Методическая разработка урока на тему Конфликт: понятие, виды и способы разрешения


Управление образования города Астаны
ГККП «Политехнический колледж»
2507615163830

.
ПЛАН
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: «Менеджмент в туризме»
на тему: «Конфликт: понятие, виды и способы разрешения»

Преподаватель: Абдрахманова А.М.
Рассмотрена и одобрена
на заседании ЦМК
«Экономических дисциплин и Сервиса»
Протокол № ___от ________2016г.
Председатель ЦМК:_________Ракишева И.М.
Астана – 2016г.

План проведения открытого занятия
Дата проведения: 26.10.2016г.
Время: 15ч30-16ч15
Место проведения: ауд. 2408
Группа: От-13-8б
Дисциплина: «Менеджмент в туризме»
Преподаватель: Абдрахманова Айслу Муратовна
Тема: «Конфликт: понятие, виды и способы разрешения»
Цель занятия: изучение понятия «конфликт», виды конфликтов, способы разрешения конфликтных ситуаций
Задачи:
Образовательные(ая):
применение знаний, умений при анализе конфликтных ситуаций.
Развивающие (ая):
привитие интереса к изучаемой дисциплине, профессии;
развитие памяти, логического мышления, навыков, умений и находчивости,
развитие способности управления конфликтными ситуациями
Воспитательная(ые):
воспитание личностных качеств: культуры поведения, взаимопомощи,
воспитание умения работать в коллективе, умения отстаивать собственную точку зрения, уважать чужое мнение
Методическая цель: применение активных методов обучения как способ активизации учебной деятельности
Тип занятия: урок усвоения новых знаний с элементами опережающего домашнего задания
Форма обучения: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемно - поисковый, практический.
Межпредметные связи: «Профессиональная этика», «Организация туристской деятельности»
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, флипчарт, видеоролик «Конфликт», разноцветные фигуры по числу студентов, ватман А1 для рефлексии
Структурно-логическая схема и хронологическая карта занятия:
Организационный момент– 1 мин.
1.1 Приветствие. Проверка посещаемости по журналу;
1.2.Объявление темы, целей и задач занятия
Актуализация темы– 6 мин.
2.1.Просмотр мультфильма «Конфликт»
III. Изложение нового материала - 15 мин.
3.1. «Конфликт: понятие, сущность, необходимость изучения» - мозговой штурм.
3.2.«Причины конфликтов» - кроссворд.
3.3 «В мире конфликтов»/«In the conflict world» - фото игра.
3.4 Способы разрешения конфликтных ситуаций
IV. Закрепление пройденного материала – 20 мин.
4.1. Ситуационные задания
4.2.Тестовый контроль
V. Рефлексия – 1 мин.
VI. Подведение итогов занятия и комментирование оценок - 1мин.
VII. Задание на дом – 1 мин.
Ход занятия
«Дверь в человеческие отношения открывается только на себя.
Не бойтесь сделать шаг навстречу!»
(из учебника «Менеджмент» Веснин С.В.)
Организационный момент
Приветствие студентов.
Проверка присутствующих.
Проверка готовности студентов к занятию.
Сообщение темы, целей занятия
Тема, с которой вы познакомитесь, является одной из самых интересных и важных тем курса менеджмента, это тема – Конфликт: понятие, виды и способы разрешения.
Сегодня вы познакомитесь с сущностью конфликта, его причинами, видами конфликтов, возникающих между людьми и правилами управления конфликтными ситуациями.
Итак, запишите в тетради тему занятия и вопросы, которые мы рассмотрим:
Задачи занятия:
изучим понятие «конфликт», виды конфликтов;
применим знания, умения, навыки при анализе конфликтных ситуаций
Актуализация темы
2.1.Просмотр мультфильма «Конфликт»
III. Изложение нового материала
3.1. «Конфликт: понятие, сущность, необходимость изучения» - мозговой штурм.
Что такое конфликт?
Происхождение слова конфликт?
Что предполагает конфликт?
Где встречались с конфликтными ситуациями?
Примеры конфликтных ситуаций?
В чем их отличие?
Почему возникла необходимость изучения конфликта?
Почему вам, как будущим менеджерам по туризму, необходимо научиться разбираться в конфликтных ситуациях?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Слово «конфликт» – латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение».
1. В конфликте всегда присутствует противоречие, за которым стоит различие интересов, ценностей или нормативных представлений сторон.
2.В конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или представления, что является причиной выраженных отрицательных эмоций у участников.
3.Конфликт обязательно предполагает элемент конфликтного поведения – противодействия, возникающего при попытке решить противоречие.
3.2. «Причины конфликтов» - кроссворд
На доске представлено слово «конфликт». Под каждой буквой заложено описание ситуации, в которой описана причина конфликта. Студентам необходимо определить причину.
К Объективные
Юридический отдел организации не рекомендует отделу материально-технического снабжения самостоятельное заключение определенных соглашений с высоким уровнем риска. Впоследствии возникают противоречия в связи с организацией нового отдела маркетинга, сотрудники которого считают неправильными (непрофессиональными) критерии, используемые юридическим отделом для определения степени риска соглашений
О Личностные Не проявляя должной требовательности к себе, руководитель превыше всего ставит личный интерес и создает вокруг себя атмосферу вседозволенности
Н Организационно- управленческие Сотрудники не могут получить грамотное разъяснение по поводу изменения системы оценки и оплаты труда, что вызывает негативные эмоции сотрудников
Ф Социально-психологические Противоположность позиций вызвана расхождением во взглядах оппонентов
Л Личностные Из-за высокой самооценки сотрудник часто не согласен с выполняемыми им задачами
И Организационно- управленческие Руководитель, используя свое служебное положение, неоправданно унизил или оскорбил своего подчиненного, то он может пойти на конфликт, защищая свое достоинство
К Социально-психологические Руководитель предоставляет преимущества членам своей группы перед представителями других социальных групп
Т Объективные
С целью повышения конкурентоспособности продукции отдел сбыта настаивает на повышении его разнообразия, а производственному отделу легче достичь своей цели, если номенклатура менее разнообразна
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов:
объективных
организационно-управленческих
социально-психологических
личностных.
3.3 «В мире конфликтов» /«In the conflict world» - фото игра.
На доске изображены конфликты. Необходимо соотнести картинки и типы конфликтов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Внутриличностный конфликт
Межличностный конфликт
Конфликт между личностью и группой
Межгрупповой конфликт
3.4 Способы разрешения конфликтных ситуаций
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Слайд .
Избегание - когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот тип предполагает уход от ответственности за решение.
Конкуренция - это стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам других. Характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей.
Компромисс– эти действия направлены на поиск решения за счёт взаимных уступок, на выработку  решения, устраивающего обе стороны, при котором никто не выигрывает, но и ничего не теряет.
Приспособление - приношение в жертву собственных интересов ради других. В ходе приспособления возможны: уступки, договор, интрига, идущая от бессилия и невозможности напрямую влиять на ситуацию.
Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликтов в выработке общего решения.
IV. Закрепление пройденного материала
4.1.Ситуационные задания
Подгруппы выбирают задание. В задании изложены вид, причина конфликта. Необходимо продемонстрировать конфликт и предложить способ его решения.
Ситуация №1. «Разыграть ситуацию, продемонстрировав межличностный конфликт, возникший по организационно-управленческой причине»
Ситуация №2. «Разыграть ситуацию, продемонстрировав внутриличностный конфликт, возникший по организационно-управленческой причине»
Ситуация №3. «Разыграть ситуацию, продемонстрировав конфликт между личностью и группой, возникший по личностной причине»
Ситуация №4. «Разыграть ситуацию, продемонстрировав межгрупповой конфликт, возникший по социально-психологической причине»
Ситуация №5. «Разыграть ситуацию, продемонстрировав межличностный конфликт, возникший по объективной причине»
4.2.Тестовый контроль
Конфликт – это:
борьба мнений;
спор, дискуссия по острой проблеме;
противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;
Конфликтная ситуация – это:
случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;
накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
причина конфликта;
Инцидент – это:
стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;
истинная причина конфликта;
то, из-за чего возникает конфликт;
К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности?
межличностному
межгрупповому
внутриличностному
Назовите вид конфликта, где субъектами выступают группы.
внутриорганизационный
межгрупповой
внутриличностный
Разрешение конфликта силой, большая личная вовлеченность и заинтересованность в разрешении конфликта без учета позиций другой стороны.
уход от конфликта
сотрудничество
конкуренция
Приспособление – это способ, когда
происходит приношение в жертву собственных интересов ради других
предполагается заинтересованность всех участников конфликтов в выработке общего решения
индивид уклоняется от спора
Назовите вид конфликта, связанный со столкновением противоположно направленных мотивов личности
межгосударственный
внутриличностныймежду личностью и группой
Способ разрешения конфликтной ситуации, который предполагает умеренный учет интересов каждой из сторон, а отсюда и необходимость идти на определенные уступки
сотрудничество
приспособление
компромисс
Назовите причину конфликта, который связан с различиями в системе ценностей, манере поведения и жизненном опыте у представителей разных возрастных групп
личностная
объективная
социально-психологическая
Ответы к тесту
в б а а б в а б в в
V. Рефлексия
А сейчас я прошу вас высказать своё мнение о занятии. Поместите фигуры на листе под одной из надписей:
Нужно, полезно, интересно, необходимо.
Страшно, сложно, неинтересно.
Бесполезно, бесперспективно, безразлично.
VI. Подведение итогов занятия и комментирование оценок
VII. Задание на дом
Веснин В.Р. Менеджмент. М.: «Проспект», 2006г., с.176-180– выучить.
Приведите по 3 примера внутриличностного конфликта, межличностного, между личностью и группой и межгруппового в тетради.
Преподаватель: ____________Абдрахманова А.М.