Итоговый контрольно-измерительный материал по русскому языку за курс 5 класса


Итоговый контрольно - измерительный материал
по русскому языку за курс 5 класса
Автор-составитель: Алдобаева О.Б.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Беловская СОШ»
Тема: Итоговый контрольно-измерительный материал по русскому языку за курс 5 класса.
Цель: проверить качество усвоенного материала по русскому языку за курс 5 класса
Анонс материала:
Данный тест предназначен для повторения и закрепления материала таких разделов как Фонетика, Морфемика, Орфография, Морфология, Синтаксис и пунктуация, изученных в 5 классе.
Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в качестве индивидуального задания, а также использовать в виде дидактического материала для подготовки к переводным и выпускным экзаменам (ГИА, ЕГЭ). Возможно выведения через медиапроектор на доску для организации фронтальной работы с учащимися.
Структура теста:
Тест состоит из двух частей. Часть 1 может содержать как один правильный ответ, так и несколько. Есть задания, в которых необходимо дать развернутый ответ. Каждое задание первой части оценивается в 1 балл. Часть 2 содержит в себе текст и задания к тексту. Необходимо внимательно прочитать текст и выполнить задания. В заданиях второй части по одному правильному ответу, который оценивается в 2 балла.
Максимальное количество балов, которое можно получить при выполнении теста, составляет 30 баллов.
Время выполнения работы 45 минут (1 урок).
Часть 1.
В вопросах1-20 может быть от одного до нескольких правильных ответов. Есть задания, в которых необходимо дать развернутый ответ. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы.

Как называется раздел науки, изучающий звуки речи?
А) фонетика Б) орфоэпия
В) орфография Г) морфология
Ответ:____________________________________________________________
Укажите слово, в котором звуков больше чем букв?
А) ветер Б) ключи
В) приятели Г) вьюга
Ответ:_____________________________________________________________

Укажите слово, которое соответствует схеме
А) каменщик Б) подберезовик
В) пришкольный Г) безголосый
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву:
А) зап…здалый Б) пан…рамный
В) изл…гать Г) тр…пещущийОтвет:_____________________________________________________________
Определите ряд, в котором пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву:
А) ж…лудь, ш…в, ш…пот, товарищ…м;
Б) ш…рох, врач…м, ч…рный, ч…рточка;
В) крыж…вник, луч…м, приш…л, ж…лтый;
Г) ш…лк, деш…вый, реш…тка, товарищ…м.
Ответ:_____________________________________________________________
Определите ряд, в котором пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву:
А) изл…жение, изл…гать, ж…леть, насл…ждение;
Б) ц…ркуль, ц…ган, ц…рк, ц…фра;
В) крыж…вник, ш…в, ш…рох, ш…мпол;
Г) р…сток, выр…сла, р…стение, выр…сти.
Ответ:_____________________________________________________________
Определите ряд, в котором пропущена буква Ь. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву:
А) ландыш…, ноч…, задач…, говориш…, колюч….;
Б) съеш…, молодеж…, тиш…, еж…, печ….;
В) гореч…, роскош…, читаеш…, проч…;
Г) карандаш…, хорош…, замуж…, подстрич…ся;
Ответ:_____________________________________________________________
Определите ряд, в котором пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву:
А) подъехать к станци…, рассказывать о книг…;
Б) отдыхать в санатории…, находиться в здани…;
В) кататься на велосипед…, на бильярдном ки…;
Г) жить в деревн…, смотреть сери….
Ответ:_____________________________________________________________
Соотнесите данные таблицы
Часть речи Обозначает
А глагол 1 предмет
Б имя существительное 2 действие предмета
В имя прилагательное 3 признак действия, признак признака
Г наречие 4 признак предмета
А) А-3; Б-1; В-2; Г-4;
Б) А-1; Б-2; В-3; Г-4;
В) А-2; Б-1; В-4; Г-3;
Г) А-4; Б-3; В-1; Г-2.
Приведите 2-3 примера:
А)______________________________________________________________
Б)______________________________________________________________
В)______________________________________________________________
Г)______________________________________________________________
В каком ряду все слова относятся к одной части речи. Выпишите ряд слов, определив какая это часть речи:
А) берег, книга, красивый, тетрадь;
Б) милый, трудный, ясно, зеленый;
В) рисовать, играть, бегать, прыгать;
Г) ручка, желтый, плакать, смело.
Ответ:____________________________________________________________
Друзья подарили мне книгу на День рождение.
Определите ряд, в котором верно определены постоянные признаки слова КНИГУ:
А) одуш., нариц., м.р., 1 скл.;
Б) неодуш., нариц., ж. р, 1 скл.;
В) неодуш., нариц., ж.р., 3 скл.;
Г) одуш., нариц., ср.р., 2 скл..Ответ:_____________________________________________________________
За окном льет сильный дождь.
Определите ряд, в котором верно определены непостоянные признаки слова СИЛЬНЫЙ:
А) полная форма, В.п., мн. ч., м.р.;
Б) полная форма, И.п., ед.ч., м.р.;
В) краткая форма, Д. п., ед. ч., ср.р.;
Г) краткая форма, И.п., ед. ч., ж. р..
Определите ряд, в котором все глаголы совершенного вида:
А) писать, нарисовал, положил, чертил;
Б) рисовал, танцевал, написал, льет;
В) стричься, плачет, подойти, играть;
Г) появился, родился, получил, прожил.
Ответ:_____________________________________________________________
Как называется раздел науки, изучающий словосочетания и предложения?
А) синтаксис Б) орфография
В) пунктуация Г) фонетика
Ответ:_____________________________________________________________
Определите, что не является словосочетанием:
А) красивая картина Б) ребенок смеется
В) светит солнце Г) горит ярко
Ответ:_____________________________________________________________
Определите предложение, в котором есть прямая речь. Выпишите это предложение, расставив все необходимые знаки препинания:
А) Матушка сказала ветер поднялся, к ночи будет буран.
Б) Пышные гроздья сирени царят над садом.
В) Двухлетней Саше в слове « отпугивать» почудился тот же корень, что в «пуговице».
Г) Чем ближе мы знаем, тем сильнее желаем жить.
Ответ:_____________________________________________________________
Укажите предложение, в котором есть обращение:
А) Мама разрешила мне сегодня пойти на выставку.
Б) Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку.
В) Моя сестра приуныла.
Г) Дядя Коля уехал домой.
Ответ:_____________________________________________________________
Определите, какое предложение побудительное:
А) Осень раздевает лес, студит воду.
Б) Вы сегодня пойдете в театр?
В) Какая красивая картина!
Г) Давайте запишем домашнее задание по русскому языку.
Ответ:_____________________________________________________________

Наступили холода все чаще по утрам лужицы покрываются хрупким ледком. Определите ряд, в котором верно указана характеристика предложения. Перепишите предложение, расставив необходимые знаки препинания:
А) простое, повеств., невоскл., распростр.;
Б) сложное, повеств., невоскл., распростр., союзное;
В) сложное, повеств., невоскл., нераспростр., союзное;
Г) простое, повеств., невоскл., нераспростр..Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Маяк (…) башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов. Определите, какой знак препинания пропущен. Объясните схематично постановку знака препинания:
А) – Б) ;В) : Г) ,Ответ:_____________________________________________________________

Часть 2.
Прочитайте внимательно текст и выполните задания 21-25. В каждом задании по одному правильному ответу. В задании 25 необходимо дать развернутый ответ. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы.
(1)Берг взял краски, бумагу и пошел на озеро. (2) Он торопился. (3) Он хотел всю силу красок, все умения своих рук, и зоркого глаза, все то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (4) Берг работал как одержимый. (5) Никто его никогда таким не видел.(По Г. К. Паустовскому*)
Определите стиль и тип речи текста:
А) разговорный, рассуждение;
Б) научный, повествование;
В) публицистический, описание;
Г) художественный, повествование.
Ответ:____________________________________________________________
*Константин Сергеевич Паустовский (1892-1962)-известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Определите номер простого нераспространенного предложения:
А) 1 Б) 2
В) 3 Г) 5
Ответ:____________________________________________________________.
Укажите номер сложного предложения:
А) 1 Б) 3
В) 4 Г) 5
Ответ:_____________________________________________________________
Определите грамматическую основу в 1-ом предложении:
А) Берг взял Б) Берг взял и пошел
В) взял краски Г) пошел на озеро
Ответ:_____________________________________________________________
Определите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка. Выпишите это предложение, расставив правильно знаки препинания:
А) 1 Б) 3
В) 5 Г) 4
Критерии для оценивания работы
Задания части 1 оцениваются в 1 балл.
Задания части 2 -2 балла.
Максимальное количество баллов-30.
Оценка Часть 1, мак балл Часть 2, мак балл Итого баллов
5 19-20 8-10 27-30
4 17-18 4-6 21-26
3 15-17 0-2 15-20



Ответы
задание ответ
1 А
2 В
3 В
4 В
5 Г
6 В
7 В
8 Б
9 В
10 В, глагол
11 Б
12 Б
13 Г
14 А
15 Б,В16 А; Матушка сказала: «Ветер поднялся, к ночи будет буран.»17 Б
18 Г
19 Б; Наступили холода, все чаще по утрам лужицы покрываются хрупким ледком.
20 А ;
21 Г
22 Б
23 Б
24 Б
25 Б; Он хотел всю силу красок, все умения своих рук и зоркого глаза, все то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто.