Проблема развития способностей, одаренности

Проблема развития способностей, одаренности

Всякая способность является способностью к чему-либо, к определенной деятельности.
Всякая специфическая деятельность требует от личности специфических качеств. Это и есть способности человека.
Способность включает в себя различные психические свойства и качества, необходимые для определенной деятельности.
Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Различия между людьми в задатках заключаются в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях.
Между задатками и способностями очень большая дистанция – весь путь развития личности. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются функцией не задатков, а развития. Включаясь в развитие индивида, задатки сами развиваются, преобразуются, изменяются, обусловливая развитие способностей.
Различия в способностях – продукт не врожденных задатков, а всего хода развития личности.
При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями, которые не тождественны, но теснейшим образом взаимосвязаны. Освоение умений и навыков предполагает наличие способностей, а формирование способности предполагает освоение связанных с ней умений и навыков.
Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и навыки формируются способности.
Все специальные способности человека – это различные стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению.
Способности человека – это проявление его способности к обучению и труду. Способности человека в обучении и труде и формируются.
Общая одаренность и специальные способности.
Ученые выделяют общие и специальные способности. Общие способности часто обозначают термином «одаренность», в зарубежной литературе ее обычно отождествляют с интеллектом.
Если под общей одаренностью понимать совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллект, но и другие особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темп деятельности.
Единство общих и специальных способностей очерчивает истинный облик одаренности человека. Способности человека даны всегда в некотором единстве общих и специальных свойств. Нельзя противопоставлять их друг другу. Между ними имеется сходство и различие. Наличие специальной способности накладывает отпечаток на общую одаренность и наоборот. Факты свидетельствуют о том, что бывает общая одаренность без ярко выраженных специальных способностей и бывают специальные способности, которым не отвечает соответственная общая одаренность.
В процессе развития возникает специализация способностей.
Развитие способностей у детей.
Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующих поколений задатки – общие у всех людей и различные у каждого человека – превращаются в более совершенные способности.
В развитии способностей у детей существенным этапом является развитие готовности к обучению. В способностях детей обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в различной глубине освоения системы знаний. Однако успешность нельзя превращать в критерий одаренности. Различная успеваемость учеников может быть обусловлена многообразными причинами (интересом, послушанием, исполнительностью).
Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей, а при одних и тех же способностях их успехи могут быть различны. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно опосредованно составить суждение об их одаренности.
В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется – на основе задатков – индивидуально своеобразный склад способностей. Перед педагогом встает задача – учитывая способности учащихся во всем их многообразии, формировать их в определенном направлении.
Всестороннее развитие способностей тесным образом связано с развитием интересов. С одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой – интерес к деятельности поддерживается ее успешностью, которая, в свою очередь, обусловлена соответствующими способностями.


15