Урок русского языка в 9 классе по теме «Способы сжатия (компрессии) текста.


Приёмы сжатия (компрессии) текста Урок русского языка в 9 классе. Подготовила учитель русского языка и литературы Соломнишвили Оксана Ивановна. Цели урока: научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли; научить находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания подготовить к написанию сжатого изложения художественного стиля; развивать умение правильно понимать смысл текста, его идею, авторский замысел;научить выделять микротемы, правильно определять их количество;воспитать уважительное отношения к учителю. Существуют три способа сжатия текста: Исключение Обобщение (слияние) Замена Исключение Исключение вводных слов, подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений. Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.Исключение повторов.Исключение фрагмента предложения.Исключение одного или нескольких синонимов. Обобщение Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) фактов, событий, явлений. В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары. Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.Парцеллированные предложения. Парцелляция – это экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится насамостоятельные отрезки, графическивыделенные как самостоятельные предложения.Например: "И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь" (П. Г. Антокольский)Я отдыхал. На море. Целый месяц. Упрощение, замена Разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым.Перевод диалога или прямой речи в косвенную.Замена фрагмента текста синонимичным выражением.Переформулирование мысли своими словами. Способы сокращения текста Содержательные Языковые Разделение информации на главную и второстепеннуюСвёртывание информации за счёт обобщения Замена однородных членов предложения обобщающим словомЗамена фрагмента предложения синонимомЗамена предложения или его части указательным местоимениемЗамена СПП простымИсключение повторовИсключение синонимовИсключение фрагмента предложенияСлияние несколько предложений в одно Содержательные способы сокращения текста Здесь важно хорошо понять текст, определить:авторский замысел, идею текстастиль текстатип речистроение абзацевструктуру предложенийНеобходимо также уметь отделять главную информацию от второстепенной.Важная информация, как правило, содержится в главной части сложного предложения. Языковые способы сокращения текста дать подтверждение – подтвердить привести доказательство – доказать проводить исследование -… совершать превращение - … проявлять интерес - … выдвинуть предположения - … процесс реакции – … свойство упругости - … месяц март - … Трансформация словосочетаний.Задание:выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие, ёмкие, экономичные. «Учитель» Автор текста – Виктор Петрович АстафьевЗадание: внимательно прослушать текст, наметить микротемы, составить план. План текста: 1. Игнатий Дмитриевич Рождественский – учитель, поэт и замечательный человек.2. Не умеем читать вслух.3. На том уроке никто не баловался.4. Пробудился интерес к литературе.5. Сочинение о летних каникулах «Жив».6. Дорогая похвала.7. Первый автограф. Просторечия: Малахольненький – чудаковатый; не такой, как все Сшамаем – съедим, уничтожим Ан не тут-то былоЭтакое Орясина (в прямом значении – большая палка, дубина)Вымахал – вырос высоким Разошёлся – очень увлёкся Словарная работа Чрезмерная близорукость – очень слабое зрение, видит только вблизиЗамаячили – появились Без церемоний – не проявляя излишней мягкости, без стеснения Первая микротема: Замечательный сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский преподавал нам русский язык и литературу. Он был очень близорук. Читая, водил по бумаге носом и всегда восхищался русской поэзией. Использовали упрощение, перевод прямой речи в косвенную Вторая микротема: На уроке литературы он заставил каждого читать вслух по две минуты. Читали мы плохо. Учитель сердился, без церемоний называл нас недорослями. Замена. Перевод прямой речи в косвенную. Третья микротема: На уроке русского языка мы не успели написать диктант, потому что учитель целый час говорил о слове «яр». Во время урока никто не баловался. Меня поразило, как много значений может скрываться за одним словом. Я понял, что человек, владеющий словом, богат.Упрощение, замена. ЯР (по «Словарю русского языка» И.С.Ожегова) – 1) крутой берег, обрыв; 2) глубокий заросший овраг. Четвертая микротема: У нас пробудился интерес к чтению, потому что Игнатий Дмитриевич приносил на уроки разную литературу, читал нам вслух.Сокращение, упрощение. Пятая микротема: Очень полюбили мы творить сами. Однажды учитель велел писать нам сочинение о летних каникулах. Я написал о том, как заблудился летом в тайге, очень испугался, но вёл себя умело. Сочинение назвал «Жив».Слияние (обобщение) В предложении: Однажды учитель велел писать нам сочинение о летних каникулах.1) найти грамматическую основу;2) определить, каким (какими) членом (членами) предложения являются слова о летних каникулах Экспрессивно окрашенная лексика: Влетел – быстро вошёлЗаскрипели ручками – стали старательно писать Шестая микротема: С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей. Многих учитель ругал за примитивность речи, за отсутствие собственных суждений. Моё сочинение он прочитал вслух и сказал, что я молодец. Это была редкая и оттого ценная похвала.Исключение фрагментов предложений, перевод прямой речи в косвенную. Согласование: с тайным волнением, собственных суждений, моё сочинение, редкая похвала, ценная похвала.Управление: ждал раздачи, ждал с волнением, раздачи тетрадей, ругал многих, отсутствие суждений, прочитал сочинение.Примыкание: прочитал вслух. Лексический повтор Ругательски ругал – очень сильно ругал, был огорчён, раздосадован. Правописание наречий Изумлённо (поглядев на часы) – от прил. изумлённый Наизусть – по словарю Смертельно (испугался)– от прил. смертельный Поначалу – сначала Седьмая микротема: Когда вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый свой автограф человеку, который пробудил во мне жажду творчества.(Исключение второстепенной информации). Задание к предложению: начертить схему, определить вид придаточных и способ подчинения. Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными. Главное предложение – я поставил первый свой автограф. Когда вышла первая книжка моих рассказов – придаточное обстоятельственное времени. Который пробудил во мне жажду творчества – придаточное определительное. Подчинение неоднородное, т.к. первое придаточное отвечает на вопрос когда? и относится к слову поставил в главном предложении, а второе придаточное отвечает на вопрос какому? и относится к слову человеку. Сегодня на уроке: Закрепили навык составления плана текста.Научились использовать приёмы сжатия (компрессии) текста.Узнали значение отдельных слов и выражений.Повторили правописание наречий и других слов.Повторили некоторые средства выразительности в письменной речи. Домашнее задание: Написать чистовой вариант сжатого изложения.Самостоятельно подобрать разнообразные примеры содержательных и языковых средств сжатия текста (не менее десяти).Задание выполнить письменно в рабочих тетрадях.