Доклад на педсовет: «Современные модели включения детей с интеллектуальными нарушениями в образовательное пространство».


Доклад на педсовет: «Современные модели включения детей с интеллектуальными нарушениями в образовательное пространство».
Подготовил:
учитель математики
Черевкова Наталья Викторовна
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»
2016 г.
В условиях становления социального государства и формирования гражданского общества в Российской Федерации наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями является интегрированное (инклюзивное) образование.
Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством Российской Федерации, ставит для образования новые ориентиры в определении образовательных целей. Эта стратегия напрямую затрагивает и специальные (коррекционные) школы. Существующие традиционные модели организации образовательного процесса нуждаются в уточнении и изменении, поскольку обеспечивают получение школьниками знаний, умений, навыков фрагментарно.
Проблема интегрированного (инклюзивного) образования на сегодняшний день определяет принципиальные отличия между сложившимися в нашей стране образовательными системами. Специальное образование работает с особыми детьми, по специальным программам разработанным для обучающихся с особыми потребностями. Интегрированное (инклюзивное) образование с помощью реабилитации и адаптации создает условия для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в систему классического образования, воспринимая умственно отсталого обучающегося таким, какой он есть, изменяя под его потребности образовательную систему, способствуя раскрытию возможностей каждого ученика путем использования образовательных программ, соответствующих его способностям. Интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство современной школы приобретает особое значение для современного российского образования. Смысл такой интеграции состоит в обеспечении комплекса условий для саморазвития ребёнка с ОВЗ, овладение им системой знаний и умений, а также навыков применения их в реальной жизненной практике.
Дети с ограниченными возможностями - сложная и разнохарактерная группа. Различные аномалии развития по-разному отражаются на детях. Одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться. В соответствии с этим различны формы педагогической работы.
Умственная отсталость - стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Различают 2 формы: олигофрения и деменция.
Олигофрения - форма умственного и психического недоразвития в результате поражения ЦНС (в первую очередь коры) в перинатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе жизни) периодах.
Деменция - стойкое необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы, при органических поражениях мозга вследствие воспалений, ушибов, а также при шизофрении, эпилепсии. Деменция может быть резидуальная (остаточная) и прогрессирующая.
Выделяют 4 степени интеллектуального недоразвития:
- идиотия - самая глубокая степень умственной отсталости.
- выраженная имбецильность – тяжелая степень умственной отсталости;
- имбецильность - умеренная степень умственной отсталости;
- дебильность – легкая степень умственной отсталости.
Дети с ЗПР делятся на 4 группы (по Лебединской):
- ЗПР конституционального происхождения или гармонический инфантилизм,
- ЗПР соматогенного происхождения и др.
Нарушения в развитии ребенка индивидуально сказываются на его возможности усваивать учебный материал. Поэтому одним из важных условий специального образования является индивидуальный подход к детям в процессе обучения. В организации учебной деятельности должны учитываться типологические и индивидуальные познавательные возможности. Познавательные особенности каждого ребенка варьируются в зависимости от учебного предмета, в силу чего не следует объединять детей в группы с общим уровнем познавательных возможностей применительно ко всем предметам учебного плана. Индивидуализация процесса обучения решается не только через варьирование содержания и темпов обучения. Не менее важную роль на всех этапах учебного процесса играет дифференциация методов, приемов обучения, а также уровней достижений детей.
Весь педагогический коллектив школы-интернат, обучая и воспитывая детей с нарушениями интеллекта, большое внимание должен уделять коррекционной направленности обучения, а так же здоровьесбережению.
Учителя начальных классов, работая по обучению первоначальных навыков чтения и письма, решают следующие задачи:
- развитие зрительного и слухового восприятия; внимания и памяти;
- развитие координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- развитие понимания речи;
- развитие и совершенствование активной речи;
- обучение технике чтения и извлечению информации из прочитанного;
- развитие навыков элементарного письма.
На всех уроках данных учителей: математика, счет, русский язык, чтение и развитие речи, мир вокруг, коррекция познавательной деятельности, рисование и др. с учащимися выполняются задания, соответствующие их возможностям, при необходимости оказывается своевременная дозированная помощь с привлечением наглядности и показа. Умения учащихся реализуются:
- по подражанию учителю, когда педагог разворачивает перед ребенком все этапы предметного действия, а ребенок их повторяет вслед за педагогом;
- по образцу, когда педагог демонстрирует ребенку итог деятельности;
-по словесной инструкции педагога. В данном случае учитель руководит деятельностью ученика, используя только речь.
Русский язык  занимает ведущее место в системе учебных дисциплин: он является не только предметом изучения, но и средством обучения всем другим дисциплинам, постоянным средством воспитания детей на уроках и во внеурочное время. Учителя - дефектологи, учитывая коррекционную направленность программного материала, которая проявляется в области речевого развития детей, формируют речь как средство общения, как способ коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы. Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций устраняются на всех занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию устной речи, чтению, практическим грамматическим упражнениям или грамматике и правописанию.
При коррекционной работе с учащимися неоценима роль логопеда специальной (коррекционной) школы. О речевых нарушениях невозможно говорить, если мы не понимаем, что же такое речь.
Речь - это весьма сложная функциональная система, центральная и периферическая части которой неразрывно связаны и постоянно взаимодействуют между собой. Центральную часть этой системы представляют собой корковые отделы мозга, импульсы от центральной речевой системы идут на периферию, которая включает в себя дыхательные пути, гортань, ротовую и носовую полости, органы артикуляции - язык, губы, увула (язычок, расположенный между гландами), твердое и мягкое небо, зубы. Опытный логопед проводит логопедическое воздействие на ребенка комплексно и затрагивает следующие направления: развитие сенсорных функций, развитие общей речевой моторики, развитие внимания, памяти познавательной деятельности в целом, коррекцию нарушения речи и развитие речи. Логопед старается также проводить коррекционную работу на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Математика - один из основных общеобразовательных предметов , который изучается на протяжении всех лет школьного обучения. Текстовые арифметические задачи, иллюстрирующие жизненную ситуацию, являются важным средством формирования многих математических понятий. Дети учатся применять знания в новых измененных условиях. Появляется возможность для развития мыслительных операций, внимания, речи обучающихся, формирования умения доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, быть аккуратным. Это самый сложный для школьников с интеллектуальными нарушениями раздел математики, поскольку он предполагает узнавание математических отношений в обычных жизненных ситуациях, описанных в словесной форме. Недоразвитие процессов мышления (абстрагирования и обобщения) и речи затрудняет эти операции. Однако именно решение арифметических задач является мощным коррекционно - развивающим средством при изучении математики и естественным образом связывает обучение с жизнью. Поэтому на решение задач я отвожу не менее половины учебного времени.
Я как учитель математики у школьников формирую не только предметные действия, но прежде всего умственные операции, связанные со счетно-вычислительной деятельностью. Умения и навыки реализовываются обучающимися с моей направляющей помощью как учителя, учитель поэтапно руководит умственной деятельностью обучающегося, с использованием наглядно - дидактического, либо инструктивного материалов, а также по словесному заданию.
На уроках я стараюсь осуществлять так же межпредметные связи с уроками социально-бытовой ориентировки, развития речи, географии, истории, биологии и др., что позволяет придать урокам интегративный характер и приблизить процесс обучения к реальной жизненной ситуации. Я в урок включаю задачи на вычисление оплаты за коммунальные услуги, задачи геометрического содержания, связанные со строительством, в прошлом году мной был подготовлен и проведён открытый урок «Путешествие во времени», на котором обучающиеся смогли связать математику и историю, такие приёмы вызывают живой интерес у обучающихся, создают мотивацию для более глубокого изучения предмета, вызывают интерес к учению.; другая модель урока – это урок-игра. Каждый ребёнок на много легче усваивает материал, если он подаётся в игре непринуждённо, интересно, с использованием ИКТ.
География и естествознание - общеобразовательные предметы, изучаемые в старших классах специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями интеллекта. Знания по этим предметам способствуют развитию мышления, памяти, речи, воспитанию положительных черт характера и любви к Родине. Учителя на своих уроках развивают познавательные умения: восприятия и различения умения видеть, слышать, осязать, нюхать, пробовать на вкус объектов окружающего мира, пониманию знаков, символов, рисунков, решению простых наглядно-практических жизненных ситуаций. При изучении учебного материала учителя вводят в учебный предмет муляжи, схематические изображения, фотографии, условные знаки, знакомят с физической картой, его географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами, знакомят с особенностями природы Казахстана, уделяют особое внимание хозяйственной деятельности, быту и культуре людей, проживающих в нашей стране. Природные явления, смена времен года и сама жизнь человека в природе и обществе имеет цикличный характер. Эту повторяемость и, в то же время, текучесть и необратимость жизненных циклов, учащиеся должны ощутить и понять. Для этого необходимо непосредственное включение детей во взаимодействие с окружающей их природой и обществом. Важно организовать непосредственное общение школьников с природой на экскурсиях, прогулках, в процессе специально организованного наблюдения, практических действиях, играх.
Музыка и ритмика являются важными предметами, у которых неоценима коррекционная направленность обучения учащихся. На уроках музыки, учитель учит полноценно воспринимать музыку, развивает эмоциональную отзывчивость и реагирование на му зыку различного характера, обучает детей певческой установке: правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое без напряжения положение корпуса и головы, формирует правильное певческое дыхание, развивает слуховое восприятие и чувство ритма при исполнении, учит понимать дирижерский жест, развивает умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня, развивает умения узнавать и называть песню по вступлению, дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание, узнавать знакомые мелодии по фрагменту и по вступлению.Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Движения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Учитель ритмики, учит учащихся выполнять под музыку разнообразные движения и танцевальные упражнения, выполнять упражнения на ориентировку в пространстве, на координацию движений, ритмико-гимнастические движения, упражнения с детскими музыкальными инструментами, через танец развивает у детей эмоциональную восприимчивость к музыке, прививает хороший эстетический вкус, совершенствует музыкальные данные.
Целью предмета социально-бытовая ориентировка во вспомогательной школе является формирование у учащихся практических умений ориентировки в окружающем мире, в быту, во взаимодействиях людей, овладение некоторыми способами деятельности человека в быту, бытовыми трудовыми процессами. Учителя формируют у детей бытовые трудовые умения: в области личной гигиены, организации питания, ухода за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода, формируют экономико-бытовые умения (бережное отношение к окружающим предметам, своей одежде, обуви, к продуктам и приготовленной пище, электричеству, воде и 6р.). Чтобы реализовать принцип сознательности и активности, учитель СБО должен постоянно поддерживать у детей интерес и желание учиться. Пол ому основными формами обучения на занятиях должны быть че только беседы, объяснения и упражнения, но и деловые игры, дидактические, сюжетно-ролевые игры, прием сравнения, моделирование реальных ситуаций, демонстрация, наблюдение, практические работы и экскурсии.
На уроках трудового обучения учебно-воспитательные и коррекционные задачи решаются в практической деятельности. Предлагаемые изделия должны быть понятны по назначению и доступны по уровню сложности. Все изделия, выполняемые учащимися, должны иметь практическую направленность и использоваться в жизни по назначению. Результат труда - изделие - должен повышать интерес ученика к работе, вызывать стремление выполнить работу как можно качественнее. Необходимо собирать портфолио работ учащихся, а в конце года проводить анализ работ, наглядно показав ребенку его трудовые достижения. Проведение общешкольных выставок творческих работ позволяют учащимся сравнить свои работы с другими. Специфика работы на уроках трудового обучения у учителей заключается в создании особых условий для развития у обучающихся общетрудовых умений (ориентироваться в задании, анализ образца, понимать инструкцию, привлекать свой опыт работы, планировать ход работы, определять последовательность операций и приемов работы и контролировать ее выполнение). Учителя трудового обучения требуют знания и соблюдения правил безопасного труда и санитарно-гигиенических требований, умения пользоваться рабочими инструментами, знания приемов разметки с помощью линейки, шаблона, угольника, циркуля, умения изготавливать изделие по операционным технологическим картам, формируют и развивают у учащихся умения анализировать образец изделия, давая ему техническую характеристику: материал, форма, количество деталей, способ скрепления, создают здоровье сберегающие условия для выявления способностей и наклонностей учащегося в профессиональной сфере.
Коррекционные занятия - это специальная работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.
Все учителя начальных классов, ведущие уроки коррекции познавательной деятельности и учителя в старших классах при планировании коррекционных занятий продумывают формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся. Например, у одних детей больше выражено недоразвитие мелкой моторики рук, у других ослаблены процессы зрительного восприятия, для третьих характерны значительные затруднения в ориентировке пространстве. Есть дети с расторможенным поведением; им трудно сосредоточиться, приложить длительные усилия, достичь результата в деятельности. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Немаловажным фактором успешной реализации программы коррекции является профессиональная компетентность педагогов и психологов.
Физическая культура в коррекционном вспомогательном учреждении является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися. Учителю физического воспитания необходимо разбираться в структурах дефекта ребенка, знать причины, вызвавшие умственную отсталость, уровень развития двигательных возможностей, характер двигательных нарушений. Учитель должен хорошо знать все данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать состояние здоровья учащихся на каждом уроке. Учитель физкультуры учитывая разнородность состава учащихся по психическим, двигательным и физическим данным на уроках и во внеклассной спортивной работе решает следующие задачи:
- коррекция и компенсация физического развития;
- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям физкультурой;
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Для полноценного развития умственного отсталого ребёнка, недостаточно только присутствие в школе, важно фокусирование не на целях, а на действиях. Необходимо направить усилия школьных специалистов на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка. Большое внимание уделять разъяснению родителям возможности адекватного обучения ребёнка в соответствии с его психическими и когнитивными возможностями.
При работе с детьми с интеллектуальными нарушениями и обычный учитель может быть успешен, если он достаточно гибок, ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы. Учитель в таком классе обязан уважать индивидуальные различия, должен уметь слушать, и применять, рекомендации членов коллектива и согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.