Деятельность преподавателя физического воспитания в профессиональном образовании по формированию здорового образа жизни

Деятельность преподавателя физического воспитания в профессиональном образовании по формированию здорового образа жизни
из опыта работы преподавателя Ефремова В.Д.
Здоровье человека – основная ценность, поэтому учебная дисциплина «Физическая культура» как никакая другая решает такие главные задачи в системе профессионального образования как:
подготовка юношей и девушек к активной конкурентной среде в будущей профессиональной деятельности;
сохранение их творческой активности и долголетия;
формирование основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности.
Для решения таких важнейших задач я, как преподаватель физической культуры и одновременно руководитель физического воспитания, организую как урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся. Для этого мною созданы следующие учебные пособия:
Учебно – методический комплекс (УМК) по следующим специальностям профессионального образования: 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы», 09.02.02 «Компьютерные сети», 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», 09.02.04 «Информационные системы( по отраслям)», 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям), 27.02.04 «Автоматические системы управления», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 38.02.07 Банковское дело, 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Каждый УМК состоит из рабочей программы, поурочного планирования, контрольно – измерительных материалов, диагностического инструментария и отражает следующие вопросы основ ЗОЖ, включённых мною в учебный процесс:
Основы здорового образа жизни. Физическая культура и обеспечение здоровья
Влияние экологических факторов на здоровье человека.
О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании
Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания
Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, массаж.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Коррекция фигуры юношей. Коррекция фигуры девушек.
Самодиагностика и самоконтроль состояния организма при физических нагрузках, при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Данный спектр теоретических вопросов раскрывается с привлечением обучающихся разной степени физической готовности через презентации подготовленных сообщений в периоды проведения ежегодного Месячника Здоровья, Дня здоровья 07 04, научно – практической конференции «Шаг в науку».
Деятельность по формированию здорового образа жизни включает несколько направлений, а именно:
Обеспечение безопасной среды;
Организация учебного процесса таким образом, чтобы он не вредил здоровью;
Использование методик, соответствующих возрасту и возможностям студентов;
Правильная организация двигательного режима и физкультурно – оздоровительной работы;
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
Взаимодействие с медицинскими учреждениями, анализ состояния здоровья и учёт результатов по его сбережению.
На уроках физической культуры максимальная работа связана с двигательной активностью обучающихся, с практической направленностью учебной дисциплины. С этой целью мною разработаны следующие комплексы физических упражнений для отдельных категорий обучающихся:
Для профилактики и коррекции нарушения опорно – двигательного аппарата
Физические упражнения для коррекции зрения
Комплексы производственной гимнастики для будущих специалистов информационных технологий
Индивидуальная программа двигательной активности с учётом состояния здоровья и профессиональной направленности.
С этой целью в начале учебного года проводится диагностика с использованием разработанных мною контрольных испытаний, ведётся личный дневник контроля по каждой группе и каждому обучающему. Дневник позволяет не только составлять индивидуальные задания, но и осуществлять мониторинг достижений конкретного студента, его личного успеха в том или ином физическом испытании. При этом важно, что обучающийся сравнивается с самим собой, что положительно сказывается на его психоэмоциональном здоровье и всегда направлено на создание ситуации успеха. Учебно – тренировочные занятия, включённые в учебный процесс, позволяют мне определить оптимальный объём физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья обучающихся, дать индивидуальные рекомендации к занятиям по тому или иному виду спорта, сформировать команды одарённых студентов разных возрастных групп для участия в соревнованиях разного уровня по определённым спортивным направлениям. О достижениях наших спортсменов на протяжении многих лет свидетельствуют многочисленные призовые и победные места.
С ранней весны и до поздней осени занятия по возможности провожу на свежем воздухе. Все уроки имеют высокую моторную плотность и логически выстроенную последовательность от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча, прыжковый бег – передачей мяча в парах и др. Широко использую различные варианты подвижных игр, соревновательную технологию как в процессе учебных занятий, так и во внеучебное время.
Большинство моих студентов ответственно относятся к занятиям физической культурой, осознанно посещают дополнительные занятия, в том числе спортивные секции. На протяжении аттестационного периода организовывал работу спортивных секций по баскетболу, волейболу, настольному теннису, стрельбе из пневматической винтовки, футболу, общефизической подготовки.
Учебные занятия выстраиваю с использованием, в первую очередь, здоровьесберегающих технологий обучения, встраивая в учебный процесс соревновательный метод и личностно – ориентированное обучение, воспитание и развитие обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии физического образования позволяют мне учитывать возрастные, ограниченные и выдающиеся способности обучающихся. В конечном итоге я стараюсь добиваться следующих целей их применения:
Воспитание культуры здоровья, отношение к здоровью как к ценности.
Формирование личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению собственного здоровья.
Мотивация на занятие физической культурой, спортом как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья.
Мотивация на ведение здорового образа жизни, формирование навыков управления своим здоровьем.
Знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, культура межличностных отношений.
Формирование навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, половая грамотность, правила личной гигиены, внутренняя экологическая культура.
Забота о собственном здоровье, саморазвитие.
Защитно – профилактические цели: использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзале, исключение травматизма.
Считаю необходимым отметить, что большинство студентов, обучающихся в колледже, проживают на территории, подвергшейся радиактивному заражению в результате Чернобыльской катастрофы. По этой причине особо важное значение имеет личностно – ориентированное обучение, корректировка нормативов и учебных планов.
Мною организован постоянный контроль за санитарно – гигиеническим режимом в спортивных помещениях, наблюдаю за самочувствием обучающихся в процессе учебных занятий, обеспечиваю страховку во время проведения занятий, провожу инструктажи по технике безопасности в каждой учебной группе, пропагандирую здоровый образ жизни, в том числе личным примером.
Для пропаганды ЗОЖ и результатов спортивно – массовой работы использую студенческую газету «Альма матер», «Донскую газету», а также сайт колледжа www. dtikt.ru (публикации, итоги соревнований, рекомендации обучающимся и сотрудникам по ЗОЖ и т.д.)
Немаловажное значение имеет координация работы по данному направлению со всеми участниками образовательного процесса, а именно:
кураторами групп по темам
«Гигиена занятий физической культурой»
«Всероссийский День Здоровья», «Месячник Труда и Здоровья»
родителями первокурсников на тему «Основные требования к организации учебного процесса по физической культуре, соблюдение требований СанПиНа»;
родителями обучающихся 2-х – 4- х курсов обучения и в первую очередь отслеживаю состояние здоровья обучающихся, их физической готовности.
Для пропаганды ЗОЖ я контактирую не только со студентами, но и кураторами групп, зав. библиотекой, Студенческим советом. Совместно проводятся Часы общения в группах на темы «Вредным привычкам – твёрдое нет!». «Спорт в моей жизни», «Береги здоровье смолоду!» «Моё здоровье в моих руках».
В 2016 – 2017 учебном году наше ОУ определило формирование здорового образа жизни центральной темой в методической работе, а физическую культуру основой её реализации. Это значительно повышает личную ответственность за результаты обучения и воспитания студентов колледжа.











ГПОУ ТО «Донской колледж информационных технологий»

13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Заголовок 115