Информационные технологии как средство развития одаренности и познавательной деятельности школьников. (Доклад)


5 ноября 2011 год (Нефёдова М.А.)
Информационные технологии как средство развития одаренностии познавательной деятельности школьников.
Применение современных компьютерных технологий в обучении объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации одаренности учащихся, развития их творческих способностей. В рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является развитие одаренности и исследовательских способностей детей. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, стимулирующего самостоятельность, инициативу и активность.
Важнейшей задачей в развитии творческих способностей учащихся является создание комфортной среды. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Главной задачей учителя является — не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи и пути её реализации. Одним из важных моментов, который нужно учитывать при организации обучения, направленного на развитие творческих способностей, является учебно-развивающая среда. Рассматривается способность обеспечить всем учащимся возможность для эффективного личностного саморазвития. Смелость учеников в предложении разных и оригинальных идей зависит от эмоционального комфорта процесса обучения. При организации работы следует учитывать, что «детям с опережающим развитием интеллекта и творческими устремлениями» необходима не только соответствующая умственная нагрузка, но и не меньше, чем любому другому, своевременное руководство учителя, создание условий для исследовательской работы, возможность применения компьютерных технологий.
Сегодня современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Одним из главных направлений современного образования является предоставление возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации способностей.
Что предполагает Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" для школьников? Систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников:
В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Пожалуй, главная задача школы – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей.
Компьютерные технологии позволяют оптимизировать и разнообразить процесс обучения. Появляется возможность организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний; развивать навыки исследовательской деятельности; развивать познавательный интерес учащихся и другие способности.
На своих уроках использую интерактивную доску и доска играет далеко не последнюю роль. С ее помощью я легко объясняю учебный материал ученикам, рисую схемы, таблицы, так же легко стираю их. Наглядность и интерактивность (возможность активно менять работать с компьютером прямо на доске) – вот основное преимущество интерактивной доски! Я всегда в центре внимания своих учеников, я смотрю на них и говорю с ними, в это время я демонстрирую свои материалы и управляю компьютером, я с учениками в постоянном контакте.Благодаря использованию интерактивной доски я экономлю массу времени на уроке, массу драгоценных минут!
Но я не скажу, что интерактивная доска творит чудеса, к урокам нужно готовиться более тщательно, нужно готовить интерактивные презентации, искать готовые материалы, но интерактивная доска – это просто удобный помощник для любого учителя. Если говорить о том, как относятся к использованию интерактивной доски на уроке ученики, смело можно сказать – положительно! Всем уже давным-давно надоели обычные школьные доски с мелом, который пачкает одежду, руки и личные вещи. Тем более, что новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения. Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности ученика, является проектная работа по проблемным заданиям, об истории развития изучаемой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Назначение метода проектов – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний.
Все мы знаем сказку «Алиса в стране чудес». А помните первый разговор между Алисой и Чеширским Котом?
Алиса: Будь добр, скажи, пожалуйста, по какой дороге можно отсюда выбраться?
Кот: Это зависит от того, куда ты хочешь попасть.
Алиса: Все равно куда, лишь бы куда-нибудь попасть.
Кот: Тогда все равно, по какой дороге идти, куда-нибудь да попадешь.
Так и я стояла на перепутье дорог. Но в отличии от Алисы я четко понимала, что хочу дать учащимся не готовые знания, а должна пробудить стремление к самообразованию, привить интерес к обучению, и таким образом готовить обществу современно образованных людей, способных самостоятельно добывать знания, быть мобильными, обладать развитым чувством ответственности за свою судьбу, иметь творческое мышление.
Передо мной встал вопрос решения противоречий между:
-имеющимися школьными программами и слишком быстро развивающимися компьютерными программами;
-между знаниями, полученными детьми, и умением применять их на практике;
-между естественным стремлением детей к активной, творческой деятельности и традиционными формами учебной деятельности.
Испробовав различные методы обучения, пройдя обучение в 2008 году по программе Intel «Обучение для будущего» я пришла к выводу, что метод проектного обучения является самым оптимальным для решения данных противоречий. Выбор также обусловлен и такими факторами, которые выгодно отличают его от других методов.
На основе вышеизложенного в своей работе я поставила следующую цель:
Формирование самостоятельности и творческой активности учащихся на уроках информатики и ИКТ посредством метода проектов.
В процессе обучения информатике использую групповые и индивидуальные проекты. Проектную деятельность учащихся в малых группах организую при закреплении материала по конкретной теме и при итоговом повторении.
Применяю в своей работе проекты различных видов: краткосрочные (1-6 часов), среднесрочные (9-12 часов), долгосрочные (четверть – полугодие). Длительность работы над проектом определяется наличием мотивации учащихся, их возрастом и сложностью проектной задачи.
В проектной деятельности учащихся выделяю следующие этапы:
Подготовка к работе над проектом, выбор темы
Сбор информации об аналогичных проектах
Разработка собственного плана решения проблемы
Разработка и отладка компьютерного проекта
Подготовка отчёта о проделанной работе.
Защита проекта
Рефлексия (анализ).
Опыт показывает, что при использовании метода проектов на уроках необходимо заранее всё тщательно обдумать; чётко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать учащимся, не предлагая при этом готовых решений. Желательно распланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать проектную форму обучения.
На мой взгляд, при планировании учебного материала не нужно впадать в крайность и думать, что все необходимые знания и навыки мы сумеем передать ученикам только в процессе проектной деятельности учеников. Необходимо использовать различные методы обучения и воспитания, в том числе и традиционные.
Работая над проектом, учащиеся самостоятельно и охотно приобретают из разных источников недостающие знания; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения и системное мышление. Таким образом, проектная деятельность развивает творческие способности учащихся и дает им возможность для самовыражения.
Наша жизнь не стоит на месте. В настоящее время, время информационных технологий, быстроменяющейся обстановки, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни, обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя комфортно в новой обстановке. Нужны люди, умеющие мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни. Для работы с одаренными детьми современный учитель должен владеть высоким уровнем специальных профессиональных, психолого-педагогических и личностных компетентностей (высокий уровень профессиональной подготовки, знания в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личности ребенка, методики корректировки деятельности и т.д.).
С улучшением материальной базы образовательных учреждений, применение персональных компьютеров, информационных ресурсов на уроках даёт учителю новые возможности в развитии творческих способностей учеников. Использование на уроках медиалекций, интерактивных карт, игр, моделей, видеофрагментов, графиков, тренажёров переводит образование на более высокую и качественную ступень и позволяет решить одну из немаловажных задач - развитие интеллектуальных способностей и одаренности подрастающего поколения. Развитие способностей школьников средствами творческих заданий – одно из эффективных средств повышения их интеллектуального развития. Это достигается на основе разработки и реализации системы творческих заданий, особенностью которой является организация исследовательской деятельности, ориентированной на познание. Безусловно, применение информационных технологий преобразует преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе, а главное развитие способностей каждого ребёнка.