Творческий отчёт учителя русского языка на первую квалификационную категорию


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ШКОЛА ИМ. В.Н. ЧЕЛОМЕЯ»
Творческий отчёт
учителя русского языка и литературы
Чуваткиной Марины Михайловны
г. Байконур, 2017г.
Нам каждый год встречать и провожать.
И каждый год глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать.
И с каждым мигом становиться чище, лучше.
Содержание:
Введение
Аналитическая часть
Основная часть
ИКТ как инструмент достижения образовательной цели урока
Система работы учителя по теме самообразования
Мои достижения
Проектная часть
Можно ли стать хорошим учителем? Этот вопрос снова и снова задаю себе. Педагоги и психологи утверждают: можно. Но педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, даже если есть талант. Но здесь должно быть главное – любовь к детям.
Я – учитель, и всегда хотела им быть. Я мечтала стать хорошим педагогом, и поэтому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный. Учителем я стала, и этим горжусь.
    Учитель по природе своей профессии созидатель, Созидатель с большой буквы,  ибо  творит он Человека. Какими людьми станут мои ученики, что после себя оставят – это и будет ответом на вопрос: какой я учитель.
  Я работаю в школе двадцать четвертый год, но не перестаю учиться и самосовершенствоваться. Я учусь на всем, что позволяет избежать ошибок, потому что ошибки в работе педагога – это судьбы детей, которые верят в нас, которые не делят нас на педагогов 1 и высшей категории, принимают нас, чаще всего, как людей, в чьем профессионализме они не сомневаются. В связи с этим учителя-словесника всё более интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями. В.А.Сухомлинский говорил: «Ученик - человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания!» Современные стандарты по русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.
Образовательная (предметная) область «Филология» занимает в настоящее время одно из ведущих мест в Государственном образовательном стандарте основного и среднего (полного) образования. Она представляет собой обязательную лингвистическую часть Базисного учебного плана и включает русский язык, литературу и иностранный язык. Проблем у учителя-филолога, без преувеличения, огромное количество.
С введением государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ и ЕГЭ стало очевидно, что ученику необходимо практическое владение языком в его различных функциональных разновидностях: устной и письменной речью, разговорной и литературной, деловой и эпистолярной. Необходимо умение грамотно, самостоятельно и творчески выражать свои мысли, адекватно воспринимать и понимать речь разных жанров и стилей и т.д.
Но на практике воспитать грамотного, именно грамотного, а не безошибочно пишущего ученика можно только в рамках хорошо продуманной системы образования. В неё не только должны быть включены материалы обучающих программ, но должны учитываться особенности языка социума, образцов общения. В современных условиях учителю трудно противостоять примитивным образцам СМИ. Формы аттестации – ГВЭ, ГИА и ЕГЭ- по русскому языку связана не только с дополнительными сложностями для учителя, но и открывают и новые возможности. Учителя задумываются над тем, как строить уроки русского языка, начиная с пятого класса, имея в виду перспективы ГИА с её разнообразным содержанием. Эта перспектива побуждает, ни в коем случае не превращая занятия в натаскивание, находить новые методические решения, делать акценты на том, что раньше могло казаться необязательным, организовать деятельность ученика так, чтобы она привела к победе.
Итак, целью своего творческого отчёта считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности, определение круга проблем для дальнейшей работы.

Тема самообразования: «Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения в формате ГВЭ с использованием ИКТ »
Длительность работы над опытом
Над изучением и разработкой темы я работаю с 2013-2014 учебного года. Необходимость выбранной темы вызвана тем, что последние пять-шесть лет преподаю преимущественно в старших классах, каждый год выпускаю ребят, которые должны успешно сдать экзамен по русскому языку. Это заставляет меня систематически повышать уровень самообразования, искать новые формы и методы обучения, повышать свою квалификацию. Специфика нашего города позволяет пройти курсы повышения квалификации только дистанционно, поэтому в 2015-2016 учебном году я окончила курсы в педуниверситете «Первое сентября» по теме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе: методика и практика». Также в связи с введением новых стандартов ФГОС прошла курсы по программе «Учебно-методическое сопровождение ФГОС нового поколения».
В ходе работы над темой самообразования изучена литература:
Единый государственный экзамен 2016. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся ФИПИ, авт.: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько - М.: Интеллект-центр, 2016.
ЕГЭ – 2016: Русский язык. ФИПИ, авт. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, Н.В.Соколова, И.П.Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б. Маслова – М.: Астрель, 2016.
Егораева С.Т. Русский язык. Часть 3. Методические рекомендации по выполнению задания. – М.: Экзамен, 2014
Материалы сайтов:
http://www.fipi.ru/http://www.otege.org/content/category/9/42/42http:www.ege.edu.ru/
Задачи:
развить творческую активность школьников, активизировать поисково-познавательную деятельность;
изменить структуру урока вследствие внедрения уроков с использованием компьютерных технологий;
формировать стремление к самообразованию;
развить школьника как человека, умеющего самостоятельно добывать знания и творчески применять их в разнообразной деятельности;
сохранять и укреплять здоровье обучающихся.
Теоретическое обоснование

Анализ учебно-методической литературы позволяет говорить о том, что в современной методике обучения русскому языку ещё существуют нерешённые проблемы. Так, всё большую актуальность набирают проблемы обучения связной речи.
Во-первых, это связано с тем, что развитая (устная и письменная) речь человека – показатель уровня культуры человека, его интеллекта, воспитанности.
Во-вторых, с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь ориентироваться, уметь выбирать главное, уметь уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать её другим.
Сочинение-рассуждение в 11 классе и сжатое изложение с творческим заданием, предлагаемые в форме ГВЭ в 9 классе, имеют целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать содержание прочитанного текста и использовать информацию, содержащуюся в нём, в качестве аргумента. Сочинение-рассуждение проверяет, прежде всего, умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.
Обучение написанию небольшого по объему сочинения-рассуждения – одна из самых важных задач учителя русского языка, работающего в выпускном классе.
В связи с этим данный вид работы необходим и востребован, требует максимально пристального внимания педагогов.

Сущность и новизна
Государственная аттестация-дело очень ответственное, по её итогам судят о работе не только ученика, но и учителя и даже школы в целом. Но нельзя считать сдачу экзамена целью обучения и подчинять ей весь учебный процесс. Моя задача научить детей русскому языку и для того, чтобы они осознанно пользовались богатыми возможностями выражения чувств и мыслей, и для того, чтобы писали грамотно, и для того, чтобы адекватно понимали чужую речь, устную и письменную. Научим хорошо – и экзамен будет сдан хорошо. Не мы и дети для экзамена, а экзамен для нас. ИКТ же будет выступать как средство или инструмент познания на уроке и поможет решить различные проблемы данного конкретного урока.
Формат ГВЭ позволяет проверить уровень сформированности у учащихся как предметных, так и метапредметных компетенций. Форма эта достаточно новая для школ России и уже который год актуальна для нашего региона. Мнение о том, что выполнять экзамен ГВЭ, чем ЕГЭ и ОГЭ ошибочно. К этой форме экзамена необходимо готовиться долго и тщательно. Проблема заключается ещё и в том, что методических пособий, позволяющих эту работу провести, очень мало.
Предполагаемый результат

повышение качества обучения учащихся;
создание комплексной методической системы по использованию современных технологий при обучении русскому языку;
повышение результативности учебно-воспитательного процесса;
вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность;
формирование положительной мотивации школьников.
Перечень вопросов по самообразованию
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
изучение педагогического опыта других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.
Этапы работы над темой самообразования
Диагностический Изучение литературы по теме самообразования
Составление программы работы
Прогнозирование результатов 2013-2014
учебный год Подборка информационных ресурсов интернета
Составление мониторинга по качеству знаний обучающихся
Организационный Определение целей и задач работы над темой
Разработка системы мер, направленных на улучшение усвоения материала
Подготовка материально-технической базы, методического обеспечения 2014-2015
учебный год Выступление на ШМО «Методика подготовки к написанию сочинения ЕГЭ в 11 классе»
Участие в олимпиадах, конкурсах
Приобретение лицензионных дисков для уроков русского языка, составление презентаций
Практический Формирование методического комплекса
Корректировка работы
Внедрение опыта работы 2014-2015
учебный год Курсы повышения квалификации учителей (Педагогический университет «Первое сентября» «Подготовка к ГИА по русскому языку: методика и практика»)
Разработка презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям. Разработка дидактических материалов
Практический Обмен опытом работы (урочная деятельность)
Внеурочная деятельность (курсы подготовки к ЕГЭ, спецкурсы, конкурсы и т.д. 2015-2016 Мастер-класс на ГМО по теме «Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС»
Создание банка презентаций уроков по теме самообразования
Участие и результаты в школьных, городских, международных конкурсах и олимпиадах
Внедренческий Распространение опыта работы 2016-2017 Публикации на сайтах «Талантикус» и «Портал педагога»
Оказание профессиональной помощи коллегам по вопросам педагогической деятельности
Обобщающий Подведение итогов 2016-2017 Участие в работе собственного сайта
Консультативная помощь учителям и родителям
Участие в профессиональных конкурсах разного уровня (в том числе дистанционных)


Актуальность моей темы
Я уже говорила о том, что качество образования  в современной школе определяется по  результатам Государственной итоговой аттестации учащихся,  которая стала большим испытанием  для учащихся и учителей.  Стало очевидным,  что важно  не только дать детям знания, но и научить  самостоятельно их применять на практике,  уметь их трансформировать в соответствии с меняющимися целями и задачами. Форма аттестации учащихся повлекла за собой и изменения в  процедуре подготовки учащихся к ГВЭ по русскому языку.   Чтобы качественно подготовить ученика,  учитель не только должен качественно преподнести учебный  материал, но и  сформировать  у учащихся предметные знания, умения и навыки,  и  отследить прочность их усвоения и результативность их применения на практике. Причем это педагог  должен  делать системно   в процессе  преподавания.  Связать все эти задачи  и цели подготовки к ГВЭ и ЕГЭ в одну  сложившуюся систему работы  - дело непростое.
Поэтому всё, что мы делаем на уроках русского языка, по крайней мере, с пятого класса, послужит успешной сдачей экзамена в выпускных классах. Но на некоторые виды деятельности нужно обратить особое внимание. Это написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения. Анализируя результаты проведённых срезов, контрольных работ, результаты сдачи ГВЭ у девятиклассников, становится ясно, что результаты оставляют желать лучшего. Так как я преимущественно работаю в старших классах, то меня не может не волновать эта проблема. Актуальность темы также определяется:
низким уровнем владения учащимися словарём русского языка, его грамматическим строем;
недостаточное владение разными видами речевой деятельности, неумением создавать собственные высказывания;
дефицитом учебного времени, отведённого на изучение предмета в старших классах;
успешной сдачей экзамена по русскому языку как обязательного экзамена.
В основу опыта положены следующие нормативные документы:
«Концепция модернизации российского образования»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Национальный проект в сфере образования;
Научно-методические журналы «Русский язык в школе»; газета «Первое сентября»
План темы по самообразованию:
1. ИКТ   как инструмент достижения образовательной цели урока. 
2.1. Система  работы учителя по подготовке  учащихся к написанию сжатого изложения.
2.2. Система работы учителя по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения на экзамене
3. Заключение.
4. Используемая литература
    ИКТ выступают  как средство или инструмент познания на уроке, поэтому его использование подчинено целям и задачам урока разного порядка: образовательным, воспитательным, дидактическим. Систематическое использование ПК и интерактивной доски на уроке приводит к целому ряду положительных моментов:
повышение уровня использования наглядности на уроке;
повышение производительности урока;
происходит актуализация познавательных интересов учащихся;
преподаватель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
изменяется, особенно у обучающихся среднего звена, отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности. ИКТ являются  исключительно плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации. К сожалению, мой кабинет пока не оснащён интерактивной доской, но я стараюсь находить выход из этой ситуации.
Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью создаю портретные галереи и фонотеку: делаю записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подбираю видеофрагменты.
Еще в своей практике использую показ экранизации классики. Считаю, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, -  это первый шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение.
Незаменимый помощник ПК и при проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума.
При составлении плана урока, при отборе учебного материала для урока с ИКТ  педагог   соблюдает основные дидактические принципы. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.  Поэтому такому уроку свойственно следующее:
принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения сколько угодно велики.
компьютер может использоваться на всех этапах: при подготовке урока, в течение всего процесса – при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
Система  работы учителя по подготовке  учащихся к написанию сжатого изложения в 9-ом классе
В процессе подготовки учащихся к ГВЭ  хорошо зарекомендовала себя  следующая методика работы  по темам    подготовки:
Диагностика  уровня владения ЗУН.
Актуализация, систематизация и обобщение знаний  по теме.
Отработка  практического навыка,  формирование умений и навыков при наличии пробелов в знаниях и умениях.
Корректировка умений и навыков.
Контроль готовности к выполнению экзаменационных зданий.
Все используемые  электронные образовательные ресурсы по своему назначению в процессе подготовки к ГВЭ я   разделила  на следующие виды:
демонстративные – содержат теоретический материал по  предмету,  положения или инструкции к их выполнению;
интерактивные – содержат  учебный материал,  на основе которого идет обсуждение  учебного материала; 
диагностические или контролирующие – содержат тесты или тренажеры, позволяющие определить степень сформированности тех или иных знаний и умений детей.
 К демонстративным ЭОРам отношу   презентации,  цель которых продемонстрировать какой  - либо теоретический материал,  чаще всего теорию по предмету обобщающего характера. Такие ЭОРы нужны для  реализации  этапа актуализации,  систематизации и обобщения знаний по темам.  С помощью презентаций провожу не только обучение, но и психологическую подготовку к экзаменам.
В новой форме экзамена подробное изложение заменено сжатым, кроме того ГВЭ по русскому языку включает творческое задание. Сжатое изложение активирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.
Понятно, что готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться, выполнять логические операции с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы и не тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержания и не нарушает логики исходного текста. В этом мне помогают специальные приёмы и методы, которые окажутся полезными не только на уроках развития речи, и которые я успешно применяю на своих уроках. И хотя на экзамене ученики должны будут воспринимать текст на слух, большинство упражнений правильнее и удобнее выполнять, когда дети не только слышат, но и видят текст.
Написание изложения и сочинения вызывает массу вопросов,   появляются проблемы,  с которыми ребята  боятся не справиться,  испытывают страх перед их выполнением. А иногда и отказываются их выполнять! Поэтому в начале  учебного года в 9 классе в формате презентации мной была представлена  вся технология написания  сжатого изложения и творческого задания.   Презентация по технологии написания изложения была мною отнесена к демонстрационным  ресурсам,  так как  в ней содержалась информация,   которую им надо было усвоить, переработать и понять.
Вот несколько слайдов из этой презентации:
Отличия между подробным и сжатым текстом Что важно знать при написании сжатого изложения


Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приёмы можно использовать? На каком материале это лучше всего сделать? Вот вопросы, которые обычно волнуют учителя.
Приёмы сжатия текста
Начиная с 5 класса, выполняю с обучающимися разнообразные логические операции с текстами: выделяем главную и второстепенную информацию, ищем тезисы, сжимаем текст разными способами, записываем связный и логически стройный пересказ. В этом мне помогают специальные упражнения, которые можно использовать и на обычных уроках. При этом необходимо учитывать, что учащиеся не только должны слышать, но и видеть текст. Особенно нравится ребятам работать с «испорченным» текстом


В 7-9 классах, продолжая подготовку к сжатому изложению, предлагаю учащимся упражнения для анализа логических связей внутри текста. Эффективными в этом случае являются упражнения, в которых надо восстановить:
смысловую связь между предложениями и абзацами;
исправить нарушенную логику;
подобрать вступление или заключение.
Лучше всего такую работу начать с небольших и простых упражнений, потом перейти к более сложным, а работу с текстом постепенно заменить работой на слух.


В 8-9 классах начинаю проводить комплексный анализ текста как один из видов упражнений подготовки к сжатому изложению. Он даёт учащимся возможность мыслить, рассуждать и выходить на метапредметные связи.
Анализировать тексты ребята учатся с 5-го класса, тогда-то и начинается их знакомство с основными лингвистическими понятиями (язык и речь, типы речи, стили речи, текст, тема, идея, функциональные возможности языковых средств). Задания для анализа текста должны отвечать его особенностями. Наиболее общие из них свела в отдельную памятку.



Кроме того, учащиеся должны попробовать поработать в условиях, максимально приближенных к тем, которые будут на экзамене. Ученик должен знать не только правила работы с текстом, но и то, как организовать время на экзамене, в том числе при написании изложения.
Отработка навыков работы с текстом должна вестись целенаправленно на протяжении всего времени обучения в школе.
Организованное по всем требованиям методики изложение часто в учебное время не проведешь. Но в структуру любого урока можно и нужно включать элементы анализа текста, лексическую работу, диктанты с продолжением.
Ученику важно усвоить то, что в своем изложении он должен обязательно отразить перечень фактов, логику их взаимосвязанности и композицию их объединения, стилистические особенности текста. С чего начать? Конечно, с работы над черновиком.
Во-первых, нужно постараться научить выпускника дифференцировать факты на важные и менее существенные, которые можно опустить в изложении. Я практикую выписывание их на специальные карточки, а затем раскладывание карточек по порядку появления фактов в тексте. Но такую работу я провожу только на первых порах
Во-вторых, необходимо привить внимание учащегося к любому незнакомому или малознакомому слову, услышав которое при первичном чтении текста, обязательно следует записать его в контексте и постараться выяснить, что оно означает. Я стремлюсь побуждать ученика к освоению новой лексики, учить не оставлять без внимания ни одного незнакомого слова. Этому способствует составление словариков к прочитанному тексту, подготовка ученика-консультанта, который работает с текстом и словарями заранее или прямо на уроке. А чтобы новое слово перешло в активный словарь учащегося, к нему придется обратиться не один раз: попробовать ввести его в контекст, подобрать к нему синонимы, еще раз уточнить лексическое значение. После выполнения таких заданий ученик не растеряется, если встретит в тексте диалектизм или архаизм, смело воспроизведет в изложении термин или просторечное слово.
В-третьих, многое зависит от того, как и что записывает ученик, воспринимая текст на слух. Учащийся должен уяснить, что не следует при первом прочтении стремиться к дословной записи текста – упустишь существенные детали и потеряешь общую логику. Можно попробовать записать в центре листа в столбик только ключевые слова и логические связки внутри текста, а на полях фиксировать тип речи определенного фрагмента с помощью сокращений и личных условных обозначений (Ц – цитата, О – описание, Р – рассуждение, П – повествование и т.п.). Это поможет определиться с выбором средств изложения (морфологических, синтаксических). Затем, при повторном чтении, этот «скелет” (ключевые слова) обрастет «мышцами”, то есть свободное место вокруг слов заполнится необходимыми деталями. Вот здесь нужно постараться не упустить авторские
самобытные выражения, изобразительно-выразительные средства, которые подчеркнут индивидуальность авторского стиля, цитаты. При втором прочтении текста ученик может делать записи так, как ему «удобно», чтобы затем (во время паузы после первого прочтения) восстановить их с минимальными потерями, ведь все зависит от мыслительных способностей пишущего изложение.
Задача учителя – определенным образом направлять творчество учащихся, помогая выявляться ему, отливая его в определенную форму.
Следует также учить выпускников правильно готовиться психологически к экзамену: уметь создавать рабочий, деловой настрой, сосредотачиваться не на себе, а на работе. Для учащихся экзамен – это стресс, поэтому они интуитивно ищут поддержки у учителя. Улыбка, доброе слово («у вас все получится», «вы всё знаете», «не волнуйтесь») должны настроить детей на позитивную волну. Это один из факторов успешной сдачи экзамена.
По результатам школьного экзамена в 9 классе на зимней сессии, который я провела в форме сжатого изложения с творческим заданием, был проведен опрос среди выпускников  9 классов. Выпускники  написали в отзывах,  что   им понравился экзамен по русскому языку,  так как понимали все требования  к работе и чувствовали себя уверенно. Процент качества на экзамене в моём слабеньком 9 Г классе составил 53%.  В этом вижу  заслугу  в том числе и описанного выше ЭОРа по  технологии написания изложения.  Необходимо отметить, что данная презентация  может служить  материалом  и   для самостоятельной работы учащегося,  и  для индивидуальной  работы   с учащимся   и работы  с родителями.  В  этих направлениях роль  презентаций была просто неоценима.
Очень важно в процессе подготовки к ГВЭ связать  все имеющиеся знания детей в  единую систему,  формировать их знания,  опираясь на уже имеющиеся у них знания.    В процессе подготовки к экзаменам  это приходится делать  учителю постоянно: в этом специфика  преподавания в  9 классе.   Хочу отметить,  что  вижу своей задачей подготовку КАЖДОГО  ученика к аттестации. Работаю в этом выпускном классе пятый год,  поэтому  знаю индивидуальные особенности каждого ребенка:   тип внимания,  скорость усвоения учебного материала,  способ   формирования знаний,   время концентрации внимания и т.д.  Урок с использованием ИКТ – технологий и ЭОРов позволяет очень плотно «скомпоновать»  урок,  с одной стороны,  а с другой – индивидуализировать работу ребенка на уроке возможность работать  каждому ученику в меру своих способностей.    

Подготовка к написанию сжатого изложения – одна из центральных задач подготовки к ГВЭ. Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо ученикам не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составления тезисов, конспектирования.
Я, как и каждый учитель, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками 9-х классов экзамена по русскому языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к языку, владеющая устной и письменной речью, личности компетентной.

2.2 Система работа учителя при подготовке учащихся к написанию сочинению-рассуждению в формате ГВЭ
С введением ЕГЭ и ГИА передо мной, как и перед моими коллегами встала задача: как совершенствовать у учащихся прочные и осознанные навыки написания сочинения-рассуждения, интеллектуальные способности, связанные с чтением, анализом текста и созданием собственного письменного высказывания. Необходимо было выработать умение работать с текстами разных стилей, типов и жанров, развить умение творчески учиться, нестандартно и оригинально мыслить, что необходимо для создания текста рассуждения.
Своей целью ставила не только обобщить основные программные знания за курс связно речи в 7-9 классах, но и формировать навыки понимания текста, необходимые для выполнения написания сочинения на ЕГЭ: выявлять проблему, выдвигать различные виды аргументов. Необходимо было с учащимися 8-9 классов освоить методику написания сочинения-рассуждения, привести в систему имеющийся опыт работы с текстом, чтобы затем вести целенаправленную подготовку к ЕГЭ.
Необходимо было научить ребят работать с текстом: понимать назначение разных видов текстов, читать и понимать смысл прочитанного, выражать информацию в виде кратких записей, формулировать проблему, выстраивать систему аргументов, создавать собственный текст. Это увлекательный, но одновременно и сложный путь и требует большого труда, напряжения, усердия как от учителя, так и от ученика.
При проверке сочинения и творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:
создавать текст в соответствии с заданной темой;
обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в тексте;
логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;
подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;
выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;
осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;
оформлять текст в соответствии с нормами русского литературного языка.
При проверке и оценке сочинения или творческого задания следует учитывать, что его объем строго не лимитируется, но устанавливается минимальный объем.
Начиная подготовку к написанию сочинения-рассуждения в 8-9 классах, стараюсь сначала познакомить учащихся с критериями оценивания этого вида работы: критерии оценивания творческого задания, смысловой цельности и речевой связности и последовательности изложения созданного экзаменуемым текста (изложения и творческого задания). На этом этапе работы стараюсь познакомить учащихся с некоторыми выдержками из Методических рекомендаций по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма). На их основе создаю собственные презентации, использую фонд презентаций Интернет -сети.


Неоценимую помощь в подготовке учащихся к написанию творческого задания оказывают мне методические материалы под редакцией Н.А. Сениной. С их помощью выстраиваю свою работу так, чтобы сформировать у учащихся навыки анализа публицистического и художественного стиля по определённым проблемам: сочувствие и сострадание к людям, взаимоотношение человека с природой, одиночество человека, роль искусства в жизни человека, в чём состоит смысл жизни, чистота русской речи, роль знаний в жизни человека, отзывчивость и равнодушие, что значит быть счастливым.

.

На уроках литературы в начале учебного года во всех классах провожу повторение понятий: тематика, проблематика, идейное содержание художественного произведения.
При изучении художественного произведения большое внимание уделяю проблематике и идейному содержанию, анализу эпизодов по выявленным проблемам.
Для того чтобы учащиеся смогли закрепить теоретические знания по понятиям: проблема, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументы и совершенствовать практические навыки по написанию сочинения на основе прослушанного текста, я составила презентацию по технологии написания творческого задания.



Мои достижения
Я выстраиваю свою работу так, чтобы ученик смог осуществить «перенос» своих умений на другой материал, отличный от того, на котором это умение формировалось. Один из таких элементов образовательного пространства – олимпиады, конкурсы, участие в научных конференциях. Мои ученики являются победителями олимпиад и конкурсов различных уровней.

Результаты участия обучающихся в предметных региональных и во всероссийских олимпиадах в 2014 -2016 учебном году показаны в таблице:
Фамилия имя ученика
Олимпиада Класс Муниципальный этап всероссийской олимпиады по
русскому языку
Муниципальный этап всероссийской олимпиады по литературе Международная игра-конкурс «Русский медвежонок» Международный игровой конкурс по литературе«Пегас» Международный игровой конкурс «Золотое руно» Международная олимпиада по русскому языку «ИнтеллектУм» Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок»
Анисимова В. 9 класс 3 место Анисимова Н. 6 класс 1место
Абишева Ж. 9 класс 2место
Балычев А. 11 класс 1 место в школе Байрамова З. 9 класс 3 место 1 место в регионе дипломант Богачёва Н. 9 класс 2 место в регионе Варец А. 11класс 1 место Власов Н. 11 класс 1место 1 место в школе Галицкая М 11 класс 2 место 1 место 1 место в школе Горьковая К. 9 класс 3 место в регионе Долинина Ю. 11 класс 1 место 3место Захарова У. 9 класс 3место Измайлова Е. 9 класс 1 место в регионе Калымбетов Е. 11 класс 2 место Куранцова А 7 класс 2 место
Кузнецова А. 11 класс 1 место
Кутырёв А. 11 класс 3 место 2 место
Кучкина А 11 класс 1 место в регионе Магомедова К. 9 класс 2 место
Медетбекова А. 11 класс 1 место Мещерякова А. 10 класс 3 место Мухаметова П. 10 класс 2 место Нагмадинов М. 11 класс 3 место в регионе Пащенко К. 10 класс 2 место 3 место 3 место
Рекова В. 7 класс 2 место в регионе 2 место в регионе Рожкова Е. 7 класс 3 место в школе 3 место Румянцев Н. 11 класс Самойлов Д. 9 класс 1 место
Тельмурзаев А. 9 класс 2-3 место в регионе Тушина А. 9 класс 1 место
Фокина А. 11 класс 2 место 2 место в регионе Фокин Т. 7 класс 1 место в регионе Хамзин Р. 11 класс 2-3 место в школе Харитонов Д. 7 класс 1 место в регионе Шестопалов Р. 11 класс 3 место в регионе 1 место в регионе Показатели качества знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ГИА
Год Класс Кол-во
обучающихся Процент качества
2013-2014 9В 19 26, 3%
2015-2016 9Б 21 50%
Показатели качества знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Год Класс Кол-во
обучающ.
в классе Средний
балл
по России Качество
знаний в %
от числа
участвующих Средний
балл
класса Наивысший
балл
класса Наименьший
балл
класса
2013 11В 24 63,4 62,5% 58 76 41
2014 11А 20 62,5 95% 68 92 54
2014 11В 24 62,5 95% 67,5 82 55
2014 11Г 14 62,5 95% 66 79 53
2016 11А 22 64,3 100% 75 93 59
Имею следующие награды:
Грамота Начальника Управления образованием города Байконур за подготовку победителя городской предметной олимпиады по русскому языку, 2007 г
Грамота Начальника Управления образованием за подготовку призёра городской предметной олимпиады, 2008 г
Грамота Начальника Управления образованием за подготовку призёра городской предметной олимпиады по русскому языку и призёров конкурса авторских работ, 2009 г
Грамота Директора ГБОУ Лицей «МКШ им. В.Н. Челомея» за активную и плодотворную работу с классом, 2010г
Грамота Начальника Управления образованием за подготовку победителя и призёра муниципального этапа олимпиады школьников по русскому языку, 2011г
Грамота Директора ГБОУ Лицей «МКШ им. В.Н. Челомея» за подготовку победителя и призёров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, 2012г
Грамота начальника управлением образованием за подготовку призёра среди 9-11 классов в городском конкурсе чтецов «Строки, опалённые войной», 2015г.
Грамота Начальника Управления образованием города Байконур за добросовестный труд, большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения Байконура и по итогам 2007/2008 учебного года
Грамота Директора ГБОУ Лицей «МКШ им. В.Н.Челомея за подготовку призёров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, 2015г
Грамота Директора ГБОУ «Лицей «МКШ им. В.Н. Челомея» за подготовку призёров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, 2016г
Грамота Директора ГБОУ «Лицей «МКШ им. В.Н. Челомея» за подготовку призёров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе, 2016г
ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БАЙКОНУР за добросовестный труд, большой личный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения Байконура, 2015г
ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БАЙКОНУР за добросовестный труд, большой личный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения Байконура и в честь Дня учителя, 2016г
Диплом российской академии образования института продуктивного обучения учебно-консультативного центра «Ракурс» за подготовку победителей и призёров Международного игрового конкурса «Пегас-2016»
Благодарность Директора ГБОУ «Лицей «МКШ им. В.Н. Челомея» за подготовку победителей и призёров Международного игрового конкурса «Золотое руно-2016»
Благодарность Регионального оргкомитета игры-конкурса «русский медвежонок-языкознание для всех» за подготовку победителей и призёров международного конкурса «РУССКИЙ МЕДВЕЖОНОК»-языкознание для всех, 2014г
Благодарность за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок», 2015
Диплом педагога, подготовившего победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по Русскому языку для 5-11 классов. 2014г
Дипломом педагога, подготовившего победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по Литературе для 5-11 классов. 2014г
Дипломом педагога, подготовившего победителей 1тура Международной олимпиады «ИнтеллектУм» по русскому языку, 2015
Проектная часть
В своей дальнейшей деятельности планирую продолжить работу над повышением мотивации и познавательной активности за счёт разнообразных форм работы. Искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулировать свой профессиональный рост и дальнейшее освоение возможностей ИКТ, тем самым создавать развивающую образовательную среду, помогающую ученику успешно подготовиться к сдаче выпускного экзамена, а также
пополнять банк разноуровневых самостоятельных работ по различным разделам русского языка и внеклассным мероприятиям;
изучать инновационные подходы к организации и проведению творческих самостоятельных работ;
продолжить наблюдение за личностным развитием ученика в процессе самостоятельной деятельности;
продолжать обмениваться опытом работы с коллегами;
размещать материалы своей деятельности по данному направлению на сайтах в сети Интернет.
В заключение отмечу, что в современных условиях возникает педагогическая задача противостоять чрезмерному внедрению ИКТ в процесс преподавания русского языка и литературы, чтобы красочными иллюстрациями и моделями не затмить истинные умения и навыки в обучении нашим предметам.
Мне нравится веселый школьный шум
И звонкий смех, и гам, и суета.
Мне нравится пытливый детский ум,
Глаза ребячьи, полные огня.
Пусть не в чести профессия моя,
И ценится не слишком этот труд,
Я с гордостью скажу: «Учитель Я!»
И в класс войду, там дети меня ждут.
Спасибо за внимание!