Разработка урока по истории на тему Формирование казахской народности 7 класс


Тема: «Формирование казахской народности»
Цели урока
 
Образовательная:
понимание учащимися представлений об исторических периодах формирования казахского народа;
дать учащимся полное и точное сведения о процессе формирования и завершения процесса формирование казахского народа;
 
Развивающая:
развивать умения обобщать фактический материал;
готовит  устные сообщения;
вырабатывать навыки делать самостоятельные выводы на основе анализа историко- политических документов;
формирование умений оценивать сообщение одноклассников.
 
Воспитательная:
воспитание чувства уважение к истории народа.
 
Наглядные пособия:
Схема «Древние этносы на казахской земле»; «Этносы X – VI веков до нашей эры на территории Казахстана»;
 Карты: «»; «»
 
Методы урока:
Интерактивный
Беседа, «мозговой штурм», использование опорных схем
 
Опорные знания:
Этнос, род, племя, община, антропология. Этнополитическая община, европеоидная внешность, монголоидная внешность, тюрк, «казах», «Алаш», казахский народ, исторические периоды, консолидация.
 
Ожидаемый результат:
Учащие имеют полное представления об исторических периодах формирования казахского народа;
Узнают об общественных отношениях;
Умеют пользоваться знаниями о формировании на территории Казахстана племен и народов у которых формируются единый язык, культура, обычаи, традиции;
Знают о политическом положении первых государств на территории Казахстана;
Применяют в жизни свои знания об этническом составе;
Имеют представления о процессе сложении и завершении процесса формирования казахской народности.
 
 
 
 
ПЛАН  УРОКА:
 
I.                   Этнические процессы на территории Казахстана:
в древние века, в период  средневековья.
 
II.               Роль государств на территории Казахстана в консолидации казахского народа.
 
 
III.            Завершение процесса формирования казахской народности
 
Обобщение основных положений:
·        Формирование казахского народа длилось приблизительно четыре тысячи лет;
·        За четыре исторические эпохи казахский народ пережил культурно историческое развитие в языковом, этническом и антропологическом плане;
·        Такие этнические группы, как: саки, уйсуни, канлы, кыпчаки, найманы составили основу казахского этноса. 
II.
1. Соотнесите государства раннего средневековья с периодами существования
Тюркский каганат                                               552-603 ггЗападно-тюркский каганат                                 603-704 ггТюргешский каганат                                         704-756 ггКарлукский каганат                                            756-940 ггОгузское государство                                           конец IX -начало XIввКимакский каганат                                            конец IX -начало XIвв  
Государство Караханидов                                   942-1210 ггГосударство Карахитаев                                     1128-1213 ггГосударство найманов и кереитов                пер.полов XI-начало XIII ввКыпчакское ханство                                        пер.полов XI-начало XIII ввВопросы:
Какова роль этих государств,  в процессе формировании казахского народа?
Место кыпчакских племен в становлении казахского народа?
Как повлияло монгольское завоевание на формирование казахской народности?
 
«Мозговой штурм»
1.      Принесло ли зло  и ущерба монгольское нашествие местному населению?
(учащиеся высказывают свое мнение, которое записывается на доске)
2.      Какие государства существовали послемонгольский период?
·        Ак Орда  -  XIV - XV вв·        Государсво Могулистан  - середине XIV  - начало XVI вв·        Ханство Абулхаира  -  1428-1468 гг·        Ногайская Орда   -  XIII – XV вв. 
III.            Завершение формирование казахской народности.
 
  Вопросы:
1.      Когда и как завершилось формирование казахского народа?
2.      Какие гипотезы существуют о происхождении этнонима  «казах»?
3.      Какие существуют предположения о значении термина  «Алаш»?
4.      Мнение ученых о появлении жузов.
 
Предположительный вывод учащихся:
 
    XIV-XV века завершился процесс сложения казахской народности из различных тюркоязычных и монгольских этнических групп, восстанавливалось государственность на местной этнической основе.
 
   Борьба народов, насильственно включенных в монгольские улусы, за самостоятельное развитие. Изменения во внутренней жизни их стран ускорили процесс распада Золотой Орды и государства Чагатаидов в состав которых входила территория Казахстана во времена монгольского господства.
 
  Постепенно преодолевались тяжелые экономические последствия монгольского завоевания. Городская жизнь, ремесленное производство, росло поголовье скота, восстанавливались торговые связи степных районов Центрального Казахстана и Семиречья с оазисами юга Казахстана и Средней Азии.
 
Развивались общественные отношения. Следует отметить, что сохранявшееся государственная разобщенность населения Казахстана в XIV – первой  половине  XV вв сыграла свою роль с появлением такой особенности, как сложение трех  жузов…