Конспект урока по русскому языку: Приставки их правописание


Русский язык
Дата «___»________ г
Класс 2-«__»
Тема урока: Приставки, их правописание
Цели урока:
Обучающие:
1. Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.
2. Организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять ее из состава слова.
Развивающие:
1. Развитие способности осознания и постановки целей учебной деятельности и умения организовать их достижение.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес к предмету.
2. Тренировка работы в группе, развитие умения слушать других и отстаивть свою точку зрения.
Этапы и структура урока.
1 Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)
– Ребята, чтобы работа у нас ладилась и у всех было хорошее настроение, давайте поздороваемся и пожелаем всем добра:
Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороватьсяДоброе утро!Доброе утро! – солнцу и птицам.Доброе утро! – приветливым лицам.И каждый становится добрым, доверчивым.Доброе утро длится до вечера.
2 Проверка домашнего задания.
Упр. 280. Во время проверки домашнего задания 5-6 чел работают по карточкам.
3 Чистописание, словарная работа.
Словарная работа.
– Урок начнём со словарной работы. Пройдите на свои рабочие места. Вспомните правила работы за компьютером.
– Задание такое: вставить безударную гласную в словах.
нарезать ябл.ковыкопать .синкупосадить р.бинусовать р.машкуувидеть бе.рёзунадкусить абр.коспересадить л.мон– Назовите, в каких словах и какую безударную гласную вставили.
(Дети читают слова, называют безударную гласную)
– Как эти слова можно назвать одним словом?
– Растения.
– Что вы знаете и можете рассказать о растениях?
(Высказывания детей)
- Я знаю, что вы можете много рассказать о том, какую роль играют растения в жизни людей. Также могу сказать, что вы настоящие друзья природы, т.к. в ваших высказываниях прозвучала очень важная мысль: природу надо беречь.
4 Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
Как появились приставки Жили на свете слова: ехать, писать, лететь и лить. Однажды эти слова гуля- ли по предложениям, а неподалёку, в другой тетрадке, мальчик делал домашнее задание. Ему нужно было разделить слова на слоги. У него получи- лось, что слогов ПОД больше, а слогов ЗА — меньше. Вот тут-то слоги и поссорились, обиделись на мальчика и ушли от него. Но в тетрадке жить продолжали, так как пойти им всё равно было некуда. Долго бродили они без дела по тетрадке и в конце концов наткнулись на слова, которые обозначали действия: ехать, писать, лететь и лить. Стали слоги приставать к словам с просьбой принять их в свою компанию. Стало словам жаль бездомные слоги, и они их приняли. И появились новые слова: подъехать, подписать, залететь, залить. Так и стали слова называть своих новых друзей ПРИСТАВКАМИ. А со временем появились и другие приставки и образовали свои слова: прилететь, вылететь, съехать, перелить, пролить и много других. А с мальчиком они тоже помирились и поняли, что обижались зря.
Почему приставки стали называть приставками Их назвали «приставками» потому, что они вечно приставали к словам. Например: было слово «ест» , но к нему прибежали буквы С и Ъ. Слово никак не могло отделаться от приставучих букв, и в конце концов получилось слово «съест» . Точно так же к корню «езд» стали приставать буквы ПОД и Ъ. Они приставали так долго, что корню пришлось смириться, и получилось слово «подъезд» . А потом липким приставучкам понравилась такая игра, и получились слова: объём, облом, перелёт, заплыв, подорожник и много-много других. Да и сами слова и корни перестали обижаться на приставки и подружились с ними.
– Прочитайте слова, записанные рядом со словарными словами.
– Нарезать, выкопать, посадить, сорвать, увидеть, надкусить, пересадить.
– Что вы можете сказать об этих словах?
– Они обозначают действие предмета.
– Давайте назовём первый слог в каждом слове. На-, вы-, по-, со-, у-, над-, пере-
– А что это за слог?
– Приставка.
– Вы уже догадались, какова тема сегодняшнего нашего урока?
– Приставка.
– Запишем тему урока в тетрадях
– Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
– Наблюдать за приставкой.
– Верно. Мы вспомним о роли приставки в слове, чем отличается приставка от предлога, будем учиться находить приставку в слове и правильно её писать.
Упр. 282 – с разбором у доски
УПР. 281 - комментированное письмо
5 Наблюдение над приставками.
– Итак, начнём по порядку: что такое приставка?
– Часть слова.
– Как пишется приставка?
– Так как это часть слова, то и пишется слитно со словом.
– Спишите с доски слова: звездолёт, полёт, лётчик, вылет, отлёт.
– Что вы можете сказать об этих словах?
– Они однокоренные, у них одинаковый смысл и корень – лёт.
Выделим в каждом слове корень – лёт.
– Будьте внимательны, какие части слова ещё присутствуют в этих словах?
(Дети называют и выделяют все части слов, поясняя их)
– Ребята, где находится приставка в слове?
– Перед корнем.
– Попробуйте прочитать вот эту схему:
__________ + ¬ = ¬ новое слово
– Если к слову добавить приставку, то получится новое слово.
– Так какую роль выполняет приставка в слове?
– При помощи приставок образуются новые слова.
– Приведите свои примеры, как вы это понимаете.
– Шёл – ушёл, писал – списал, читал – прочитал.
6 Динамическая пауза.
Самолёт летит по небу,Крылья, подставляя ветру.Он легонечко паритИ по воздуху кружит.А теперь пора спускаться,На посадку приземляться.Опустились мы легонькоИ садимся потихоньку.
Чтение правила стр. 106
Упр. 284 - комментированное письмо
7 Самостоятельная работа
Упр. 285
8 Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Задайте друг другу вопросы по теме урока .9 Домашнее задание.
Упр. 283
10 Рефлексия
– Что такое приставка?
– Как определить, есть ли в слове приставка?
– Подобрать однокоренное слово с другой приставкой или без неё.
– Какие приставки знаете?
Самооценка детей при помощи нарисованных мордашек (на кружках из бумаги).
отлично усвоил тему урока не всё было понятно ничего не понял