Урок математики во 2 классе Устное сложение и вычитание без перехода через десяток


Тема: Устное сложение и вычитание без перехода через десяток
Цель: Закрепление знаний.
Задачи: совершенствование умения выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток; создать условия для формирования умения решать задачи; способствовать развитию логического мышления, смекалки; развивать вычислительные навыки, познавательные умения: умения наблюдать, анализировать, делать выводы,
развивать адекватную самооценку собственной деятельности, создать условия для привития познавательного интереса к математике;
воспитывать культуру общения «ученик – учитель», «ученик-ученик», чувство взаимопомощи и поддержки.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, разноуровневые карточки, тест, маршрутные листы, (использование новой формы организации урока)

Ход урока

I Орг. момент. (Слайд 1)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
Сегодня мы вновь отправляемся в страну «Математика».
II Эмоциональный настрой на урок (Слайд 2)

Талап, талап, талап – Хей!
Талап, талап, талап – Хей!
Талап, талап – Хей! Хей! Хей!
Настроенье каково? – Во!
Поприветствуйте друг друга хорошим настроением, добрыми улыбками. Скажите другу другу «У нас все будет хорошо».
III Целеполагание. Маршрутные листы. Тест. Разминка. (Слайды 3-4)
Найти квадрат. На квадрате задание. Расшифруйте. Вы узнаете о чем будем говорить на уроке математика

А Ч Е Н Д В З Ы У Н
33 20 9 15 99 78 49 10 57 35

Наибольшее двузначное число (99 – Д)
Какое число следует за числом 77? (78 – В)
Число, состоящее из 5 дес. и 7 ед. (57 – У)
Какое число предшествует 50? (49 – З)
Найдите сумму чисел 30 и 5 (35 – Н)
30 увеличить на 3 (33 – А)
Какое число стоит между числами 19 и 21 (20 – Ч)
Дети любят математику..
Нравится им все решать
7 примеров, три задачи
И уравнений даже пять
Сколько выполнят заданий?
Попробуйте их сосчитать. (15 – Н)
Уменьшаемое 12, вычитаемое 2. Найдите значение разности (10 – Ы)
Наибольшее однозначное число (9 – Е)
- Какое слово получилось? (двузначные)
Правильно, сегодня мы продолжим изучать двузначные числа, читать и записывать, находить значения числовых выражений, решать задачи, уравнения, вспомним какие геометрические фигуры знаем.
- Какое число вы считаете «лишним»? Почему?
- А почему их называют двузначными?
- Что означает каждая цифра в записи данных чисел?
IV Математический диктант. (Слайды 5-6)

Определим следующее задание по геометрической фигуре. У этой фигуры три угла, три вершины, три стороны.
7дес.2ед., 2дес.7ед., 4дес.0ед., 9дес.9ед., 10дес., 1дес.5ед., шестьдесят восемь, девяносто, двенадцать.
- Проверьте.
V Устный счет.
1. Найти фигуру, у которой больше всех углов, сторон, вершин. (Слайды 7-8)
- Сначала убрать лишнюю букву, потом переставить буквы и угадать число.

2. Эта фигура лишняя Почему? Работа по таблице. (Слайды 9-10)
- Какого десятка не хватает в таблице?
- Как можно получить 90, используя данные числа?

- Как можно назвать их одним словом?
VI Физминутка (Слайды 11-12)
- Кто сопровождал нас на каждой страничке?
И это не случайно. На каждом уроке мы несколько минут с вами уделяем природе нашего родного края. На какие группы делятся птицы? Что происходит осенью? А как ведут себя домашние птицы?
- Назвать фигуру, у которой все углы прямые, но это не квадрат.
- Как надо ухаживать за домашними птицами?
VII Работа в тетради. (Слайд 13)
1. Что изменилось? А значит поменяем вид работы.
с.41, №6. Задача.
2. Уравнения (Слайды 14,15,16)
- Что неизвестно и как найти
3. Разноуровневые выражения. (Слайды 17-18)
- А следующую назовите сами. Почему так называется?
У вас на столах лежат карточки (четырехугольники) с заданиями Выберите себе карточку и выполните задание:
Голубая карточка – легкие задания
Зеленая – задания средней трудности
Желтая - сложные задания

4. Индивидуальная работа по карточкам.
26 – 6 = 50 - * = 40 50* * = 40
58 + 0 = 35 + * = 36 35 * * = 30
73 – 70 = 64 + * = 68 68 * * = 60

VIII Рефлексия (Слайд 19)
- Кому понравился урок – возьмите смайлик-колобок с улыбкой – прикрепите к доске; кому урок понравился, но у вас были тревожные моменты – возьмите смайлик, который меньше улыбается и прикрепите к доску, ну а если вам было скучно, урок не понравился – возьмите грустный смайлик и тоже прикрепите на доску

IX Задание на дом
с. 41, №7
X Итог урока. (Слайды 20-21)


Маршрутный лист по теме «Устное сложение и вычитание
без перехода через десяток»

Цель: умение отличать двузначные числа, проводить различные операции с ними



Вспомни чем отличаются двузначные числа от однозначных. Зачеркни лишнее число:
22, 10, 35, 90, 6, 76.

Хочу напомнить, что двузначные числа состоят из десятков и единиц, сумма это +. Разложи на сумму разрядных слагаемых числа:
58 = 77 = 40 =

Вычислить:
30 + 20 = 80 – 50 = 100 – 60 =
70 + 30 = 40 – 40 = 90 + 0 =

Вспомни правило «Если к числу +1, надо назвать следующее при счёте. Если из числа – 1, то надо назвать предыдущее». Найди значение выражений:
12 + 1 = 40 – 1 = 20 + 1 =
33 + 1 = 15 – 1 = 91 – 1 =

Вспомни счет в пределах 100. Чем число ближе к нулю, тем оно меньше. Чем число дальше от нуля, тем оно больше. Сравни:
25 * 27 48 * 50 99 * 100 11 * 17 43 * 34

Замени слова числами:
6 дес. 2 ед. = 8 дес. 5 ед. = 9 дес. 0 ед. =

Помни, что все десятки оканчиваются 0. Запиши десятки в порядке убывания:


Напоминаю, что буквенные выражения содержат букву. Подчеркни числовые выражения:
30 – а 40 + 20 80 – 1 99 + с

Если ты выполнил все задания правильно, то получаешь оценку «5», если справился с шестью заданиями, то – «4», если одолел только четыре задания, то «3».

Спасибо за работу!














Маршрутный лист по теме «Устное сложение и вычитание
без перехода через десяток»

Цель: проверка знаний и умений по теме

Вспомни счет в пределах 100. Расположи числа в порядке возрастания.
33, 12, 48, 10, 99, 40, 100. __________________________________

С какими разрядами мы познакомились? Их два. Разложи числа на сумму разрядных слагаемых:
32 = 66 = 80 =

Найти значение выражений:
40 – 20 + 70 = 80 + 10 – 50 =
36 – 6 + 1 = 100 – 60 + 4 =

Вспомни какая фигура называется «многоугольник». Сколько здесь многоугольников?___________





Что значит сравнить выражения? Сразу знак поставить нельзя. Сначала надо посчитать.
43 – 3 * 45 – 2 15 – 5 * 10 + 1
28 + 1 * 89 – 40 94 + 4 * 100 – 1

Напоминаю, что сложение проверяем вычитанием, а вычитание либо сложением, либо вычитанием. Заполни таблицу:

Уменьшаемое

78

60

Вычитаемое
10

20


Значение разности
90
70
3
60


Замени числами:
1дес. 3 ед. = 8дес. 0ед. = 7дес.2ед. =

Напоминаю «Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое». Реши уравнение: х + 20 = 26






Если ты выполнила все задания правильно, то получаешь оценку «5», если справилась с шестью заданиями, то – «4», если одолела только четыре задания, то - «3».

Спасибо за работу!






Тесты «Устное сложение и вычитание без перехода
через десяток» 2 кл.
1. Выбери ряд чисел в порядке убывания.
А) 40, 50, 60, 70 В) 69, 68, 67, 66
Б) 98, 87, 99,68 Г) 39, 49, 59,69
2. Найди соседей числа 39.
А) 38 и 40 В) 37 и 38
Б) 40 и 41 Г) 37 и 40
3. Значение какого выражения равно 58?
А) 60 - 10 В) 50 - 8
Б) 50 + 8 Г) 60 – 8
4. Найди пропущенное число: 93 -
· = 90
А) 90 В) 30
Б) 3 Г) 10
5. Реши уравнение: 84 – х = 4
А) 88 В) 70
Б) 4 Г) 80
6. Какое число состоит из 7дес. 3ед.
А) 37 В) 73
Б) 70 Г) 30
7. Реши задачу по краткой записи
Машин – 24
?
Комбайнов – 20
А) 4 В) 44
Б) 34 Г) 14
8. Найди верное равенство:
А) 10 – 5 + 4 = 1 В) 48 – 8 + 40 = 20
Б) 30 + 20 – 50 = 0 Г) 70 + 5 – 5 = 80
9. Какая самая крупная единица времени?
А) год В) час
Б) сутки Г) век
10. В каких утверждениях есть ошибки?
А) летние месяцы: июнь, июль, август
Б) зимние месяцы: декабрь, январь, февраль,
В) осенние месяцы: сентябрь, январь, ноябрь
Г) времена года: зима, весна, лето, осень
11. Какое утверждение верно?
А) 1час = 60 мин В) 1 неделя = 5 суток
Б) 1сут = 12 ч Г) 1 год = 10 мес
12. Выбери правильное решение к задаче.
В магазин привезли 10 ящиков моркови, а лука на 10 ящиков больше. Сколько ящиков лука привезли в магазин?
А) 10 – 10 = 0 (ящ) В) 10 + 10 =20 (ящ)
Б) 20 – 10 = 10 (ящ) Г) 20 + 10 = 30 (ящ)
13. Сравнить: 50 + 20 * 80 – 50
А) < В) +
Б) > Г) =
14. Значение какого выражения равно 4?
А) 4 +4 В) 20 + 20
Б) 10 - 6 Г) 60 – 20
15. Найти прямоугольники




А) 1 и 4 В) 1 и 2 Б) 2 и 3 Г) 3 и 4
4

3

2

1