Презентация Диагностика одаренности как средство успешного обучения младших школьников


Диагностика одаренности как средство успешного обучения младших школьниковДокладчикТоропова Елена Викторовнаучитель начальных классов НОШ д. Кутыреваструктурное подразделение МОУ СОШ с.Полозаозерье Ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без вниманияведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Актуальность проблемы:На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности . Цель организации работы с одаренными детьми:Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государстваНужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося. необходимо1) На этапе поступления в школу выявлять не только готовность ребенка к школьному обучению, но и также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, его интересы и способности. 2)По мере обучения ребенка в начальной школе продолжать отслеживать интересы и способности детей, вести мониторинг. Организация работы с одаренными детьми:Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.Проведение целенаправленных наблюдений, за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.Подбор материалов и проведение специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности. Ожидаемые результаты:Повышение интеллектуального уровня учащихся. Творческая самореализация выпускника начальной школы. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы. Формирование системы работы с одаренными учащимися.


Итак, до сих пор в науке не существует однозначного определения «одаренность». Педагогический словарь Г. М. Коджаспирова определяет одаренность как:1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности;2) общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к чтению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для достижений в деятельности. Способности – это способы выполнения деятельности. Чьи способы лучше (с точки зрения той же самой деятельности), у того и выше способности. В этом и состоит различие способностей. Одни решают задачу перебором вариантов, другие ищут и находят оптимальный способ. Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение. Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные и талантливые учащиеся могут быть выявлены профессионально подготовленными для этой работы людьми. Одаренные дети требуют дифференцированных учебных программ(или помощи), которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенциалы и сделать вклад в развитие общества. Виды одаренности:Художественная одаренностьОбщая интеллектуальная одаренностьАкадемическая одаренностьТворческая одаренность.Социальная одаренностьДуховная одаренностьПрактическая одаренность Художественная одаренностьЭтот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Общая интеллектуальная одаренностьДети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Академическая одаренностьПроявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте передвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Творческая одаренность.Порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способность блестяще исполнять , использовать то, что уже создано. Социальная одаренность Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способность понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Духовная одаренность Связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития. практическая одаренностьКоторая столь редко признается школой и не рассматривается как одаренность вообще. Ключевой особенностью практической одаренности Стенберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Виды диагностики«Карта интересов для младших школьников»; Методика «Интеллектуальный портрет»; «Карта одаренности»; Методика оценки общей одаренности; Методика для родительского исследования; Тест интеллекта «Нарисуй человечка» и многие другие. Результаты методики карты одаренности Диагностика интеллектуальной одаренности Результаты диагностики творческого мышления Результаты методики оценки общей одаренности. Показатели творческого мышления Методика «Интеллектуальный портрет»Построение «Графического профиля» ребенкаЛюбознательностьНастойчивостьРассудительность и логикаСпособность к оценкеСловарный запасПрогнозированиеСверхчувствительность к проблемеИзобретательность Основные внеурочные формы организации развития одаренности у младших школьниковДиагностическое обследование.Коллективно творческие дела совместно с клубом-библиотекой и родителями.Научное общество учащихся «Клуб почемучек»Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, дистанционные проекты. Кружок «Мир наших увлечений»Портфолио – личных достижений. Всероссийский эрудит-марафон учащихся. Количество участников – 3. Бахарев С., Торопов К., Парышева М. (2010-2011уч.г.) ГодФамилия, имя ученикаГде и в чём принимал участиеУровень участия Какое место занял2009-2010Аверченко С.олимпиада по русскому языку для учащихся начальных классовШкольныйучастник2009-2010Кутырева Т.олимпиада по русскому языку для учащихся начальных классов Школьный22009-2010Парышева М.олимпиада по русскому языку для учащихся начальных классовШкольный3 Всероссийский конкурс посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего отечества». 2010г «Папа, мама, я – спортивная семья»Праздник «Масленица» Выставки рисунков и поделок Портфолио - личных достижений.
Урочная деятельностьразвитие ключевых компетенций учащихся;повышение учебной мотивации;развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;овладение навыками самоконтроля, самооценки. Формы урочной деятельностиНетрадиционные урокиРабота в парах в группахРолевые и деловые игрыРазноуровневые и творческие заданияДополнительные занятия и консультацииВовлечение учащихся в работу в роли консультантов, помощников учителя(4кл составляет задания дл3го и 1г)Доклады и сообщения учеников (предусмотренные программой «Перспективная начальная школа»Учебные исследования и проекты (пробуем) Доклады и сообщения учеников Работа с родителямииндивидуальные консультации, беседы;родительские собрания;совместное творчество родителей и детей;выставки работ;совместные мероприятия (спортивные соревнования, праздники, поездки);оформление благодарственных писем родителям учащихся. Показатели результативностиРезультативность профессиональной деятельности Межаттестационный период2006-072007-082008-092009-102010-111 полугодиеИтоги года *успеваемость, качество обучения1 класс – не аттестуется2 класс 100%, 80 %1 отличник2 класс 100%,100 %3 класс 100%, 80%1 отличник2 класс 100%, 75%3 класс 100%, 100%2класс 100%, 100 %3класс 100%, 75%4 класс 100%, 100%Результаты промежуточной аттестации 4 класс1.Русский язык, литературное чтение 100%,2.Математика, окружающий мир 66.6%1класс-не аттестуется3 класс 100%, 100%4 класс 100%,100 % СПАСИБО за общение !!!