Презентация «Организация работы классного руководителя в начальной школе по профилактике девиантного поведения»


Тема: Организация работы классного руководителя в начальной школе по профилактике девиантного поведения Народная мудрость. «Бороться нужно не против плохого, а за хорошее, то есть за человека , каким он должен быть в настоящем и будущем» Школьник девиантного поведения Так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, не секрет, что правонарушения и преступления совершаются именно этими детьми и подростками. Причины возникновения девиантного поведения: 1) дезадаптация ребенка (поступление в школу, смена ведущей деятельности, освоение новых ролей, обязанностей, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к новой общественной организации) 2) не складывающиеся отношения со сверстниками, положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, «приклеенные» к ребенку ярлыки, а также низкая самооценка ребенка и неуверенность в себе. Система коррекционно-профилактической работы I этап создание системы коррекционно-профилактической работы, этапы которой будут планироваться в следующей последовательности: - диагностическая; - коррекционно - профилактическая работа педагогов с детьми. Методы диагностики: Метод наблюдения Основные признаки школьной дезадаптации младших школьников:Стойкая неуспеваемость в обучении. Отклонения в поведении обучающегося (как защитная реакция на требования взрослых). Хроническое снижение настроения. Наличие комплекса неполноценности, неверие в свои силы. Стойкое ощущение дискомфортности и эффекта «никомуненужности». «Методика изучения социальной адаптированности детей к школе».«Социометрия».Методика «Наши отношения».Методика изучения школьного коллектива «Все мы чем-то похожи» . II этап создание условий для социально-коррекционной и профилактической работы: все мероприятия, приемы обучения и воспитания направлены на утверждение самооценки личности;создать условия для включения в успешную деятельность каждого обучающегося;в центре внимания личность ребенка;весь процесс воспитания наполнен нравственным содержанием; активное включение в школьную жизнь, в проведение и организацию мероприятий, КТД;выбирать вид деятельности с учетом интересов, способностей воспитанника, где он может иметь определенные успехи. Уроки и классные часы, на которых формируется нравственное и духовное здоровье Урок литературного чтения 2 кл. Сказка «Храбрый заяц» (Д. Н. Мамин-Сибиряк) Задачи:1) поднятие самооценки ребенка (через одобрения, поощрения за ответы на проводимом занятии, через идею произведения);2) подведение к пониманию важности труда и веры в себя для саморазвития личности (через вопросы к сказке и беседу, обсуждение);3) косвенное взаимодействие с родителями ребенка для нормализации их отношения к нему, наведение на мысль, что ребенку нужно помочь, поддержать его, если они хотят, чтобы он менялся в лучшую сторону (через задание на дом, предусматривающее их помощь ребенку). Урок чтения 3 кл. «По щучьему велению» (русская народная сказка в пересказе А.Н. Толстого) Задачи:1) косвенная демонстрация того, что можно изменить в поведении (через совместные рассуждения о сказочном герое Емеле: применительно к самому испытуемому - это развитие личностной активности и самостоятельности);2) обращение внимания на важность социального взаимодействия в жизни человека (через героев сказки, которые помогали друг другу);3) поднятие самооценки (через совместный анализ самодостаточности Емели и других положительных черт его характера). Работа с любимым произведением ребенка Задачи:1) выявить важные для ребёнка качества в человеке (через вопросы о качествах характера главного героя произведения);2) выявить степень развития способности к рефлексии у ребенка (через вопросы о том, чему бы хотел научиться у главного героя);3) подведение к пониманию того, что поступки человека формируют его характер и личность. Основы мировых религиозных культур Цель учебного курса ОРКСЭ:  формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.Темы:- Культура и религия.- Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния.- Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.- Долг, свобода, ответственность, труд.- Любовь и уважение к Отечеству. В ходе длительного наблюдения за испытуемым во время проведения занятий «сказочной деятельностью» и после неё были выявлены следующие изменения: проявление самостоятельности в своих решениях и ответственности за них;проявление активности (стал чаще выходить к доске, что поможет развить учебные умения);участились социальные контакты ребенка со сверстниками;развитие самосознания. Литературное чтение «Любимые страницы»  - К. Драгунская, «Лекарство от послушности».- Н. Носов, «Огородники»- С. Алексеев, «Радуйся ма­лому, тогда и большое придет»- «Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех...»- А. Мень «Милосердие Иисуса»- Н. Носов «Два друга»  Подведение итогов Главная задача педагога и родителей -анализ своего подхода к воспитанию (посмотреть на себя, приступая к воспитанию ребёнка). В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного воспитания: дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда неудачи в игре, в учёбе, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность, что очень сильно отражается на поведении детей. Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника". Все это будет способствовать сокращению количества учащихся с девиантным поведением в школе или полным их исчезновением. Спасибо за внимание!