Презентация бинарной лекции по дисциплине Методика преподавания на тему Лекционная форма обучения


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ БИНАРНОЙ ЛЕКЦИИ ЛЕКЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЗА И ПРОТИВ одна из форм лекции, смысл которой заключается в диалоге двух преподавателей (теоретика и практика или сторонника и пртивника). БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ - Алехина Н.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования Ларина Е.Н. – кандидат психологических наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования ПРЕПОДАВАТЕЛИ: Преподаватели высшей школы, проходящие переподготовку по программе «Педагогика и психология профессионального образования» КОНТИНГЕНТ СЛУШАТЕЛЕЙ: ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОТКРЫТОЙ ЛЕКЦИИ: «Когда я читаю лекцию, я допускаю, что люди смотрят на часы, но не выношу, когда они смотрят на них и подносят к уху, чтобы убедиться, что часы не остановились». Марсель Ашар ЭПИГРАФ: Алехина Н.В. (эмоциональный настрой): «Уважаемые коллеги! Надеюсь, что в этот прекрасный солнечный день все мы находимся в прекрасном настроении. Я смотрю на ваши улыбчивые лица и верю, что нам удастся сохранить позитивный настрой на протяжении всего занятия» Ларина Е.Н. (установка на восприятие): «А я желаю вам плодотворно провести следующие 1,5 часа. Увидеть яркие образы, услышать важную информацию, сделать обоснованные выводы с последующим их применением в профессиональной деятельности.» 1. ПРИВЕТСТВИЕ Алехина Н.В.: «Для начала определимся, о чем мы сегодня будем говорить (видеофрагмент из фильма «У зеркала два лица» о том, как два разных преподавателя читают лекции)». Как вы догадались, сегодня мы будем говорить о вузовской лекции как форме обучения. Актуальность этой темы обусловлена необходимостью поиска методов обучения, адекватных современному миру. Я считаю, что лекция является обязательным и незаменимым элементом высшего образования.» Ларина Е.Н. «А я считаю, что лекция – пережиток прошлого. Она досталась нам с тех времен, когда преподаватель был единственным источником информации. Современные студенты могут легко и быстро получить любые данные в сети интернет. Высиживание на лекции и конспектирование – изжившие себя методы обучения. Современные студенты просто спят на лекциях. Для того, чтобы активизировать мышление нужны другие методы. Давайте разбираться – кто прав, а кто нет!» 2. ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ Алехина Н.В.: Ларина Е.Н.: «Н.В., то что вы сейчас озвучили – задачи преподавания. Это наши с вами задачи. Но ведь на лекции кроме преподавателя присутствуют слушатели, и у каждого из них есть свой интерес. Кто-то пришел убить время, кто-то - получить зачет, а кто-то пообщаться с коллегами… Надеюсь, что в нашей аудитории, собрались люди, которые умеют ставить перед собой подлинные задачи изучения. Я предлагаю слушателям озвучить свои ожидания от сегодняшнего занятия.» 3. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ, РАБОТА С ОЖИДАНИЯМИ ВОЗМОЖНЫЕ ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ (взгляд со стороны слушателя): Алехина Н.В.: «Коллеги, перед вами на столах лежат рабочие тетради, содержащие умный конспект – шаблоны слайдов, в которых вы по ходу занятия можете делать записи, вносить заметки и т.д. Зафиксируйте в специально отведенном месте свои задачи на сегодняшнее занятие, о которых мы сейчас говорили.»«У нас с вами есть цель, есть задачи. С этих моментов преподаватель начинает каждую лекцию. Не так ли?» Ларина Е.Н.: «А я уверена, что лекция начинается задолго до того, как преподаватель входит в аудиторию. Важное значение имеют эмоции, внутренний настрой, самочувствие, внешний вид и т.д.» Уважаемые коллеги, прошу каждого из вас продолжить фразу: Когда я иду на лекцию Я… Поделитесь своими мыслями и ощущениями…Как мы уже поняли, идя на лекцию, все мы думаем о разном. Давайте выясним, что такое лекция и какую роль она играет в современном высшем образовании. 4. АКТИВИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ Алехина Н.В.: «ЛЕКЦИЯ - (от латинского «lectio» — чтение) - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме или теме.» Ларина Е.Н.: «А я нашла вот такое определение: Лекция - это самый эффективный метод перенесения содержания конспекта преподавателя в тетради студентов – без участия в этом процессе их мозга.»«В дореволюционной России лекция буквально обозначала «чтение с листа. Зачем вообще нужна лекция?» (мини обсуждение со слушателями) 5. РАБОТА С ПОНЯТИЕМ Алехина Н.В.: Ларина Е.Н.: «Н.В., а Вы ничего не забыли? Все перечисленные функции отображают работу с содержанием т.е. с информацией. А где же студент? Его личность? На мой взгляд, мы забыли ещё одну немаловажную функцию лекции СТИМУЛИРУЮЩУЮ! Лекция должна мотивировать студента, вызывать интерес, интриговать, заманивать, восхищать… (мини дискуссия со слушателями). 6. ФУНКЦИИ ЛЕКЦИИ 7. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЛЕКЦИИ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Алехина Н.В.: В данный момент в аудитории присутствует 30 человек. На Ваше обучение будет потрачено 1,5 часа времени и 1400 р. (зарплата двух преподавателей).Для того, чтобы обучить каждого из вас тому же объему информации, но индивидуально потребуется 6 рабочих дней и 21000р. (если занятия будет вести один преподаватель). Ларина Е.Н.: В целом, я согласна, что в материальном плане лекция выгодна государству и студенту. Но у меня вопрос о качестве обучения. Можно ли сравнивать эффективность массового и индивидуального обучения? (мини дискуссия)И второй вопрос: нагрузка для преподавателя? Настоящая хорошая лекция отнимает массу сил и здоровья. (мини дискуссия) ЭКОНОМИЧНОСТЬ КАК ПРЕИМУЩЕСТВО ЛЕКЦИИ Алехина Н.В.: Философ и психолог Семён Лю́двигович Франк так начинал лекцию по психологии внимания: «Вообразим себе, что после утомительных и беспокойных занятий дня мы в сумерках прилегли на диван и, ни о чем не думая и не заботясь, не руководя целесообразно ходом нашего сознания, безвольно отдались той неведомой и близко знакомой нам, всегда присутствующей в нас стихии, которую мы зовем нашей душевной жизнью.» Ларина Е.Н.: Красиво! А в учебнике то же самое обозначено сухой фразой: «Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности». Несомненно «живая» лекция отражает уникальный опыт преподавателя. Большое влияние на слушателей оказывают его экспрессивные качества и образность речи. Но у меня опять вопрос: как быть, когда в погоне за уникальностью преподаватель так увлекается, что студентам его просто не догнать. Растёкся так сказать мыслью по древу, а студенты давно забыли об чём речь?» (мини дискуссия) УНИКАЛЬНОСТЬ КАК ПРЕИМУЩЕСТВО ЛЕКЦИИ Алехина Н.В.: Ларина Е.Н.: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЛЕКЦИИ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (обобщение) 8. МОЗГОВОЙ ШТУРМ «КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ ЛЕКЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ» 9. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОЙ ЛЕКЦИИ (подведение итогов мозгового штурма) Алехина Н.В.: «Уважаемые коллеги! Внимательно просмотрите свои конспекты, проработайте их с применением технологии INSERT: Ларина Е.Н.: 10. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ «А меня интересует, что происходило с эмоциональным состоянием слушателей в процессе занятия. Коллеги, предлагаю устроить голосование. Положите в корзинку белое сердечко, если лекция не показалась вам интересной и ваше мнение никак не изменилось. Если же представленный материал заставил вас задуматься, прояснить свою позицию, изменить свое мнение – выбирайте красное сердце!» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!