Сила трения на пешеходном переходе

Тема: «Сила трения на пешеходном переходе!»
Автор проекта:
Спец Ирина Анатольевна – учитель физики
МБОУ «СОШ № 50» г. Слюдянка, Слюдянского района.
Данный проект предназначен для учащихся 7 – 11 классов.
Проект «Сила трения на пешеходном переходе!» достаточно актуален в наше время.
Человек издавна использует знания о природном явлении трения, полученные опытным путем. Начиная с XV-XVI веков, знания об этом явлении становятся научными: ставятся опыты по определению зависимостей силы трения от многих факторов, выясняются закономерности. Учащиеся, проведя серию экспериментов, получили доказательства зависимости силы трения от ряда причин. И убедились, что без силы трения жизнь человечества была бы невозможной.
Цель: Выяснить, какую роль играет сила трения в жизни человека. Через изучение предмета физики выйти на осознание учащимися важности соблюдения правил безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
выяснить природу явления трения;
провести эксперименты, подтверждающие закономерности и зависимости силы трения;
исследовать воздействие гололеда на скорость движения транспорта, тормозной путь в случае аварийной (при совершении ДТП) или экстренной ситуации (ребенок выбегает неожиданно на дорогу);
учитывать меры безопасности участников дорожного движения на основе знаний о воздействии силы трения при различных погодных условиях.
Практическая значимость эксперимента:
Развитие логического мышления и возможность максимального раскрытия творческого потенциала учащихся;
Формирование деятельности учащихся, позволяющей проявить себя индивидуально или в группе;
Самообучение учащихся в процессе деятельности.
Цели образовательные:
Расширить представления учащихся:
о силе трения
о роли силы трения в жизни человека
о правилах дорожного движения при гололеде
Цели Развивающие:
Продолжить формирования умения наблюдать, экспериментировать, систематизировать, обсуждать, обобщать полученные знания, сотрудничать;
Развивать у учащихся логическое мышление;
Развивать специфические умения и навыки проектирования учащихся, а именно научить:
проблематизации;
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии;
представлению результатов своей деятельности и хода работы;презентации в различных формах с использованием специального продукта проектирования (плаката, компьютерной презентации, моделей и т.д.);
поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии
изготовления продукта проектирования.
Цели воспитывающие:
Формировать у учащихся умение и навыки мировоззренческой ориентировки;
Развивать знания и умения в учебно – познавательной, информационной, социально – трудовой сферах;
Развивать духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост учеников.

Методы:
Частично поисковый;
Проблемный;
Информационно – исследовательский.
Формы:
Индивидуальная;
Парная;
Групповая.
План реализации проекта
Этапы проектной деятельности
Деятельность
учащихся
Деятельность педагога

Подготовка:
1 учебное занятие:
-определение и целей проекта
-подбор творческих групп
Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учащихся.

Планирование:
2 учебных занятий
-определение необходимой информации
-определение способа представления результатов (формы проекта)
-установление процедур и критериев оценки и результатов проекта.
- распределение задач (обязанностей) между членами групп.
Вырабатывают план действий.
Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.
Корректирует и наблюдает за работой учащихся.

Работа творческих групп:
8 учебных занятий
-выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.
-выбор оптимального варианта хода проекта
- поэтапное выполнение творческих заданий
Поэтапное выполнение задач проекта.
Консультирует учащихся во время выполнения самостоятельной работы и подготовки презентации по отчету о проделанной работе.


Презентация творческого проекта «Сила трения на пешеходном переходе»
Выступление.
Экспертиза.

Подведение итогов.
1 учебное занятие.
Самоанализ деятельности.
Экспертное заключение.
Поощрение участников проектной деятельности.

Ожидаемый результат:
Защита проекта в виде творческого отчета с использованием электронной презентации.
Подготовительный этап:
Выбрать возрастную категорию учащихся;
Сформулировать дидактические цели и методические проекта;
Определить с учащимися творческое название проекта;
Сформировать группы для проведения исследований;
Провести “мозговой штурм” для выбора темы самостоятельных исследований учащимися;
Обсудить с учащимися возможные источники информации и вопросы защиты авторских прав;
Помочь в организации обсуждения заданий каждого в группе;
Консультировать учащихся во время выполнения самостоятельной работы;
Консультировать учащихся во время подготовки презентации по отчету о проделанной работе;
Разработать для учащихся оценочные листы с критериями оценивания работы;
Оценить работу учащихся.
Практический этап
Все участники проекта разделены на группы:
1. Группа статистов
2. Группа теоретиков
3. Группа экспериментаторов
4. Группа исследователей
5. Группа историков
6. Группа пропагандистов
Каждая группа ознакомилась с целью, задачами и сроком выполнения своей работы.
Группа статистов
Цель: показать, какую роль играет явление трения или его отсутствие в нашей повседневной жизни
План работы:
Изучить маршруты учащихся школы, исследовать (начало, середина, конец недели):
какое количество детей переходит дорогу по знаку;
какое количество детей нарушает правила дорожного движения;
сколько единиц транспорта движется по данному маршруту;
сколько единиц транспорта нарушает правила дорожного движения.
Рассмотреть роль силы трения в технике и повседневной жизни:
исследовать пословицы, поговорки, сказки, в которых проявляется сила трения, покоя, качения, скольжения;
изучить, в каких случаях сила трение приносит пользу, а в каких – вред.
Составить отчет о проделанной работе.
Группа теоретиков
Цель: изучить природу сил трения, исследовать факторы, от которых зависит трение, рассмотреть виды трения.
План работы:
Опираясь на дополнительные источники, изучить природу сил трения;
Исследовать факторы, от которых зависит силу трения:
от нагрузки;
от площади соприкосновения трущихся поверхностей;
от трущихся материалов (при сухих поверхностях).
Подробно рассмотреть виды трения и их применение:
силу трения покоя;
силу трения качения;
силу трения скольжения.
Составить отчет о проделанной работе.
Группа историков
Цель: изучить интересные исторические факторы, связанные с открытием явления трения, изучить человеческий опыт в применении трения, способов борьбы с трением.
План работы:
Познакомиться и изучить открытия, сделанные:
великим итальянским ученым Леонардо да Винчи(1500 г);
французским ученым Амонтоном(1699 г);
членом Российской Академии Леонардом Эйлером (1748 г);
французским физиком Кулоном (1779 г);
швейцарским физиком Шарлем Гийомом (лауреатом Нобелевской премии)
Составить отчет в виде презентации в Microsoft Power Point
Группа экспериментаторов
Цель: в лабораторных условиях выяснить зависимость силы трения скольжения от факторов:
нагрузки;
площади соприкосновения трущихся поверхностей;
трущихся материалов (при сухих поверхностях).
План работы:
Используя лабораторное оборудование провести эксперименты;
Составить графики и таблицы по каждому этапу выполнения работы;
Сформулировать выводы;
Составить отчет о проделанной работе.
Группа исследователей
Цель: исследовать зависимость тормозного пути транспорта:
от вида и технического состояния транспорта;
от загруженности транспорта;
от скорости движения транспорта;
от состояния поверхности дорожного покрытия;
от погодных условий.
План работы:
Теоретически рассчитать максимально допустимую скорость транспортного средства перед пешеходным переходом, находящимся в переделах территории МОУ «СОШ № 11»;
Познакомиться с работой ДПС и на практике определить тормозной путь транспортного средства, совместно с сотрудниками ДПС Слюдянского района;
Составить отчет о проделанной работе.
Группа пропагандистов
Цель: распространение информации о правилах дорожного движения среди учащихся МБОУ «СОШ № 11» в виде:
рекламных буклетов;
листовок;
памяток.
План работы:
Повторить правила дорожного движения;
Составить информационные блоки о правилах дорожного движения;
Оформить блоки в виде буклетов в Microsoft Publisher;
Презентация и защита творческих отчетов учащихся.
Каждая группа проекта предоставляет готовый продукт в виде отчета, в который входят:
письменный отчет в Microsoft Worde;
презентации в Microsoft Power Point;
буклеты в Microsoft Publisher;
таблицы, графики.
Заключительный этап
Защита проекта в виде творческого отчета с использованием электронной презентации.
Для защиты проекта «Сила трения на пешеходном переходе» необходимо:
мультимедийный проектор, компьютер.
15