Доклад Образовательная среда школы как средство развития одаренности


Управление образования Шебекинского района и города Шебекино
Белгородской области
Образовательная среда школы
как средство развития одаренности
Подготовила педагог-психолог
МБОУ «Графовская СОШ»:
Миргородская Л.А.
2016 г.
План
Введение.
Понятие одаренности.
Виды одаренности.
Образовательная среда школы как средство развития одаренности.
Литература.
Введение
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
Главная цель образования раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас акцент видится в том, чтобы воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования
Понятие одаренности
В педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Ребенок с признаками одаренности - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Сегодня одаренность рассматривается:
как психофизическое свойство личности, определяемое показателями функционирования отдельных структур центральной нервной системы.
как психогенетическое качество, которое обеспечивает влияние генетических свойств организма на способности, а также взаимодействие генетических и средовых.
как высокий уровень развития интеллекта или умственных способностей, которые количественно измеряются с помощью тестов интеллекта.
В процессе изучения одаренности предпринимаются попытки оценить качественные и количественные показатели одаренности человека, что привело к развитию тестологических методов, направленных на:
- выявление основных черт одаренной личности, определяющих ее
развитие (Г. Айзенк, Р. Кеттелл и др.)
- определение структуры интеллекта и общих способностей (Р. Амтхауэр, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Дж. Равен, Т. Симон, А. Энстей и др.)
- выявление творческого потенциала, креативности и мотивации, которые обеспечивают достижение высоких результатов (А. Медник, Э. Торренс и др.)
- определение специальных способностей (Дж. Фланаган и др.);
как совокупность мышления и когнитивных функций.
В рамках этого подхода выделяют два основных направления понимания одаренности:
- как набор общих или специальных способностей;
- как высокий уровень креативности (творчества),выражающийся в высокой исследовательской активности человека.
5) как результат взаимодействия когнитивной одаренности (интеллектуальной, творческой, социальной, музыкальной и др.), не когнитивных личностных особенностей (мотивации, интересов, Я-концепции, эмоционального статуса) и социального (семейный и школьный климат, критические события жизни).как совокупность умственных способностей и личностных особенностей, рассматриваемая в контексте возрастного подхода.
Н.С. Лейтес вводит понятие «возрастная одаренность», подразумевая под этим проявляющиеся в ходе созревания возрастные предпосылки одаренности, причем их наличие на том или ином возрастном этапе еще не означает сохранения этого уровня и своеобразия его возможностей в более зрелые годы.
Возрастной подход дает реальную базу для практической работы с детьми, обнаруживающими признаки повышенных способностей, и позволяет более адекватно относиться к прогностическим возможностям диагностических измерений.
Виды одаренности.
Одаренность зависит от личностной направленности, основной жизненной позиции, индивидуальности. Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Общие предпосылки одаренности − повышенная активность и особенности саморегуляции. Различают следующие виды одаренности (по В.И.Панову):
Общая одаренность− высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но представляет собой независимый от них фактор. Предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX века английский психолог Ф.Гальтон.
«Художественная» одаренность− музыкальная, изобразительная, сценическая. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, драматургии (театре). Некоторыми исследователями были разработаны рекомендации по выявлению художественных способностей и деталей у подростков. Выделяют художественно-изобразительную, художественно-литературную и музыкальную одаренности.
«Практическая» одаренность редко признается школой и не рассматривается как одаренность. Ключевой особенностью практической одаренности психолог из Йельского университета Р.Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать эти знания. Этот вид одаренности имеет общие компоненты с социальной одаренностью или включает ее в себя.
Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Нестандартность мышления приводит к нестандартности поведения. Данный факт способствует тому, что таких детей не всегда понимают, их часто называют неудачниками.
В основе одаренности находится творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и разворачивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей его характеристикой и развивающим компонентом является ярко выраженная познавательная потребность, составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного ребенка доминирует над другими типами мотивации. Согласно основным положениям концепции, одаренность характеризуется интегральностью: включает во взаимосвязи познавательную, эмоционально-потребностную и волевую сферы.
Интеллектуальная одаренность — способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье — «умники» и «умницы», а в школе — отличники, но среди них есть такие, которые учатся на «отлично» только по од ному-двум предметам и не успевают по другим.
Интеллектуальная одаренность (по М. А. Холодной) — состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т. е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т. д.Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Интеллект− относительно устойчивая структура способностей, обеспечивающих переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку.
Академическая одаренность проявляется в необычной способности к учебе; способствует высокой результативности в познавательной деятельности. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами (математикой, естествознанием и т. п.), используют стандартизированные тесты достижений.
Психомоторная (спортивная) одаренность определяет исключительные спортивные способности. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений. Стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие позволяют оценивать различные параметры моторного развития: темп, координацию движений, скорость реакции.
Социальная или лидерская (организаторская) одаренность раскуривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Социальный интеллект развивается 17-18 лет.
Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности пошить, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.
Понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность. Социальная одаренность требует умственного развития выше среднего, однако отличается от интеллектуальной одаренности.
Скрытая одаренность — позитивное своеобразие ребенка, которое не проявляется открыто и которое не удается вскрыть, понять. Часто такие дети бывают увлеченными чем-либо, являются своего рода фанатиками. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.
Образовательная среда школы как средство развития одаренности
Для поддержки детей с признаками одаренности нужно создавать образовательную среду развития, которая объединяет материальное оснащение, структуру школы, людей и отношения между людьми.
Таким образом, образовательная среда – это не сумма возможностей, а их интеграция:
возможность интеллектуального партнерства со сверстниками;
возможность проводить эксперименты и исследования в лабораториях;
возможность предъявлять результаты на Олимпиадах, выставках, конкурсах, цифровых порталах;
возможность использования современного учебного оборудования и компьютерной техники;
возможность использования в школе и за ее пределами цифровых образовательных ресурсов;
возможность выбирать содержание образования в урочной, внеурочной деятельности и дополнительном образовании;
возможность общения с авторитетными знающими взрослыми;
возможность эффективного самоопределения.
Образовательная среда развития должна соответствовать познавательным и социальным потребностям учеников, обеспечивать деятельность, которая представляет для ребенка ценность, отвечает его личной цели, гарантировать положительные эмоции и интерес к этой деятельности.
Средствами формирования одаренности школьников в процессе обучения являются:
авторские программы обучения школьников, разработанные с учетом существующих моделей развития одаренности;
специализированные системы задач, охватывающие основные разделы предметной области и позволяющие корректировать процесс обучения в зависимости от достигнутого уровня подготовки школьников;
реализация индивидуальных образовательных траекторий в рамках учебных занятий (очных и/или дистанционных);
постоянный мониторинг знаний и одаренности школьников в предметной области при построении индивидуальных образовательных траекторий;
создание возможностей для проявления каждым школьником его одаренности на максимально возможном уровне за счет работы в динамичных малых группах;
самостоятельная работа учащихся с использованием дистанционной поддержки со стороны преподавателя;
наличие программной и материально-технической базы для очного и дистанционного обучения школьников.
Модель формирования одаренности школьников состоит из четырех стадий:
1 стадия - стадия адаптации - школьники пытаются оценить свою одаренность, самостоятельно анализируя и выявляя свои индивидуальные способности в предметной области и проявляя интерес к определению уровня своей одаренности с помощью диагностических методик;
2 стадия - стадия дифференциации характеризуется проявлением индивидуальной неповторимости, которая, в свою очередь, определяется как степень развития у конкретного школьника таких качеств, как стабильное проявление интеллектуальных способностей, высокая продуктивность умственной деятельности, интеллектуальное любопытство, стремление к знаниям;
3 стадия - стадия индивидуализации - отражает актуализацию способности школьников к самостоятельной постановке задач и созданию собственных способов решения сложных задач, самостоятельному анализу достигнутых результатов и при необходимости интенсификацию процесса своего обучения в процессе самоподготовки.
4 стадия – поддержка учащихся в их творческой и исследовательской деятельности, их профессиональная ориентация.
Главная цель - разработка модели диагностики, программ обучения одаренных школьников, организации комплексного психолого-педагогического сопровождения таких детей.
Предлагается следующая модель выявления одаренных детей в зависимости от вида одаренности.
Итоги
прошедшего Психолого-
учебного года 444510795000 Банк данных 12434110918 педагогическая
«Одаренные дети» диагностика,
анкетирование
72201084913 154629884913153613984913 Наблюдение Выявление одаренных детей Общение с1323473110697 2878189110697по видам одаренности родителями
6855199303 1378998-1329305110-1329137477512700013789989303 Информационно- Социальная Творческая Спортивная Интеллектуальная компетенция коммуникационная компетенция компетенция компетенция 58474611592 59322311592 52783311592 57819011592 68200511592 Учебно- ИКТ- Социальная Креативная Компетенция познавательная компетенция компетенция компетенция личностного компетенция самосовершенствования
Международные, Дистанционные Совет класса, Выставки Секции всероссийские, олимпиады и школы вузовские конкурсы олимпиады и Интеллектуальные Дистанционные Социально- Смотры, Спартакиады игры и интеллектуальные значимые акции конкурсы школьников эвристические игры Предметные Телекоммуникационные Дни Кружки, студии Спортивные декады самоуправления соревнования проекты Школьные НОУ Дистанционные Детские и Фестивали Детско- школы молодежные юношеские игры объединения Одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее явном виде. Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, как организованной, так и имеющей стихийный, самодеятельный характер. С другой стороны, одаренность не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни ребенка. Поэтому так важна и актуальна задача разработки технологии выявления одаренных детей, позволяющей охватить всех обучающихся общеобразовательного учреждения и в полной мере выявить одаренных детей. Решение этой проблемы требует объединения усилий педагогов, психологов и родителей.
Литература
Авдеева Н.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
Аверина И.С. Адаптация мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, К. Перлет // Вопросы психологии. – 1991. – № 5.
Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова. – М.,
1995.
Богоявленская Д.Б. Одаренность и проблема ее идентификации / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психол. наука и образование. – 2000. – № 4. – С. 5–13.
Большой психологический словарь / сост.: В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков.– СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
Венгер Л. Программа «Одаренный ребенок» / Л. Венгер. – М., 1995.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова.– М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОД ЭК», 2004. – 336 с.