Комплексное учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины «Психология»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Купинский медицинский техникум»
Комплексное учебно-методическое обеспечение
учебной дисциплины «Психология»
по специальности
31.02.01 «Лечебное дело»
в соответствии с требованиями ФГОС

Разработала: Боярко Т.Н.
преподаватель психологии
ГАПОУ НСО «КМТ»


Купино 2016г.
Содержание

Пояснительная записка
Теоретическая часть
Проектировочная часть
Вывод
Литература
Приложения
Пояснительная записка.
Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в концепции модернизации Российского образования на период до 2020 г. выделяется требование подготовки конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности специалиста. Новые требования ориентируют систему СПО на переход от традиционного подхода – к компетентностному, призванному удовлетворить потребности современного общества, производства и самих обучающихся. Ожидания от образования со стороны этих потребителей различны. Студент намерен получить такое образование, которое в наибольшей степени содействует развитию его личностных сил и благоприятно скажется на его профессиональной карьере. Общество и производство заинтересовано в личности, способной к результативной и творческой деятельности, принятию ответственных решений в ситуациях, когда специалист вынужден выйти за пределы своих должностных обязанностей, готового к смене профиля производства, освоению новых технологий.
В Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, построенный на основе модульно-компетентностного подхода, определяется как совокупность требований, обязательных при реализации ППССЗ всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской федерации. Среди требований указаны требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (п. 5 ФГОС), требования к структуре основной профессиональной образовательной программы (п. 6 ФГОС), комплекс требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (п. 7 ФГОС).
Согласно п. 8.4 ФГОС, «оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях (оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся)» и п. 7.18 ФГОС «ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ», считаем необходимым проектирование комплексного учебно-методического обеспечения, которое позволит сделать процесс освоения ППССЗ комплексным, целостным и завершенным. Ведь педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество и результативность образовательного процесса существенно повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно.
Являясь частью образовательных технологий, оценочные средства должны стать действенным средством и не только оценки, но и главным образом, обучения. Необходимо наличие комплексной системы контроля и оценивания. Для этого создаётся фонд оценочных средств – комплект методических и контролирующих материалов, предназначенный для оценивания знаний, умений, навыков, компетенций, разрабатываются контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине.
Фонд оценочных средств состоит из средств для текущей, промежуточной и итоговой аттестации выпускников. Должно быть обеспечено его соответствие ФГОС СПО, Основой профессиональной образовательной программе, рабочей программе учебной дисциплины, образовательным технологиям, используемым в преподавании.
Некоторые трудности для преподавателей могут представлять: формулирование показателей и критериев оценивания, выбор вида и типа задания, проектирование комплексных практических заданий когнитивной и квазипрофессиональной направленности.
Важен технологический подход при разработке фонда оценочных средств.
Для создания ФОС необходимо: знание методик контроля; умение структурировать содержание учебного материала на основе компетентностного и деятельностного подходов; умение стандартизировать контрольно-оценочные процедуры.
Теоретическая часть.
Комплексное учебно-методическое обеспечение – это комплекс нормативно-правовой и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Деятельность педагога и деятельность обучаемых являются главными составляющими реального образовательного процесса, они и выступают в нем в качестве объектов комплексного учебно-методического обеспечения. Комплексное учебно-методическое обеспечение востребуется деятельностью педагога и используется им для решения профессиональных задач при проектировании образовательного процесса и его реализации. Иными словами, для решения вопроса о составе комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса необходимо использовать деятельностный подход, позволяющий с позиции деятельности педагога объективно выявить и установить все составные компоненты комплексного обеспечения.
УМК формируются по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям каждой специальности.
УМК специальности – совокупность учебно-методических материалов, обеспечивающих соответствие содержания, уровня и качества обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта по специальности.
Состав УМК определяется содержанием утвержденной образовательной программы по соответствующей дисциплине и включает:
- Программу учебной дисциплины/профессионального модуля.
- Календарно-тематический план.
- Методические пособия/методические разработки для преподавателя по проведению теоретических занятий.
- Методические пособия/методические разработки для преподавателя по проведению практических занятий.
- Методические пособия/методические разработки для студента по организации практических занятий.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся на занятии.
- Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
- Методические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ.
- Перечень обязательной, нормативной и дополнительной литературы.
- Контрольно-оценочные средства.
Программа УД\ПМ по освоению учебного материала должна соответствовать требованиям ФГОС СПО и учитывать специфические особенности подготовки обучающихся по специальности и запросы работодателей. Оформление программы выполняется в соответствии с Рекомендациями Минобрнауки России и Положением о требованиях к структуре и содержанию программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Календарно-тематический план, регламентирует структуру изучения материала и включает:
-наименование раздела, темы;
-продолжительность изучения;
-формируемые компетенции;
-содержание материала;
-домашнее задание.
Методические пособия для преподавателя по проведению теоретических занятий включают технологическую карту (план) занятия, текст/план лекции.
Технологическая карта (план) занятия включает такие пункты как:
-наименование раздела, темы;
-наименование УД/ПМ;
-цели занятия, в т.ч. умения, знания, практический опыт для развития общих и формирования профессиональных компетенций;
-формируемые компетенции;
-интеграционные связи УД и ПМ;
-используемые технические средства;
-перечень основной и дополнительной литературы.
Методические пособия для преподавателя по проведению практических занятий включает:
-тему занятия;
-цели занятия;
-интегративные связи;
-план проведения занятия;
-перечень осваиваемых знаний, умений;
-формируемые компетенции;
-ориентировочные основы действий (ООД);
-контрольно-оценочные материалы;
-рекомендуемые источники информации.
Методические пособия для студента по организации практических занятий включает:
-тему занятия;
-цели занятия;
-план проведения занятия;
-перечень осваиваемых знаний, умений, практического опыта;
-алгоритм практических умений;
-контрольно-оценочные материалы;
-рекомендуемые источники информации.
Методические рекомендации по организации аудиторной самостоятельной работы обучающихся представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений по режиму и характеру различных видов учебной работы во время практических, семинарских и др. занятий, позволяющих обучающимися оптимальным образом организовать процесс изучения материала данной УД/ПМ выполнять самостоятельную работу, предусмотренную программой.Структура методических рекомендаций включает в себя следующее:
-тему;
-цели, в т.ч. в области умений и знаний, способствующих развитию общих и формированию профессиональных компетенций;
-план изучения темы;
-обязательные задания для выполнения занятий;
-ориентировочные основы действий (ООД) и алгоритмы практических умений;
-контролирующие и закрепляющие материалы;
-перечень основной и дополнительной литературы.
Методические рекомендации по организации аудиторной работы на занятии способствуют организации последовательного изучения материала, вынесенного на самостоятельное освоение в соответствии с учебным планом, программой УД/ПМ и имеет такую структуру как:
-тема;
-цели;
-вопросы и содержание материала для самостоятельного изучения;
-форма выполнения задания;
-алгоритм выполнения и оформления самостоятельной работы;
-критерии оценки самостоятельной работы;
-рекомендуемые источники информации (литература основная, дополнительная, нормативная, ресурсы интернет и др.).
Методические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ как форм самостоятельной научно-исследовательской работы обучающихся, проводимой под руководством преподавателя и имеющей целью развитие навыков творческой деятельности, углубленное изучение литературы и др. источников, овладение методами проведения исследований. Курсовая работа имеет следующую структуру:
-титульный лист;
-содержание (оглавление);
-введение;
-основной текст (главы с параграфами и выводами);
-заключение;
-список использованной литературы;
-приложения.
3. Проектировочная часть.
Учитывая то, что согласно п. 7.1 ФГОС образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает все компоненты ППССЗ, за основу проектирования КУМО И РП УД, считаем рациональным использовать технологический подход, который предполагает пошаговость.
1 шаг подразумевает изучение требований к структуре ППССЗ, утвержденных ФГОС п.6, то есть определение знаний и умений, в контексте формируемых компетенций, которыми должен овладеть обучающийся.
2 шаг предполагает изучение макетов и рекомендаций ФИРО по структуре РП. Делаем вывод, что РП УД состоит из четырех компонентов, а именно:
паспорт РП УД;
-структура и содержание РП УД;
-условия реализации РП УД;
-контроль и оценка результатов освоения УД.
В ходе 3 шага отрабатываем внутри - и междисциплинарные связи: изучаем, какие дисциплины предшествуют дисциплине «Психология» (преподаются параллельно), с целью исключения дублирования, установления дидактически обоснованной последовательности отработки требований ФГОС при формировании компетенций.
4 шаг - разрабатываем информационную матрицу ФОС по УД «Психология». Для выполнения данного шага мы выбираем методы и формы контроля и оценки результатов освоения УД, определяем метод, форму и вид ПА.
5 шаг – предполагает проектирование паспорта КИМ. Так как контроль за ходом и качеством усвоения учебного материала, формирования знаний, умений и навыков является важнейшим компонентом образовательного процесса, считаем необходимым, более детально рассмотреть данный шаг.
6 шаг – требует осуществления технической и содержательной экспертизы РП УД (Приложение Л, М). ТЭ представляет процедуру проверки РП УД на соответствие требованиям ФГОС в последовательности 1-2-3-4, а СЭ осуществляет проверку реализуемого содержания по показателям и критериям оценки результатов освоения УД, заданного ФГОС, в последовательности 1-4-2-3.
7 шаг – требует разработки локальных актов, как документальной основы для всех проектируемых компонентов КУМО, с целью обеспечения комплексного, систематизированного, унифицированного и завершенного процесса освоения ППССЗ. Так, образовательному учреждению рекомендуется разработать следующую нормативно-методическую документацию, соответствующую требованиям ФГОС и рекомендациям ФИРО:
- Положение о ТК;
- Положение о ПА;
- Положение о ФОС;
- Методические рекомендации (указания) по организации ТК, ПА, ГИА, ЭК;
- Положение о КУМО.
Важно заметить, что отрабатывая каждый шаг технологии, необходимо регулярно возвращаться и корректировать предыдущие, проверяя их согласованность между собой.
В нашей работе мы уделили особое внимание разработке ФОС, а именно проектированию паспорта КИМ, в связи с тем, что ФГОС обязывает преподавателей ежегодно корректировать РП УД, что видится возможным через анализ и корректировку контрольно-измерительных материалов.
Функциями контрольно-измерительных материалов являются: мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль.
Формы, методы контроля определены в разделе 4 рабочей программы учебной дисциплины. Фонд оценочных средств состоит из средств для текущей, промежуточной и итоговой аттестации выпускников. Должно быть обеспечено его соответствие ФГОС СПО, Основой профессиональной образовательной программе, рабочей программе учебной дисциплины, образовательным технологиям, используемым в преподавании.
Изучив рекомендации ФИРО, делаем вывод, что структурными компонентами комплекта КИМ являются паспорт КИМ, комплект контрольно-измерительных материалов, организация контроля и оценка уровня освоения УД, пакет экзаменатора.
Технологический подход при проектировании КИМ предусматривает соблюдение последовательности следующих этапов:
Проектирование паспорта КИМ:
Используя макет Блинова, определяем объект оценивания (столбец 1): в соответствии с ФГОС, выписываем и группируем умения и знания, в контексте формируемых компетенций.
Для каждого объекта оценивания формулируем показатели (столбец 2) в деятельностном ключе (используя таксономию Б. Блума).
Для каждого показателя формулируем критерии оценки (столбец 3). Критерии могут содержать указание на требуемую полноту информации, точность ее воспроизведения, аргументированность и обоснованность анализа и оценки, а также на допустимые отклонения от эталона.
Определяем тип и номер задания (столбец 4), соответствующего объекту оценивания. Эта графа заполняется после того, как разработаны все задания для проверки выбранных объектов оценивания.
Определяем общие и профессиональные компетенции (столбец 5), заданные ФГОС, формируемые на этапе усвоения указанных знаний и умений.
Определяем формы, методы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины под каждое умение, знание для текущей и промежуточной аттестации (столбец 6,7).
Проектирование контрольно-измерительных материалов для ТК и ПА:
На основе заполненной таблицы, проектируем содержание ряда теоретических и практических заданий. Теоретическое задание направлено на проверку усвоения теоретических понятий, выполнение такого задания требует от аттестуемого простых действий. Практическое задание предполагает выполнение задач на применение теоретических знаний и профессионально значимой информации, а также проверку сформированности когнитивных умений.
В КИМ по УД «Психология» теоретические задания предусмотрены для оценки знания теоретического материала в устной и письменной форме с целью повышения качественного освоения темы УД. Теоретические и практические задания спроектированы от простейших до усложненных и готовят к комплексным практическим заданиям когнитивной и квазипрофессиональной направленности, с учетом постепенного усложнения заданий за счет группировки показателей и критериев знаний и умений. Кроме того, ряд теоретических и практических заданий для самостоятельной работы обучающихся содержит показатели и критерии, позволяющие осуществлять самооценку выполненных заданий.
По завершению проектирования теоретических и практических заданий, возвращаемся к 4 столбцу таблицы и вписываем тип и номер заданий, призванных контролировать и оценивать указанные умения и знания.
Организация контроля и оценки уровня освоения УД:
В произвольной форме прописываем формы и методы контроля и оценки, а также процедуры проведения ТК и ПА.
Разработка и оформление пакета преподавателя (экзаменатора):
Комплексные практические задания когнитивной и квазипрофессиональной направленности, выносимые на ПА, оформляются в пакете экзаменатора, где прописывается текст задания, условия проведения, критерии оценивания, время выполнения заданий.
Пункт № 4 РП УД требует отразить формы и методы контроля и оценки результатов освоения дисциплины. Для его заполнения необходимо иметь четкое представление о формах и методах контроля и оценки результатов освоения дисциплины. Взяв за основу информационную матрицу и разработанные КИМ, необходимо выбрать формы и методы контроля и оценки, обеспечивающие достоверную и объективную диагностику освоения умений и усвоения знаний.
4. Вывод.
Новый ФГОС СПО предъявляет ряд серьезных требований не только к обучающимся, но и к преподавателям, настольными книгами которых должны стать ФГОС СПО и рекомендации ФИРО. Знание педагогами вопросов структурного состава КУМО, его содержания и требований, предъявляемых к его разработке - важное условие и организующее начало создания оптимального комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам среднего профессионального образования.