Научно-исследовательская работа Влияние колыбельных песен на детей


XI Региональный конкурс молодых исследователей
«Ступень в науку»

Направление: социология.
Тема: «Влияние колыбельных песен на детей »
Выполнила работу:
Хугаева Алина ХоховнаМесто выполнения работы:
МБОУСОШ № 11, 3 класс «А»,
г. Владикавказ
Научный руководитель:
Джиджоева Галина Амирановна




Владикавказ,2014-2015
Оглавление

Введение 3
I. Теоретическая часть 5
1.1 Немного из истории 5
1.2 Классификация колыбельных песен 7
1.3 Волшебная сила народных колыбельных песен 9
1.4 Синдром дефицита внимания (СДВ) и алекситимия 11
1.5 Воздействие колыбельных песен на взрослых 12
1.6 Музыкотерапия, как вид арт-терапии 13
II. Практическая часть 14
2.1 Исследование 14
2.2. Анализ полученных данных 15
Выводы 16
Заключение 17
Библиографический список 18
Приложение 19
Введение
Моя исследовательская работа посвящена интересной проблеме – отслеживания влияния колыбельных песен на детей младшего школьного возраста.
Первой встретить ребенка в этом мире, призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, она дошла и до наших времен. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.
Колыбельные – первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. В отличие от обычной речи стихи обладают ритмом и благотворно влияют на организм человека. Колыбельная песня знакомит с пространством окружающего мира. Воспитание интереса к национальной культуре, к народной музыке, внедрение разнообразных ее жанров в музыкальную практику начальной школы являются сегодня все более значимыми. Известно, что младший школьный возраст – это период впитывания и накопления знаний. Успешному выполнению этой функции способствуют: доверие авторитету учителя, игровое отношение к заданиям, повышенная эмоциональность, яркое восприятие окружающего мира. Детей интересуют сами факты, нежели причины.
В своей работе я попытаюсь ответить на вопрос: надо ли изучать такой, казалось бы простой жанр, как колыбельная песня. Результаты моей исследовательской работы могут быть полезны педагогам и родителям в обучении и воспитании детей.
Цель моего исследования: изучить влияние колыбельных песен на успеваемость учащихся.
Объект исследования: младшие школьники МБОУСОШ №11.
Предмет исследования: колыбельные песни. В соответствии с целью, объектом, предметом исследования мною сформулированы задачи исследования:
•изучить литературу по данной теме;
•выявить учащихся, которым в детстве пели колыбельные песни;
•проследить влияние колыбельной песни на успеваемость учащихся нашей школы;
•сравнить технику чтения детей
•сделать анализ результатов исследований, выводы.
При выполнении своей работы я использовала следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме, анкетирование родителей и беседы с ними, опрос учащихся, наблюдение, анализ полученных результатов.
I. Теоретическая часть
1.1. Немного из истории
Слово «колыбель» этимологически происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обставлялось множеством таинств и мистических обрядов. Люльку или – как исторически более поздний вариант – зыбку (ящик, изготовленный из луба и имеющий дно из тонких дощечек) подвешивали к потолку на гибком шесте. Снизу и сверху прикреплялась веревка, позволявшая качать эту люльку (зыбку) с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы. Таким образом «колыбель» – это обобщенное название всей данной конструкции. Прежде чем впервые положить в люльку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало общенародное поверье о том, что кот – большой друг домового. Если кота не обижать, то он «при случае» непременно доложит «домовому» о «доброте хозяйской». А уж «дедушка», наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой, русские народные колыбельные песни изобилуют образами кота.
Зыбка совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх – вниз», «вправо – влево», «назад – вперед». Пока все органы чувств новорожденного не разовьются в полной мере, он познает мир через прикосновения – посредством тактильного чувства. Ребенок, лежащий в раскачиваемой люльке, пассивно воспринимает рецепторами своей кожи не только «прикосновения» люльки снизу, но и поочередное разнонаправленное ее «прикосновение» во всех направлениях. Таким образом, еще ничего не осознавая, он подсознательно осваивает все 3 вектора нашего трехмерного пространства (длина, высота, ширина). Этим самым ребенок как бы исподволь готовится к тому, что он в ближайшем будущем должен будет в таком пространстве ориентироваться (т.е. посредством данных гармоничных раскачиваний активно развиваются его координационные способности, пространственное мышление, тренируется вестибулярный аппарат).
Подобно ритму раскачивающейся люльки, ритмичное звуковое «раскачивание» происходит и во время исполнения колыбельной песни, когда голос совершает движение по звукоряду то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Помимо этого размеренность колыбельных песен совпадает с ритмическим рисунком (частотой) пульса и дыхательных движений, своим гармоничным ритмом оказывая на ребенка мощное успокаивающее и усыпляющее действие.
1.2 Классификация колыбельных песен.
Классификация по содержанию
В группу "Традиционных колыбельных песен" включаются:
I.Песни императивные. 1. Пожелания ребенку: а) сна, здоровья, роста; б) послушания; в) смерти. 2. Обращение к различным существам с просьбой (требованием): а) дать ребенку сон, здоровье, укачать его; б) не пугать его, не мешать его сну.
II.Песни повествовательные: 1. О самом ребенке. 2. О разных людях. 3. О животных, птицах, предметах.
III.В группу "Нетрадиционных колыбельных песен" включаются: 1 Песни литературного происхождения; 2 Песни, заимствованные из других жанров.
Композиционные типы колыбельных песен:
1.Песни-припевки состоят обычно из 2-4 рифмующихся строк и содержат, как правило, один мотив.
К ним относятся многочисленные песенки императивного характера, содержащие пожелание сна ребенку, песенки-сентенции и др.;
2. Песни-наращения нескольких однотипных напевов, которые составляют парные рифмующиеся строки.
Объем таких произведений практически не ограничен. (Песни с зачинами: Байки, побайки, Матери-китайки; Зыбаю, позыбаю, Отец пошел за рыбою);3. Песни с повторяющимся зачином (например, У кота, у кота, Колыбелька золота);
4. Песни, композиция которых подчинена логическому развитию содержания (например, произведения, в которых основным персонажем является мифологическое существо «Бука»)
5. Песни, в основе которых лежит развитие какого-то небольшого сюжета.
К ним относятся песни о коте - воре, о коте и мачехе, о сне, дреме и др.
1.3 Волшебная сила народных колыбельных песен
Колыбельные песни, которые есть у всех народов мира, являются не просто элементом фольклора и служат не только для убаюкивания ребенка. Колыбельные очень важны в процессе овладения ребенком речью, следовательно, они играют значимую роль в развитии у него мышления. Заведующий кафедрой психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доктор биологических наук Виталий Леутин утверждает, что существует взаимосвязь между слушанием колыбельных песен в детстве и интеллектуальным потенциалом человека в зрелом возрасте, от этого потенциала, во многом зависит и уровень образования, и социальный статус.
«Колыбельные через развитие речи способствуют развитию мозга. Если мозг не развивать, все нейроны останутся несвязанными, и в этом случае высок риск развития психопатологий» (В. Леутин).
От того, какие песни пела ребенку мать и пела ли она их вообще, во многом зависит характер маленького человека, его физическое и душевное здоровье (в т.ч. степень его психологической устойчивости) на протяжении всей его настоящей и будущей жизни. Кроме того, в колыбельных песнях зашифрованы уникальные знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти ребенка (дети, у которых генетическая память не «разбужена», медленнее развиваются и гораздо труднее адаптируются в жизни и в обществе). Авторство данного открытия (о связи музыкально-текстового содержания колыбельных песен с генетической памятью ребенка) принадлежит доктору филологических наук Ирине Карабулатовой (г. Тюмень), долгое время изучавшей колыбельные песни народов Сибири.
У сибирских народов, по наблюдениям И. Карабулатовой, именно через колыбельные песни идет передача нравственных идеалов от одного поколения к другому. Народы населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным песням мистическое значение. Согласно древним традициям этих народов, для каждого младенца создается своя колыбельная песня – ее при рождении ребенка сочиняет сама мать. А потом данная песня всю жизнь служит ему оберегом.
Исполняя традиционную народную колыбельную песню со всей искренностью и душевной материнской теплотой, мать психологически как бы кодирует сознание и подсознание сына или дочери на определенный поведенческий стереотип, принятый в обществе. Посредством этих песен в момент засыпания происходит очень интенсивное опосредованное обучение ребенка всему тому, что его окружает. При этом в детское подсознание буквально “впечатывается” позитивная программа его будущей деятельности в течение всей жизни. Именно этим фактором современные ученые объясняют статистику, согласно которой дети, засыпавшие под колыбельные песни, по достижении взрослого возраста становятся более успешными и устойчивыми в жизни.
Русские народные колыбельные песни складывались веками, и в них – самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Не случайно основное содержание народных колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем.
1.4 Синдром дефицита внимания (СДВ) и алекситимия По мнению многих психологов, самое безобидное, к чему может привести замена колыбельных песен звуками телевизора, компьютерными играми, аудиозаписями поп- или рок-групп – это развитие у ребенка синдрома дефицита внимания (СДВ). В настоящее время, по самым скромным оценкам отечественных психологов и психиатров, данная психопатология встречается у 20-25 % российских детей (объективно – по визуально наблюдаемым признакам – СДВ выражается в неспособности концентрировать свое внимание). Дети, страдающие СДВ, как правило, не в состоянии нормально учиться. У них возникают проблемы в отношениях со сверстниками. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками.
Синдром дефицита внимания (СДВ) поддается коррекции, поэтому специалисты и считают его самым безобидным, в отличие от алекситимии (термин происходит от греческих слов «а» – «отсутствие», «lexis» – «слово», «thymos» – «чувство») – неспособности выражать свои чувства словами. Даже первичная алекситимия – та самая, которая развивается у ребенка из-за отсутствия любви и ласки со стороны матери коррекции практически не поддается. Отмечена предрасположенность лиц с алекситимией к алкоголизму, наркомании, преступным действиям (в т.ч. физическому насилию). Также алекситимия может служить первопричиной очень многих серьезных психосоматических заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма, язва желудка, ревматоидный артрит, кожные заболевания и др.) Есть научные основания считать, что эмоциональное развитие человека и, соответственно, патология эмоциональности находится в прямой зависимости от характера отношений в системе «мать-ребенок» в раннем детстве (В. Леутин).1.5 Воздействие колыбельных песен на взрослых
В последние годы во многих зарубежных странах аудиозаписи национальных колыбельных песен как музыкотерапевтическое средство с успехом используются при лечении самых разнообразных психосоматических недугов не только у детей, но и у взрослых. Ученые отмечают, что при этом у слушателей зрелого возраста положительный лечебный эффект наступает весьма быстро. Колыбельные песни воссоздают мир детства в памяти взрослых людей, способствуя «утилизации» стрессовых ситуаций. К тому же эти песни на подсознательном уровне подбираются к “корням” столь распространенных психических нарушений, как синдром дефицита внимания (СДВ) и алекситимия (см. выше), и борются с ними. Т.е. «недополучение» в детском возрасте родительской (особенно материнской) любви, обусловившее развитие этих недугов, в какой-то мере как раз и компенсируется при восприятии колыбельных песен взрослыми слушателями.
Колыбельные песни, для всех без исключения возрастных категорий слушателей, несут в себе чувство защищенности, уверенности в себе и в близких, чувство спокойствия и согласия человека с собой и со всем окружающим миром1.6 Музыкотерапия, как вид арт – терапии
Искусство возникло с целью общения, как средство коммуникации, как своеобразный, эмоциональный язык. Прообраз современой арт-терапии сохранился в архаических формах искусства – в народном творчестве.
Спонтанное выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности, само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией – вот что является важным и для искусства, и для арт-терапии.
Термин «АРТ-ТЕРАПИЯ» (art – искусство, art therapy – терапия искусством), что в нашем случае означает прослушивание музыкальных произведений, звуков природы, музицирование на различных инструментах, пение и т.д. Воздействие музыки на человека происходит на трех уровнях –вибрационном, эмоциональном и духовном. Правильно подобранная музыка положительно влияет на человека. Например, мать убаюкивает своего малыша колыбельной песней, вызывая у него охранительное торможение, с которым по силе лечебного воздействия не сравним сон, индуцируемый приемом снотворного. Пение, в свою очередь, с помощью естественно звучащего голоса, пробуждает скрытые резервы организма. Так, например, пение колыбельных песен, глубинное пропевание звуков "А" или "О" способствует активизации внутренних сил. На первом плане арт-терапии – вера в творческую основу человека. Но задача её не сделать всех людей художниками, музыкантами или актерами, а возбудить у индивида активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей с целью решения проблемы.
II. Практическая часть
2.1 Исследование
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУСОШ №11
г. Владикавказа. В исследовании приняли участие учащиеся первых классов. Особое внимание было уделено учащимся, родители которых пели детям колыбельные песни. В своей работе я использовала следующие методики:
1.Акетирование.
2.Беседы с родителями учащихся.
3.Беседы с учащимися.
4.Анализ техники чтения
2.2 Анализ полученных результатов
В данном исследовании приняли участие 119 школьников, 93 родителя. Анализ результатов после проведения анкетирования и бесед позволяет сделать следующие выводы.
Выводы:
Дети, мамы которым пели колыбельные - 77, что составляет 64%.
Дети, мамы которым не пели колыбельные песни – 42, что составляет 36%
Дети, мамы которым продолжают петь - 23, что составляет 19%.
Ребят попросили ответить на вопросы, касающиеся просмотра передачи «Спокойной ночи, малыши», результаты так же были неожиданными:
Из 119 учащихся, только 19 не смотрят эту программу, что составляет 16 %. Вопрос: « Почему вы смотрите эту телепередачу?» Ребята ответили: «Из – за мультфильма – 46 человек- (38%), из – за ведущих – 31- (26%) ; из – за песни -16- (13%) и 6 человек - смотрят из-за полезных советов ведущих, что составляет 5%».
Проверили технику чтения, у «любителей послушать колыбельную», показатели выше на 10 – 45 слов. Ударников среди младших школьников 53 , что составляет 45%, из них 34 – пели колыбельные песни, это 64%. На уроках музыки ребята слушали колыбельные песни, после чего становились внимательными, спокойными, исчезала словесная агрессия.
Выводы
Проведя свое исследование, я пришла к выводу, что колыбельные полезны в любом возрасте, главное научиться слышать то, что заложено в маленьком тихом шедевре. Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением колыбельные песни могут посеять в душе детей зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать. То, что складывалось веками, дети должны знать, а будет ли им интересно, зависит только от вас, взрослых. Так давайте совершенствовать себя, чтобы будущее поколение знало, помнило и гордилось своим прошлым и также передавало его грядущим поколениям. Только мы в силе сохранить наши народные традиции
Заключение
Прочитав литературу по данной теме и проведя исследование, я пришла к выводу, что изучение влияния колыбельных песен на школьников очень мало, практически нет.
От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития, колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге. Слушая колыбельные песни, малыши защищают свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Дети, засыпавшие под колыбельные песни, по достижении взрослого возраста становятся более успешными и устойчивыми в жизни, они в меньшей степени подвержены различным психическим расстройствам, чем те, кто колыбельных не слышал. Воспитание интереса к национальной культуре, к народной музыке, внедрение разнообразных ее жанров в музыкальную практику начальной школы являются сегодня все более значимыми. Колыбельные песни близки младшим школьникам своей ритмичностью, эмоциональностью и богатыми образами. В этом возрасте интересно исполнять и инсценировать колыбельные песни. Я считаю, что колыбельные песни надо петь независимо от возраста ребенка, в каждом возрасте найдется место в душе для колыбельной, где она сможет выполнить свою функцию. Если бы все запели колыбельные песни, не было бы ссор, обид, болезней, пришло бы просветление, озарение наших душ

Библиографический список
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.–Л: Музыка, 1968.
2. Выготский Л С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.
3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1981.
4. Копытин А.И. «Системная арт-терапия». – изд. «Питер», 2001.
5. Сьюзан Коган «Оздоровление звуковым и изобразительным искусством».– Москва. – 2000.
6. Сборник песен «Наши песни» 1991. М.: Музыка, 1991.
7.Чередниченко Т.В. Кризис общества – кризис искусства. Музыкальный “авангард” и поп-музыка. М., 1985.
Приложение
Тексты колыбельных песен
***
Баю-баюшки-баю
Баю-баюшки-баю,
Ушел отец за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Дедушка - дрова рубить.
Брат ушел царю служить,
Он ушел молодой,
А вернется с бородой.
***
Баю-баю-баю,
Баю ягодку мою,
Да спи, мой маленький,
Без укладываньица...
Зыбка новенькая,
Сто рублевенькая,
Баю-баюшки, бай-бай,
Спи во зыбочке младень,
Стоит сотенки рублей.
Баю-баюшки, бай-бай,
Да сто рублей не денежки.
Пятьсот - не живот.
Баю-баюшки, бай-бай.
Спи, дитя, подолеДа расти поболе.

***
Баиньки-баиньки
Баиньки, баиньки,
Спи, покуда маленький.
Будет время - подрастешь,
На работу пойдешь,
Станешь лес рубить,
Рыбку в озере ловить,
Дрова возить матушке,
Избу чинить батюшке.
Станешь всем помогать,
Будет некогда поспать!
***
Баю-баю, спи, дружок
Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
Спят усталые игрушки
(З. Петрова, А. Островский)
Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: "Баю-бай!"
В сказке можно покататься на луне
И по радуге промчаться на коне,
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар птицы
Глазки закрывай: Баю-бай!
Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай: Баю-бай
Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-бай, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: "Спокойной ночи!"
Глазки закрывай: Баю-бай
***
Баю - баюшки - баюБаю - баюшки - баюБаю - баюшки - баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.
***
Уж ты, котинька-коток,
уж ты, серенький бочок..Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
***
А баиньки-баиньки,
купим сыну валенки…
А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
***
Люли - люли - люленькиЛюли - люли - люленьки!
Люли - люли - люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте
На кровать,
Начинайте
Ворковать.
Люли - люли - люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье...Спи на здоровье!
Спи, моя радость, усни...
(С. Свириденко, В. Моцарт)
Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Птички уснули в саду,
Рыбки заснули в пруду.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни.
В доме все стихло давно,
В комнате, в кухне темно.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни.
Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни... Усни...
Песенка для Умки
(Е. Крылатов, Ю. Яковлев)
Ложкой снег мешая, ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи - белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш!
Мы плывем на льдине, как на бригантине,
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи - звездные медведи
Светят дальним кораблям.
Носики-курносикиНаконец-то, полземли излазав,
Крепким сном мои мальчишки спят
Сон свалил страну синеглазую,
Спят мои сокровища чумазые,
Носики-курносики сопят.
Спят такие смирные, хорошие,
В целом мире лучше нет ребят.
Одеяла на сторону сброшены
И зеленки яркие горошины
На коленках содранных горят.
Ну, а завтра... Если б знать заранее,
Сколь исповедимы их пути.
Что им стоит так, без расписания,
Улизнуть с урока рисования,
В космос просто пешими уйти.
Бьют часы усталыми ударами.
На Земле спокойно - дети спят.
Спят мои отчаянные парни,
Спят мои Титовы и Гагарины,
Носики-курносики сопят.
***
Уж как сон ходил по лавке
Уж как сон ходил по лавке
Дрема по полу брела
Дрема по полу брела
К Маше нашей забрела
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла.
***
Ходит сон у окон…
Ходит сон
У окон,
Бродит дрема
Возле дома.
И глядят –
Все ли спят?
Раздень меня, разуй меня,
Уложи меня, укрой меня,
А засну я сам.