план-конспект урока по русскому языку на тему Словообразование. Состав слова (6 класс)


Название занятияСловообразование. Состав слова
Общие цели обобщить и углубить полученные знания о        словообразовании;
выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование»;
Закрепить знания о частях слова.
Научиться образовывать новые слова.
Научиться разбирать слова по составу.
Самооценка и взаимооценка.
Результаты обученияПравильно определять части слова и его грамматическую основу;
Уметь образовывать новые слова и знать пути их образования;
Уметь правильно разбирать слова по составу;
Уметь правильно организовывать свою устную и письменную речь;
Уметь объективно оценивать, самооценивать, взаимооценивать проделанную работу.
Ключевые идеиСоздание комфортной атмосферы в классе. Развитие личностных, регулятивных, общеучебных, коммуникативных универсальных учебных действий. Использование репродуктивной, игровой, исследовательской (частично - поисковый) технологий, технологии критического мышления, (элементы) для развития и анализа, полученных знаний и умения их использовать на уроках.Источники, оснащение и оборудование
Бумага А4, ручки, стикеры, фломастеры, раздаточный материал для чтения; анкета (25-30 шт); ключевые характеристики оценивания для обучения; презентация ПаурПоинт, фото-видеоматериалы.
Вводная часть
Учитель: Дать ученикам эмоциональный заряд бодрости, показ притчи «Белый плен». Беседа-обсуждение притчи учениками. Понимание смысла притчи.
Напоминает ученикам о правилах поведения на занятии
Презентация нового материала
Учитель:. Презентация на тему «Словообразование». Обсуждение презентации по вопросам: Что вы знаете о словообразовании? Какие понятия мы должны ввести в свой активный словарь? Что вы знаете об их применении на уроке?
Учитель: Индивидуальная работа по заданиям презентации.
А) Орфографическая разминка
Приползти, бесконечный, предлагать,
вытирать, пребольшой, рассказать,
предложение.
Б) 1 ряд- соавтор, премилый. 2 ряд – краснота, горец, мудрость. 3 ряд – приморский, подоконник, подставить.Ученики: Обсуждают содержание презентации, задают вопросы. Отвечают на вопросы фронтального опроса.
Неформальное оценивание. Смайлики.
Практическое применение нового материала
Задание 1: Индивидуальная работа учащихся на листах А4 по карточкам.
Учитель: А сейчас ответьте на вопросы в карточках.
(Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”).
№ ВопросОтвет1 Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________ 2 Какое окончание в слове “договорилась”? 3 Какой корень в слове “досрочный”? 4 Какое окончание в слове “видел”?         5 С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?         6 Какой корень в слове “маленький”? 7 Слово белизна образовано _______________ способом8 Каким способом образовано слово “героизм”?         - Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга.
Суммативное оценивание.
По данной ниже шкале поставьте оценку.

Количество допущенных ошибок Оценка
Нет ошибок «5»
1-2 ошибки «4»
3 ошибки «3»
Больше 3 ошибок «2»
Фамилия. Имя. ученика – А теперь я даю ключ с верными ответами. Проверьте, соответствуют ли ваши оценки. На интерактивной доске вывести правильные ответы. Сделать самопроверку работ.
– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3. Хорошо, сейчас я раздам вам наклейки, выберите свою оценку и наклейте на карточку.
Задание 2.
Учитель: - А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
-От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс.
- Какое слово получилось?  (подарок)
-От глагола побелел взять корень,
от прилагательного маленький суффикс,
от прилагательного синий окончание.  (беленький)
-От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень,
от глагола бежит окончание. (прилетит)
Неформальное оценивание: выслушивая ответы, жестами, словами выражать эмоции.
Задание 3: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова е и
пр…образователь   
пр…школьный    
пр…успевать    
пр…лунение   
пр…красный    
пр…рвать    
пр…остановить    
пр…одолеть    
пр…выкать    
пр…поднять    
Суммативное оценивание. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Количество полученных баллов Оценка
«10» баллов «5»
«8-9» баллов «4»
«6-7» баллов «3»
Ниже «6» баллов «2»
Фамилия. Имя. ученика Физминутка: Поющий бегемотик.
Задание 4.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что есть общего у кустов, деревьев и слов? (Корень)
Правильно, корень.
Учитель читает стихотворение, дети выделяют на слух корень и находят его в списке корней на доске.
Так же, как и у кустов
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Ледяной, ледовый, лед.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды…
Заключение
Рефлексия по занятию.
Сетчатое обсуждение. Индивидуальная работа.
Задаю ключевой вопрос ученикам, на который они должны дать ответ и аргументировать свои ответы.
Да
аргументы Согласны ли вы с внедрением новых подходов в обучении или предпочитаете традиционные методы обучения?
Нет
аргументы
Домашнее задание:
Начертить кроссворд по составленным заданиям.
по горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
по вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Кто любит творчество, тот сочинит сказку «Как образуются слова?»
Суммативное оценивание. Взаимопроверка. Самооценивание.
Подведение итогов. Подсчет набранных баллов, выставление оценок.
Дополнительный раздаточный материал
Задание 4 на интерактивной доске
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Ледяной, ледовый, лед.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды…
№ Вопрос1 Окончание
2 Окончание - а
3 Корень -сроч4 Нулевое окончание        
5 Суффикс - ник        
6 Корень - мал
7 Слово белизна образовано суффиксальным способом8 Слово “героизм” образовано суффиксальным способом       
Начертить кроссворд по составленным заданиям.
по горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
по вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
РЕФЛЕКСИЯ: Сетчатое обсуждение. Индивидуальная работа.
Задаю ключевой вопрос ученикам, на который они должны дать ответ и аргументировать свои ответы.
«Да»
аргументы Согласны ли вы с внедрением новых подходов в обучении или предпочитаете традиционные методы обучения?
«Нет»
аргументы