсеньевой, многие из них недавно возвратились из заграничного похода, рассказывают, как били Наполеона, как бежал без оглядки «непобедимый», иные помнят про день Бородина.

3-й ведущий: Наступил 1837 год. В самом начале Лермонтов написал стихотворение «Бородино». Он посвятил его двадцать пятой годовщине Бородинского сражения.

4-й ведущий: В дни, когда гитлеровские захватчики угрожали Москве, нашей столице, во многих фронтовых газетах, в боевых листках не раз повторялись строки из Бородина.
(Два ученика в костюмах солдат того времени читают стихотворение «Бородино»).

(Звучит музыка Чайковского из оперы «Евгений Онегин», действие II, картина 2. На фоне музыки продолжается чтение.)

Чтец: За Черной речкой в снеге талом
Раздался выстрел – и на снег
Со взором мутным и усталым
Упал усталый человек

1-й ведущий: «Пушкин убит. Яковлев! Как ты мог допустить это? У какого подлеца поднялась на него рука? Яковлев, Яковлев, как мог ты это допустить?...»

Чтец: Читает первую часть стихотворения «Смерть поэта»

Бенкендорф. Самое лучшее на подробные легкомысленные выходки не обращать внимания, тогда слава их скоро померкнет.

Чтец: Читает последние 16 строк стихотворения «Смерть поэта».

2-й ведущий: «Смерть поэта» - это поступок Лермонтова и восхождение его на русском поэтическом небосклоне. И не только на поэтическом. Это, если хотите, было его 14 декабря, на которое он вышел один, ибо с ним не было восставших полков Подвиг Лермонтова означился защитой чести и имени Пушкина.

Бенкендорф. Я уже имел честь сообщить вашему императорскому высочеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшем участии и взятии его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное.

Николай I. Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложите на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону.

3-й ведущий: Высочайшее повеление. «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение известных стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк».

Владимир Соллогуб. «Вся грамотная Россия с восторгом и благодарностью повторяет имя автора, видевшего зло и не поникшего перед ним челом. Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова».

Софья Карамзина. «Мне казалось, что я слышу громкий, серебристый смех Пушкина. Это стихи, которые сочинил на его смерть некий господин Лермонтов, гусарский офицер. Я нахожу их такими прекрасными, в них так много правды и чувства»

4-й ведущий: В Петербурге, еще до ссылки, Лермонтов начал писать «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». На Кавказе Лермонтов закончил ее, отправил в Петербург. Разрешили напечатать ее только после многих хлопот Жуковского (известного русского поэта).
(Инсценируется отрывок из «Песни»)
1-й ведущий: 11 октября 1837 года отдан высочайший приказ по кавалерии о переводе «прапорщика Лермонтова лейб-гвардии в Гродненский гусарский полк корнетом».

Чтец: Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;
Придет ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать – что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

2-й ведущий: 9 апреля 1838 года опубликован высочайший приказ о переводе корнета Лермонтова в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Царским Селом.

3-й ведущий: Только четыре года прожил поэт с того дня, как написал «Смерть поэта», но за эти годы он создал замечательные поэмы («Песня про царя Ивана Васильевича», «Мцыри», «Демон» - последняя редакция), выпустил роман «Герой нашего времени», напечатал сборник стихов – двадцать шесть гениальных творений. А ведь у Лермонтова совсем не было времени для спокойной работы, и почти все, что написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями.

(Бал – маскарад, плавная музыка, танцующие и беседующие группы Сцены из «Маскарада»).

(Инсценируется отрывок из драмы «Маскарад», романа «Герой нашего времени»).

4-й ведущий: Для гостей, приезжающих в Тарханы из разных уголков мира, работники музея стараются найти что-то свое, родное, близкое их краю, связанное с именем Лермонтова. Вот и вас, дорогие тамбовчане, в зале литературных героев ждет сюрприз.

1-й ведущий: Вы, наверное, знаете, что в Тамбове на улице Максима Горького, бывшей Араповской, есть деревянный дом, принадлежавший в 30-е годы прошлого века помещикам Протасьевым.

2-й ведущий: Именно здесь тогда шла азартная карточная игра, которую и описал в своей поэме «Тамбовская казначейша» Лермонтов. Карты ввозились в город возами. Это было главное развлечение тамбовских обывателей.

3-й ведущий: в Италии уже много лет выходит энциклопедия событий, равных по славе Риму. В ней есть упоминание и о Тамбове, который в свое время прославился картежной игрой.

4-й ведущий: Тамбов на карте генеральной
кружком означен навсегда.
Он прежде город был опальный,
Теперь же, право, хоть куда.
Там есть 3 улицы прямые,
И фонари, и мостовые

1-й ведущий: Там 2 трактира есть.
Один «Московский», а другой «Берлин».
Там еще 4 будки,
При них 2 будочника есть.
По форме отдают вам честь.
И смена им 2 раза в сутки.

2-й ведущий: Там зданье лучшее – острог.
Короче, славный городок.
Вдруг оживился круг дворянский,
Губернских дев нельзя унять:

1-я девушка: Пришло известье; полк уланский
в Тамбове будет зимовать.

2-я девушка: Уланы! Ах, такие хваты.
Полковник, верно, неженатый.

3-я девушка: А уж бригадный генерал
конечно, даст блестящий бал.
(Вальс)
Чтец: Против гостиницы «Московской»,
Притона буйных усачей,
Жил некто господин.

Бобковский: Бобковский.
Губернский старый казначей.

Чтец: Давно был дом его построен;
Хотя невзрачен, но спокоен;
Хозяин был старик угрюмый
С огромной лысой головой.

Бобковский: От юных лет с казенной суммой он
жил, как с собственной казной.
Он был врагом трудов полезных.
Гроза всех матушек уездных и
Воспитатель их сынков.

Чтец: Его Авдотья Николавна
была прелакомый кусок.
Идет, бывало, гордо, плавно,
Чуть тронет землю башмачок.

Штаб-ротмистр Гарин, строен, как корнет.
Влюбился в Дуню, стал добиваться ее расположения.
Скажу короче, в две недели
Наш Гарин твердо мог узнать:

Гарин: Когда она встает с постели,
Пьет с мужем чай, идет гулять.
Улан большое впечатленье
на казначейшу произвел.

Дуня: А что, скажите, за предмет для страсти муж, который сед?

Гарин (Дуне): Я вижу, вы меня не ждали.
Прочесть легко из ваших глаз;
Среди сердечного волненья нет сил, нет власти,
нет терпенья.
Я здесь – на все решился я
Тебе я предан, ты моя.
О, не пугайся, не дрожи.
Ведь я любим? Скажи, скажи.

Чтец: Далее события разворачиваются быстро и просто.
Муж узнает о встречах Дуни и улана и проигрывает в карты уланскому офицеру свою красавицу жену.

Чтец: А что же Дуня? Ведь толпа ждала
Чего-нибудь: упреков, жалоб, слез – ничуть.
Она на мужа посмотрела и бросила
ему в лицо свое печальное кольцо и
в обморок

Чтец: Ее в охапку схватив – с добычей дорогой,
Забыв расчеты, саблю, шапку, улан
отправился.

1-й ведущий: Когда мы произносим имя – Лермонтов, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, которые всегда вызывает его поэзия, примешиваются чувства сожаления и горечи, словно от недавней
потери. Может, об этом и не стоило бы говорить, потому что стихи Лермонтова живут, но эта ранняя утрата с еще большею остротой заставляет прочувствовать его гениальность. Мы знаем великих людей искусства, погибших в тридцать пять-тридцать семь лет: Рафаэль, Моцарт, Байрон, Пушкин, Маяковский

2-й ведущий: Но не было во всей мировой литературе столь же великого
поэта, жизнь которого оборвалась так рано: Лермонтов погиб, не достигши двадцати семи лет. А между тем имя его стоит в раду величайших русских поэтов, вслед за именем Пушкина.

Звучит музыкальный фрагмент (вальс А.Хачатуряна к драме «Маскарад»). Постепенно затихая, музыка становится фоном для чтения.

Чтец: Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Как полны их звуки
Безумству желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретив ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;

Но в храме, средь боя
И где я не буду,
Услышав его, я
Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.

Вальс А. Хачатуряна звучит в полную силу.



ЛИТЕРАТУРА

Андреев- Кривич С.А. Тарханская пора. М.: ДСТГИЗ, 1963.
Андронников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки. М., 1969.
Андронников И.Л. Великая эстафета. М., 1975.
Арсланова Т.М. Заочная экскурсии по литературным местам. Тамбов, изд-во ТОИПКРО,2003.
Исаченкова Н.В. Сценарии литературных вечеров в школе. Санкт-Петербург, 2001.
Красновский. Лермонтовский вечер в школе. М.: Просвещение,1987.
Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. М.: АСТ. Олимп., 1997.
Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. М., издательство «Правда», 1988.
Лермонтовская энциклопедия. Издательство «Советская энциклопедия», 1981.
Шер Н. С. Рассказы о русских писателях. М., 1964.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315