Конспект урока по музыке на тему Волшебная палочка дирижера


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
г. Моздок РСО - Алания
Урок музыки во 2-м классе по теме:
«Волшебная палочка дирижера».
Урок разработала
Казакова Светлана Владимировна
учитель музыки, 1 категории
Раздел «В музыкальном театре»
Тема урока: «Волшебная палочка дирижера»
Тип урока – урок закрепления материала.
Форма урока – ролевая игра
Цель урока: Развитие творческого мышления через восприятие произведений музыки и литературы.
Обогащение эмоционального мира детей через восприятие ярких эмоциональных образов литературных, песенных и инструментальных произведений осуществление комплексного подхода к уроку музыки через связи между предметами (музыка, изобразительное искусство, конструирование, исполнительство).
развитие наблюдательности, памяти, способности детей различать настроение, (эмоциональное звучание) художественных, литературных и музыкальных произведений, опыта восприятия произведений. Развитие умения переносить впечатление от восприятия музыки, изобразительного искусства, литературы на собственную творческую деятельность и сравнивать эмоционально звучание музыкального и художественного произведения; формирование чувствительности к средствам и способам выражения настроения в музыке, умение применять, использовать эти средства. Развитие способностей эмоционального выражения различных видов искусства изобразительными, музыкальными и игровыми средствами на основе художественного образа в собственной творческой деятельности.
Планируемые результаты:
Формирование начальных знаний о различии оперы и балета; особенностях балета.
Создание терминологического словаря по теме;
Знакомство с наиболее известными театрами мира, знаменитыми балетными спектаклями, маршем Черномора из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Предметные:
Совершенствовать умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
формировать умение перевода образного строя одного вида искусства на «язык» другого. С «языка» живописи на «язык» музыки.Обобщить и закрепить знания детей о творчестве С.Прокофьева и его балете « Золушка»;развивать речь учащихся, память, мышление, внимание; стимулировать интерес к музыке.
Метапредметные:
Работать с разными видами информации об искусстве балета;
способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся: творческих способностей, эмоционального восприятия. Добиться внимания, координации музыкального слуха и хореографического аппарата, мышления, памяти, воображения, фантазии.
Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
Развивать умение анализировать, сравнивать.
Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.
Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействия.
Дидактическое обеспечение урока: презентация.
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута).
Вход детей в класс. Построение класса. Музыкальное приветствие.
2. Повторение темы прошлого урока (5 минут).
Учитель: Сегодня я хочу начать наш урок необычно.
СЛАЙД 1-2
(Звучит фрагмент песни «Песня-спор».)
Учитель: Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. В музыкальный театр.
Что такое музыкальный театр?
Дети: Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка.
Учитель: Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.
СЛАЙД3-4
Учитель: Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?
Дети: Оперы и балеты.
Учитель: Что такое опера?
Дети: Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
СЛАЙД 5
Учитель: Ребята, какой кит открыл двери нам в этот музыкальный спектакль?
Дети: Кит песня.
(После ответа, на доске появляется схема: ПЕСНЯ→ОПЕРА.)Учитель: Ребята, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?
Дети: С персонажами оперы «Волк и семеро козлят».
Учитель: Что такое балет?
Дети: Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.
СЛАЙД 6
Учитель: А какой кит привёл нас в балет?
Дети: Кит танец.
(На доске снова появляется схема: ТАНЕЦ→БАЛЕТ.) Учитель: Ребята, с персонажами какого балета мы познакомились на уроках?
Дети: С персонажами балета «Золушка».
(После ответов детей на доске появляются иллюстрация оперыи балетаСЛАЙД7)
Учитель: Молодцы.
3. Объяснение новой темы (30 минут, из них на прослушивание всех музыкальных фрагментов – 10 минут).
Учитель: Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.
Я уже говорила вам о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.
В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 30 декабря 1780 года. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.
СЛАЙД8
А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство (перед слушанием музыкального фрагмента, вспоминаем с детьми сказку Гофмана «Щелкунчик»).
(Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.)
СЛАЙД 9
Учитель: А кто исполнил эту музыку?
Дети: Исполнили музыкальные инструменты.
Учитель: Какие музыкальные инструменты вы услышали?
Дети отвечают.
Учитель: Ребята, а в каком музыкальном спектакле исполняется эта музыка?
Дети: В балете.
Учитель: Ребята, какой кит вы услышали?
Дети: Это кит марш.
Учитель: Что вам подсказало, что это кит марш?
Дети: Хочется маршировать и слышен чёткий ровный ритм.
Учитель: Как звучит мелодия? А в балете марш звучит как обычно, или по-особенному? В чём особенность?
Дети: Мелодия отрывистая, отчётливая, быстрая.
Учитель: Почему в балете, а не в опере?
Дети: Потому что мы не слышали, что бы кто-либо пел, звучала лишь только музыка.
Учитель: Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют?
Дети: В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют.
А сейчас мы прослышаем второй марш он из оперы великого русского композитора М.И. Глинки «Руслан и Людмила» -это марш волшебника Черномора Анализ.
Учитель: Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске).
СЛАЙД10
Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?
Дети: На фотографии изображён симфонический оркестр.
Учитель: Что такое симфонический оркестр?
Дети: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.
Инструменты оркестра зачеркни лишнее
Учитель: А кто стоит во главе симфонического оркестра?
Дети: Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.
Учитель: Кто такой дирижёр?
Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.
Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?
Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.
(На доске появляется схема: ДИРИЖЁР→СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, ДИРИЖЁРСКИЕ ЖЕСТЫ.)Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Посмотрите на фотографию дирижёра.
СЛАЙД 11-14
Учитель: Как вы думаете, как звучит музыка в «исполнении» дирижёра на фотографии?
Дети высказывают свое мнение.
Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?
Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.
Учитель: Какие у него движения?
Дети: Осторожные, мягкие...
Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Закроем глаза и послушаем ещё раз этот фрагмент и попробуем исполнить марш танцевально.
(Повторное слушание и пластические движения детей.)
Учитель: Мы с вами прослушали фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского – «Марш».
Учитель: Итак, с каким китом мы с вами встретились в этих двух музыкальных фрагментах?
Дети: С китом марш.
Учитель: Куда, в какие музыкальные спектакли нас привёл сегодня кит марш?
Дети: В оперу и в балет.
(На доске появляется схема: МАРШ→ОПЕРА, МАРШ→БАЛЕТ.)Учитель: А одинаково ли звучат марши в опере и в балете?
Дети: Нет. Марши звучат по-разному.
Учитель: Как звучит марш в опере?
Дети: В опере марш звучит песенно.
Учитель: Как звучит марш в балете?
Дети: В балете марш звучит танцевально.
Учитель: А сейчас я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент. Послушайте его.
(Слушание фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки – «Марш Черномора».)
Учитель: Попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым симфоническим оркестром.
(Повторное слушание «Марша Черномора» и пластическое интонирование с детьми.)
Учитель: Какими жестами вы показали музыку?
Дети отвечают.
Учитель: Почему ваши жесты были разными?
Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.
Учитель: Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить.
Вывод. О волшебстве рук дирижёра и его помощницы – дирижёрской палочки.
4Разучивание песни Добрый жук
5. Обобщение урока (3 минуты).
Учитель: О чём рассказала нам волшебная палочка дирижёра?
Дети: О театре. (О каком ?)
О симфоническом оркестре (Почему его так называют?)
О дирижёре и его жестах, о роли.
О музыкальных спектаклях. (О каких?)
Учитель: Какой кит сегодня нас привёл в спектакли?
Дети: Кит марш.
Учитель: Как звучит марш в опере? (Фрагмент.) Как звучит марш в балете? А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?
Дети: Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра.
Учитель: Молодцы.
6. Итог урока (1 минута).Рефлексия
Выставление оценок.