Определение одарённости. Одарённый ребёнок.


Портрет одаренного ребенка
1.Проявляет любопытство ко многим вещам,
постоянно задает вопросы.
2.Предлагает много идей, решений задач,
ответов на вопросы.
3.Свободно высказывает свое мнение,
настойчиво, энергично отстаивает его.
4.Склонен к рискованным действиям.
5.Обладает богатой фантазией, воображением.
6.Обладает хорошо развитым чувством юмора.
7.Чувствителен к красоте, внимателен к
эстетике вещей.
8.Не конфликтен, не приспособленец, не
боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает
авторитарных указаний без критического
изучения.
10. Стремится к самовыражению, к
творческому использованию предметов.





1 Определение понятия «одаренный ребёнок».     В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школы, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.    Способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может.     Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика. В связи с этим, возникла необходимость в проведении специального исследования с целью совершенствования процесса обучения, активизации познавательной деятельности, и на первый план выходит актуальная проблема - работа с детьми, опережающими своих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта.     Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Венгер Л.А, Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская Г.В) посвящены рассмотрению понятия - одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.
    Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?      На современном этапе развития науки «одаренность» трактуется как интегральное качество (Дж. Галагер, Дж. Торренс, Дж. Фельдхьюдссен, К. Хеллер, А.М. Матюшкин), которое включает в себя следующие компоненты: когнитивный, личностный, творческий и др. Понятия «одаренность» и «одаренный ребенок», изложенные в рабочей концепции одаренности федеральной целевой подпрограммы «Одаренные дети» (составная часть программы «Дети России» на 2003-2006 годы, утверждённой распоряжением Министра образования Российской Федерации № 780-28 от 19.06.2003 г.).
Одаренность:
1. одаренность, которая проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.
2. качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.   Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
Одаренность:
- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми;
- общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 
- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок и способностей;  
- талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Одаренные дети:
– дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;
- дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Можно ограничиваться только этими определениями, так как для школьного образования именно эти виды одарённости являются приоритетными. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
   В советской психологии - Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн - намечалось понимание того, что одаренность есть нечто большее, чем сумма способностей, а именно включает не только количественный, но и качественный компонент. Но данный подход не был ни проработан концептуально, ни обеспечен методически. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом образования США. Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающие следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление). Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности. В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности. Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.  1.Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.  2.Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.  3.Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.  4.Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.  5.Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
   Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:
-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;
-Информационно - коммуникативная одаренность;
-Творческая одаренность;
-Социальная одаренность;
-Спортивная одаренность.
  Сохранение и развитие одаренности – это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Главная мысль, которая пронизывает все работы как зарубежных, так и отечественных исследователей – общество нуждается в политике образования одаренных уже на ранних этапах образования, что обусловливает необходимость принятия долгосрочного развивающего подхода к одаренному ребенку и создания специальных условий для их обучения и развития. 1.2.Характеристика сущности исследовательской работы    Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в. Великие деятели и педагоги России Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности.
В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70-х годах XX в. в России вопросам исследовательского метода посвящен ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленко, М.И. Махмутова и др.).    В педагогической литературе используются такие понятия как «исследовательская деятельность школьников», «учебно-исследовательская деятельность школьников», «научно-исследовательская деятельность школьников», «исследовательская работа школьников», «исследования школьников». Проведем анализ содержания понятия «исследовательская деятельность». Некоторые исследователи используют указанные понятия, но не дают их определений.  Философский энциклопедический словарь так трактует термин «исследование»-это «процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью». Касаясь этимологического анализа слова «исследования», заметим, что под этим видом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.  А.И. Савенков в своих трудах использует как рядоположенные понятия: «исследовательская работа школьников», «исследования школьников», «исследовательская деятельность школьников».   Исследования в обыденном употреблении понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Это процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследования всегда творчество и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследование имеет высокую ценность для современного образования.   Исследовательская работа изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. По мнению А.И. Савенкова, начинать заниматься исследовательским обучением следует уже в начальной школе.
   А.И. Савенков приводит структуру исследовательских работ:
-актуализация проблемы; определение сферы исследования;
-выбор темы исследования;
-выработка гипотезы;
-выбор методов исследования;
-определение последовательности проведения исследования;
-сбор и обработка информации;
-анализ и обобщение полученных материалов;
-подготовка отчета;
-защита доклада;
-обсуждение итогов работы.
   А.В.Леонтович под исследовательской деятельностью понимает «деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы».
По мнению А.В.Леонтович, любое исследование, вне зависимости от области науки, в которой оно выполняется, имеет подобную структуру, и такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности. А. В. Хуторской, говоря о школьных исследованиях, использует термин «научная деятельность учащихся». В рамках исследовательской деятельности он выделяет некоторые «признаки учебной деятельности: осуществляется субъектом деятельности на основе его личностного образовательного потенциала, индивидуальных способностей, мотивов и целей; вызывает субъективные трудности и проблемы в деятельности субъекта, обусловленные недостаточным владением методами, средствами и другими условиями, необходимыми для ее осуществления; приводит к созданию нового для субъекта образовательного продукта, соответствующего типу осуществляемой деятельности». По мнению А. В. Хуторского, перечисленные признаки характеризуют учебную деятельность, которая в своей смысловой области по отношению к ученику оказывается тождественна деятельности научной. Отличие между этими двумя деятельностями оказывается значимым только с точки зрения педагога, цель которого - не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств.    Проанализировав приведенные выше точки зрения, приходим к выводу, что все они сходятся в понимании сущности исследовательской деятельности школьников. Это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. В нашем исследовании мы опираемся на эти утверждения. Исследовательская деятельность это творческая деятельность и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается.  Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью и сознательностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. 2. Выявление одаренности детей     Важной составляющей системы работы с одаренными детьми является осуществление мониторинга развития личности школьника. Выявление одаренных детей не должно являться самоцелью, превращаться в «охоту на таланты». Цели работы в данном направлении следует связывать с задачей обучения, воспитания, психолого-педагогической поддержки одаренных детей, в общем – с обеспечением условий для раскрытия, развития и реализации их способностей.    До начала занятий с учащимися проводится комплексная диагностика, в которой, кроме самих учащихся, принимают участие их родители и учителя.      Цель данной диагностики – составить портфель данных об учащемся. Для этого используются тесты по определению личностных особенностей учащихся, уровня мотивации учения, развития познавательной сферы, творческих способностей; анкеты для родителей и другие формы. В связи с этим проводится диагностика выявления склонностей ребенка.      Инструкция для детей: В правом верхнем углу листа  запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится - ставьте знак минус (–), если нравится – плюс (+), если очень нравится – два плюса (+ +).      Инструкция для родителей: Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке запишите свое имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке минус (–), если нравится – плюс (+), если очень нравится – два плюса (++). Если по какой – либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
   Лист вопросов  Решать логические задачи и задачи на сообразительность. Слушать или читать самостоятельности сказки, рассказы и др. Петь, музицировать. Заниматься физкультурой. Вместе с другими детьми выполнять различные поручения взрослых. Слушать или читать рассказы о природе. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовит пищу). Играть с техническим конструктором. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами. Самостоятельно рисовать. Играть в спортивные, подвижные игры. Руководить играми детей. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми. Ходить в магазин за продуктами. Слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях). Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных). Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.). Убирать за собой книги, тетради, игрушки. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др. Знакомиться с историей, посещать исторические музеи. Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества. Читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи. Играть со сверстниками в различные коллективные игры. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их.
Обработка результатов Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:  математика и техника;  гуманитарная сфера;  художественная деятельность;  физкультура и спорт;  коммуникативные интересы;  природа и естествознание;  домашние обязанности, труд по самообслуживанию.    Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).    Как оценивать. Для оценки воспользуемся «методом полярных баллов». Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале. Но будьте внимательны! Оцениваем не так, как в школе: 5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко; 3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому; 1 – четко выражено и четко проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).     Полученные результаты ответов на вопросы и учеников и родителей дали первичную информацию о направленности интересов учащихся 1 «А» класса.
На основе полученных результатов происходит комплектация учащихся в творческие мастерские, так как были выявлены 4 типа одаренности это:
Академический -7 учащихся;
Интеллектуальный -4 учащихся;
Художественный -7 учащихся; Спортивный -5 учащихся.
Учащиеся с академическим и интеллектуальным типом одаренности объединили в исследовательскую группу. С этой группой и проводились занятия, и организовывалась исследовательская работа.
Работа по выявлению одаренности предполагает анализ развития каждого конкретного ребенка и носит комплексный характер. Комплексность проявляется в следующих аспектах: в способах и процедурах диагностики, в предмете диагностики, в привлечении различных экспертов, в продолжительности диагностики. Диагностика в контексте предлагаемой модели осуществляется на двух уровнях. На первом – проводится диагностика развития ученика в соответствии с возрастными особенностями, а на втором – выявляется одаренность. Диагностика одаренности проводится с целью создания специальных условий обучения для детей с незаурядными способностями. Для проверки эффективности разработанной организационно-педагогической модели работы с интеллектуально одаренными детьми младшего школьного возраста был проведен педагогический эксперимент на базе Новоорской МОУ СОШ № 2 в течение 2003-2007 учебного года. В эксперименте участвовали 11 учащихся исследовательской группы 1 «А» начальной школы. На первом этапе (2003 учебном году) была осуществлена работа по выявлению одаренных школьников среди учащихся 1 «А» класса вышеназванной школы. На втором этапе (с 2004-2007 учебные годы) эксперимента с учащимися экспериментальной исследовательской группы была организована исследовательская работа в творческой мастерской. Для диагностики развития учащихся, которая осуществлялась в конце и начале каждого учебного года, был подобран комплекс методик на изучение познавательной потребности, определение уровня интеллектуальных способностей и изучение детской креативности. С целью получения более полной и объективной информации об уровне развития одаренных учащихся к процессу диагностики привлекались родители и учителя, которым предлагались «Шкала рейтинга поведенческих характеристик» (Дж. Рензули) и анкета для родителей «Определение уровня проявления способностей ребенка» (А. И. Сизанова).     Мотивационная сфера диагностировалась на основе изучения интенсивности познавательной потребности (методика В.С. Юркевич), которая определялась средним значением по каждой выборке. Сумма в 17-25 баллов означает, что познавательная потребность выражена сильно; 12-16 баллов – познавательная потребность выражена умеренно; меньше 12 баллов – познавательная потребность выражена слабо. Среднее количество баллов экспериментальной исследовательской группы на начало эксперимента (2003 учебный год) составило 17,5 балла, что означает сильную выраженность познавательной потребности. В конце эксперимента (2007 учебный год) среднее значение количество баллов составляет 24,6 балла, что говорит о сильной выраженности познавательной потребности.     Для изучения интеллектуальных способностей учащихся экспериментальной исследовательской группы использовалась методика, разработанная М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой и Л.М. Орловой. Уровень развития определяется по следующей шкале: 69-82 балла - очень высокий 57-68 баллов - высокий 41-56 баллов - выше среднего 37-40 баллов - средний 15-36 баллов - низкий Среднее количество баллов в начале исследования составляло 61,2 балла, что означает высокий уровень интеллектуальных способностей учащихся экспериментальной исследовательской группы. В конце эксперимента среднее значение составляло 82,3 балла, что свидетельствует об очень высоком уровне развития интеллектуальных способностей учащихся экспериментальной исследовательской группы.      Творческие способности у учащихся экспериментальной исследовательской группы оценивались по степени развитости у них фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить задания по методике изучения детской креативности как черты личности (Р.В. Овчарова). Методика включала в себя 8 субтестов: «Использование предметов», «Заключение», «Выражение», «Словесная ассоциация», «Составление изображения», «Эскизы», «Спрятанная форма», «Задачи со спичками». Результаты оцениваются по двум показателям: беглость и оригинальность ответов.   Высокий 351-394 390-446 Средний 276-350 368-389 Низкий 196-275 254-367 Средний балл экспериментальной исследовательской группы на начало исследования показал средний уровень, на конец – высокий уровень беглости. В экспериментальной исследовательской группе уровень оригинальности ответов на начало исследования - средний, на конец – высокий.      Для выявления значимых различий в результатах диагностики учащихся экспериментальной исследовательской группы использовался Q-критерий Розенбаума, который подтвердил выдвинутую гипотезу о достижении более высокого уровня развития по всем исследуемым характеристикам одаренных учащихся экспериментальной группы, что может быть доказательством эффективности разработанной системы организации исследовательской работы.     Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Педагогу необходимо быть хорошим наблюдателем и психологом для выявления творчески одарённых детей. В настоящее время учителя многих школ предлагают различные методики по работе с детьми неординарными. Учитель постоянно должен узнавать новое, интересоваться разработками, творчески относиться к работе, выбрать методику, близкую его взглядам и мировоззрению. 3. Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы     Основной формой организации учебно-познавательной деятельности в предлагаемой системе работы для одаренных учащихся выступает исследовательская деятельность. Метод исследования – это один из возможных методов работы с одаренными детьми. Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.     Целью организации исследовательской деятельности одаренных учащихся начальной школы является формирование у них познавательной активности.   Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умения работы с художественными и научными текстами. Нами были разработаны следующие условия формирования исследовательских умений у младших школьников: -Целенаправленность и систематичность Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков литературного чтения, русского языка, математики, по окружающему миру с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. -Мотивированность Необходимо помогать учащимся, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. -Творческая среда Учитель должен способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. -Психологический комфорт Одна из задач учителя – поощрять творческие поощрения учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибки, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. -Личность педагога Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки, и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает. -Учет возрастных особенностей Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным. -Оценка деятельности учащихся Оценка деятельности учащихся происходит в несколько этапов: подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита). Любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должно иметь место в силу следующих причин: - учащиеся должны чувствовать себя успешными; - учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед; - исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь какой-то цели.  Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.      Но подобные положения вовсе не означают бесконтрольность исследовательской деятельности, ведь младший школьник в силу своего возраста не обладает самокритичностью, не имеет достаточной базы для оценки полноты исследования, практичности используемых методов. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащийся, другие участники конференции могут высказать оценочное суждение, имеющее форму пожелания, совета и каждый ребенок со своей работой должен быть отмечен в определенной номинации. Формы, позволяющие представить результаты исследования: - конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории; - презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников; - выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой; - доклад с целью сообщения новых знаний; - выставка достижений, проводится для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине и т. д.; - реферат, публикация, веб-сайт. Виды исследований, проводимых в начальной школе: - по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные; - по месту проведения: урочные, внеурочные; - по времени: кратковременные или долговременные; - по теме: предметные, свободные. Методы и приемы: В процессе исследовательской работы учащиеся используют следующие методы и приемы работы: - изучение теоретических источников; - наблюдение; - поисковый эксперимент; - описательный; - анкетирование; - интервьюирование.     О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. И мы, учителя, работающие по системе Л.В. Занкова, призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.     Учеников из занковского класса легко распознать в общей массе школьников. Их отличает особый блеск любопытства в глазах, на лицах читается безграничный интерес к познанию всего, что есть вокруг. В каждой школе, начиная с начальных классов, встречаются талантливые, интересующиеся той или иной областью наук ученики. Очень важно поддерживать интерес детей к знаниям, выявлять одаренных учеников, развивать их умственные способности. Учитель должен организовать такую адекватную учебную и внеучебную деятельность, при которой реализуются творческие способности ученика, его наклонности, исследовательская деятельность, саморазвитие.     Выбрав некоторые направления работы с одаренными детьми: развитие творческого потенциала, интеллектуальных способностей учащихся и организация исследовательской работы, на которой остановимся подробнее.     Главная цель исследовательской работы – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.     Главная особенность исследовательской работы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.    При организации исследовательской работы ставим такие задачи: 1. Диагностика выявления детей с неординарными способностями, развитие целостного миропонимания, творческого мышления. 2. Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика в исследовательской деятельности. 3. Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности. 4. Создать банк данных «Одарённый ребёнок». 5. Формировать у учащихся устойчивую потребность к исследовательской деятельности. 6. Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в исследовательскую работу.    Конечный результат – защита исследовательских работ и проектов на школьной, районной конференции научно-исследовательских работ и проектов младших школьников «Я – исследователь», затем на региональном, областном и всероссийском уровне. Нами была разработана и реализуется система организации исследовательской работы с одаренными детьми младшего школьного возраста, подразумевающая соблюдение данных организационно – педагогических условий. В основе системы лежат идеи гуманистической педагогики, личностно – ориентированного и деятельностно – ориентированного подходов. Занятия, предусмотренные системой, проходят как в классно – урочной, так и во внеклассной форме. В 1 классе отдельные занятия, посвященные исследовательской работе, не проводятся.
Ведется пропедевтическая работа: - проблемным, частично – поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя; - уроком – исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решений осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя); - кратковременными исследованиями – наблюдениями и описаниями (под руководством учителя); - практическая работа «Как работать с книгой?» (посещение библиотек).     В 1 классе на уроках желательно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, русского языка, естествознания. Следует ознакомить детей с такими теоретическими понятиями: исследование, открытие, опыт, наблюдение, наблюдательность, эксперимент, гипотеза, логика, схемы, парадоксы, результат, доклад, защита, конференция и другими. Также практиковать исследовательские задания в 1 классе такие, как: - методика проведения самостоятельных исследований; - экспресс – исследование; - игра – исследование; - коллекционирование; - как сделать сообщение; - как составить план; - как выбрать интересную тему; - как научиться наблюдать; - как работать с книгой; - как делать схемы; - как задавать вопросы (интервью).     Со 2 класса мы организовали специальные занятия по исследовательской работе (1 час в неделю). Наличие занятий, на наш взгляд, позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у одаренных учащихся.
Работа осуществляется по следующим направлениям: 1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской работы такими, как «исследование», «информация», «знания» и другими. 2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской работы. Например, учитель подводит учащихся к теме исследования «Наша школа». В процессе полилога учащиеся формируют проблему (противоречия между потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по данной теме). Ставится цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы. Учащиеся определяют задачи исследования: найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественные характеристики (сколько учеников, учителей, классов, кабинетов), изучить строение школы, ее окрестности и прочее. В соответствии с поставленными задачами выбираются методы исследования: опрос, наблюдение, поиск литературы, интервью и так далее. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют возможность выбора наиболее интересной для них задачи. Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской работе, и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.   3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин. 4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации. 5. На исследовательских занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предмета и множества предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторики, логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно – следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания. 6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.   Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначениях, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми (с группой), исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют желание и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы (конференция, круглый стол, творческий отчет, выставка и т.д.).      В 3 классе на теоретических и практических занятиях по исследовательской работе (1 раз в неделю) учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение исследований, их место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, его задачи). На уроках используются игровые методы, путешествия, экскурсии, сказочный материал. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. (Пример подобного исследования приведен ранее.) У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады).  Учащиеся проводят опросы, анкетирования, интервьюирование. Опрос проводится по предварительно составленному плану (вопросом) с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе. Проведение опытов связано с естественнонаучными дисциплинами, иногда социальными.  Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской работе, учителем оказывается консультативная помощь.  К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить 1-2 задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования.  На занятиях по исследовательской работе в 4 классе обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели.
 

15