План по самообразованию Формирование здорового образа жизни школьника на уроках и во внеурочной деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старогольская средняя общеобразовательная школа»

ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя биологии и химии
Шишовой Галины Ивановны
Тема:
«Формирование здорового образа жизни школьника на уроках и во внеурочной деятельности»

Методическая тема, над которой работает школа:
«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях модернизации образования и перехода на новые образовательные стандарты»

Образование: ОГПИ, 1980 г., учитель биологии и химии средней школы

Квалификационная категория –первая

Ведущие идеи:
-личностный подход;
-успешность и преемственность обучения и воспитания;
-гуманизация отношений;
-экологическое образование и воспитание;
-практическая направленность обучения;
-дифференциация обучения
Цель: обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по биологии и химии через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании и здоровье, развитие ИКТ - компетентности.
Задачи:
Обеспечение качества усвоения знаний по предметам.
Развитие общеучебных умений и навыков.
Содействие развитию ИКТ- компетентности.
Организация деятельности обучающихся, направленная на самореализацию их личности
Работа над темой начата в 2013 году. Предполагается закончить работу над темой в 2017 году.
Направления самообразования:
Основные
направления
Действия и мероприятия
Сроки
реализации

Профессиональное
1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии и химии
2013 – 2014.




регулярно



Психолого-
педагогические
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
 

регулярно

Методические
1.Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся по биологии и химии.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии и химии.
3. Принимать активное участие в работе районного методического объединения учителей биологии, химии и экологии и школьного МО учителей естественно-математического цикла.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки в школе и для учителей района.
10. Выступать с докладами по теме самообразования.
11.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей биологии и химии.

регулярно

регулярно


регулярно



ежегодно



регулярно

регулярно

2013-2017

2013-2017

2014-2015

2014-2017


Информационно-коммуникационные технологии
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по биологии, химии, педагогике и психологии.
3.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках биологии».
4. Создать сайт и личные странички на школьном сайте, ProШколу для обмена опытом работы.
регулярно

регулярно

2015
2015 -2016


Охрана здоровья
Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
регулярно




ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность

Диагностический
Изучение
- литературы по проблеме;
- имеющегося опыта учителей нашего района и учителей биологии и химии области
2013-2014
1.Курсы повышения квалификации учителей.
2.Выступление на заседании МО учителей естественно-математического цикла















Практический









1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
2014-2015
1.Разработать планы обобщающих уроков, уроков-игр, занятий кружка на основе творческой активности детей с применением ИКТ.
2.Подобрать и использовать на уроках физкультминутки и материал, способствующий снятию напряжения, утомляемости на уроках.
3.Разработать карточки с вопросами гигиенических знаний из научно-популярной и художественной литературы.
4.Введение в урок элементов экологических знаний с опорой на внутри предметную и межпредметную связь.
5.Нравственное воспитание обучающихся (Разработка конспектов уроков)
6.Включать в урок и занятия кружка представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
7.Принять участие в областных творческих конкурсах «Творческий поиск» и «Созвездие игры» с разработками мероприятий.
8.Принять участие в конкурсе методических разработок, посвященном птицам (ИУУ г. Орёл).
9.Подготовить программу внеурочной деятельности по новым стандартам.
10.Разработать и внедрять в учебный процесс программу «Антинаркотическое воспитание обучающихся на уроках биологии и химии» (на основе школьной)
11.Использовать на уроках материалы школьной Программы «Правильное питание»



2015-2016
1.Разработка методических материалов:
· заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий, на задания, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление и т.п.
2.Изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, стимулирующее обучающихся к поиску (5-11 кл.)
3.Применение компьютерных технологий обучения на уроках биологии и химии и во внеурочной деятельности для развития исследовательских навыков ученика:
- самостоятельного поиска обучающимися информации в рамках работы над проектом, рефератом;
-использовать для самостоятельного, углубленного изучения, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
-с целью подготовки к сдаче ГИА, ЕГЭ..
4.Распространять авторские методы работы среди учителей школы и района:
- выступить на заседаниях РМО учителей биологии, химии и экологии;
-активно участвовать в школьном месячнике методической работы;
- выступление на заседании ШМО по теме:
«Изучение и апробация здоровье сберегающих технологий в учебном процессе»;
- подготовить и провести открытые уроки на школьном и муниципальном уровнях;
- принять участие в конкурсе разработок уроков по биологии по новым стандартам (ИУУ, издательство «Русское слово»);
-принять участие в областном конкурсе авторских программ внеурочной деятельности.
5.Участие детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях, подготовка к праздникам

Обобщающе-внедренческий
1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы.
3. Распространение опыта работы.
2016-2017
1.Выступление на заседании районного МО учителей биологии и химии с результатами работы по теме.
2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Консультативная помощь учителям и обучающимся.
4.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте. 




В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Продолжать внедрять в свою практику новые технологии обучения такие как: Метод проектов, Компьютерные технологии обучения, Дифференциация обучения, Мультимедиа технологии.
3.Изучить литературу:

1.Базарный В.Ф. Нервно-психологическая утомляемость обучающихся в традиционной школьной среде / В. Ф. Базарный. – Сергиев Посад : из-во научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования, 1995. 175 с.

2.Ивченко Л.А. Валеология на уроках неоргнической химии: из практики работы средней школы №9 г. Ноябрьска / Л. А. Ивченко, А. А. Макареня. – Тюмень: ТОГИРРО, 1998. - 101с.
3.Колесов Д.В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб. пособие / Д. В, Колесов; Рос. акад. образования,  Моск. псих.-соц. ин-т. – М. : МПСИ : Флинта, 2003. – 197 с.
4.Формирование здоровьсберегающей компетенции педагога образовательного учреждения в системе непрерывного повышения квалификации: методическое пособие / авт-сост. Т. В. Шелкунова, М. Б. Федорцева, О. А. Дубнова, Л. М, Лучшева. – Новокузнецк: Из-во МОУ ДПО ИПК, 2006. – 163 с.
5.Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

6.Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И.Г. Семакина. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
7.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие под редакцией С.Ю. Смирнова.// Москва: «Academ A», 1998.

Интернет-ресурсы по здоровьесбережению


Планируемые результаты:

Направление
Планируемые результаты

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

1.Сформированность ценностного отношения у обучающихся к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
2. Представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.
3. Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.
4. Представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
5. Знания о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Создание здоровье сберегающей среды
Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.


Рациональная организация образовательного процесса
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и вне учебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках) учащихся на всех этапах обучения.

Организация оздоровительной работы

Рациональная организация уроков и занятий кружка.
Продолжить создавать УМК лучших своих разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий

Реализация дополнительных образовательных программ

Эффективное внедрение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.

Просветительская работа с участием
родителей
Эффективная совместная работа педагога и родителей по проведению занятий кружка юннатов, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.


































Рисунок 115