Вариативный курс Химические вещества в жизни человека

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальный орган управления образованием Управление образованием
городского округа Красноуфимск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа №7»

Принята Утверждаю
на педагогическом совете Директор МБОУ ОШ 7
МБОУ ОШ 7 _________Третьяков Ю.Е.
Протокол № 1 от 30.08.2016 Приказ № 134/1-ОД от 31.08.2016











РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Вариативный курс: Химические вещества в повседневной жизни человека
Класс (годы) 7 классы, 2016-2017 учебный год











Составитель: Одинцова И.Н.,
учитель химии,
первая квалификационная категория









ГО Красноуфимск
2016







Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования на основании программы элективных курсов для общеобразовательных школ по химии, 8 - 9 классы. Составитель Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006.



Программа пролонгирована на 20__-20__ г.
Протокол заседания научно-методического
совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ОШ №7
____________________Ю.Е.Третьяков
«_________»__________июня______20__г



Программа пролонгирована на 20__-20__ г.
Протокол заседания научно-методического
совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ОШ №7
____________________Ю.Е.Третьяков
«_________»__________июня______20__г



Программа пролонгирована на 20__-20__ г.
Протокол заседания научно-методического
совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ОШ №7
____________________Ю.Е.Третьяков
«_________»__________июня______20__г



Программа пролонгирована на 20__-20__ г.
Протокол заседания научно-методического
совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ОШ №7
____________________Ю.Е.Третьяков
«_________»__________июня______20__г



Программа пролонгирована на 20__-20__ г.
Протокол заседания научно-методического
совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ОШ №7
____________________Ю.Е.Третьяков
«_________»__________июня______20__г



























Пояснительная записка.
Рабочая программа вариативного курса по химии составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
2. Государственного образовательного стандарта основного общего образования (федеральный компонент) приказ Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями
3. Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). Программа элективных курсов для общеобразовательных школ по химии, 8 - 9 классы. Составитель Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006.
4. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011г., регистрационный № 19993)
6. Устава образовательного учреждения
7. Программы развития школы
8. Образовательной программы МБОУ ОШ 7, утвержденной приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.
9. Учебного плана МБОУ ОШ7 на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.
10.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04.2016г №459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253». Габриелян О. С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие - М.: Дрофа, 2006.
11. Календарный учебный график МБОУ ОШ 7на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.
Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала. С целью формирования основ химического мировоззрения детям предлагается вариативный курс «Химические вещества в повседневной жизни человека».
Содержание материала соответствует государственной программе для общеобразовательных учреждений. Предлагаемый курс своим содержанием может привлечь внимание учащихся, которым интересна химия.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека, что способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения. Темы курса дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Проектные работы, тематика которых приводится в программе, позволяет сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также





развивают их творческие способности. Динамику интереса к темам вариативного курса поможет проследить анкетирование на первом и последнем этапе изучения курса.

Цели курса:
- реализовать интерес учащихся к химии,
-создать базу для ориентации в мире современных профессий.


Задачи:
- сформировать специальные умения и навыки работы с веществами и оборудованием, необходимые в практической деятельности;
-развивать творческие способности;
- привить учащимся основы экологической грамотности.

Программа вариативного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека» предназначена для учащихся 7 классов и рассчитана на изучение химии с недельной нагрузкой 1 час, всего 16 часов.

Планируемый результат:
Изучив данный курс, школьники должны:
- знать о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни: поваренной соли, воде, посуде, спичках, бумаге, пластмассах, об экологических проблемах чистоты воды;
- знать области применения в быту кислот, солей, оснований, растворителей.
- уметь проводить эксперимент по очистке воды, соли, выращиванию кристаллов, соблюдая правила техники безопасности.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

Технологии, формы и методы работы, которые используются для реализации данной программы.
Использую в своей работе технологию развивающего личностно-ориентированного образования, здоровьесберегающих и информационных технологий и элементы технологии дифференцированного обучения. Выбор педагогических технологий основан на особенностях психофизического и социально развития ребенка в подростковом возрасте.
На ступени основного общего образования для подростка характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и внеучебной деятельности на базе тех знаний и умений, которые приобретены в начальной школе. В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации тех норм и требований, которые предъявляет окружающий мир. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, активно проявляется потребность в утверждении собственных представлений, мнений и оценок, регулирование отношений к нему разных людей.
Обучающимся на данной ступени характерно стремление строить общение в различных коллективах с учетом принятых норм взаимоотношений, рефлексией собственного поведения в них, умение оценивать свои личные возможности. Увеличивается потребность в самостоятельном определении своего поведения во всех сферах жизни. Создаются условия для выбора возможного будущего вида профессиональной деятельности, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентации в различных сферах труда и общественно полезной деятельности. Возрастает потребность в самоутверждении при интимно-личностном общении со сверстниками, особенно противоположного пола. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный, общественно-экономический и личностный опыт подростков.
Используя современные педагогические технологии, получаю возможность обучать учащихся в зоне их ближайшего развития.

Формы работы – индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
Провожу различные виды занятий: лекции, практикумы, экскурсии, уроки деловой игры.
Провожу различные типы занятий: изучения нового материала; применения знаний и умений; комбинированные занятия; обобщения и систематизации знаний.
В своей педагогической деятельности я использую информационные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, проектные и исследовательские методы обучения.

Виды и формы контроля.
Используется безотметочная система, но дети готовят сообщения, проекты, презентации.

Содержание курса

1. Введение.
Цели и задачи курса. Химия, её значение. Место химии среди других наук. Школьный химический кабинет. Правила техники безопасности при работе в кабинете. Знакомство с лабораторным оборудованием
2. Вода.
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Пресная вода и её запасы. Вода в организме человека. Экологические проблемы чистой воды. Получение дистиллированной воды. Устранение жёсткости воды.
3. Поваренная соль.
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение поваренной соли и её очистка. Использование хлорида натрия в химической промышленности. Очистка загрязнённой поваренной соли. Выращивание кристаллов.
4. Спички.
Пирофоры. История изобретения спичек. Спичечное производство в России.
5. Бумага.
От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Виды бумаги и их практическое использование.
6. Карандаши, акварельные краски и чернила.
Графит. Состав цветных карандашей. Химический состав и виды акварельных красок и чернил. Изготовление чернил.
7. Стекло.
Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла.

















Учебно-тематический план

Наименование разделов
Общее количество часов


Всего
Практических занятий
Теоретические занятия

1. Введение
3
1
2

2. Вода
3
1
2

3. Поваренная соль
3
1
2

4. Спички
2

2

5. Бумага
2

2

6. Карандаши, краски, чернила
2

2

7. Стекло
1

3


Итого

16

3

15





































Химические вещества в повседневной жизни человека



Тема
Количество часов
Дата
Требования к уровню подготовки учащихся

Виды деятельности.




план
факт
Знать, понимать
уметь, применять



1.


2.


3.
1. Введение
Цели и задачи курса. Химия, её значение. Место химии среди других наук.
Школьный химический кабинет. Правила техники безопасности при работе в кабинете.
Знакомство с лабораторным оборудованием.

3


Знать правила техники безопасности при работе в кабинете, лабораторное оборудование.
Уметь обращаться с лабораторной посудой и оборудованием.

Беседа.
Лекция.

Выбор тем проектных работ


Практическая работа.
Знакомство с лабораторным оборудованием.



4.


5.


6.


2. Вода.
Вода в масштабе планеты.
Круговорот воды. Пресная вода и её запасы.
Вода в организме человека.
Экологические проблемы чистой воды.
Получение дистиллированной воды.
Устранение жёсткости воды.

3


Знать особенности водной оболочки Земли, значение воды в жизни человека. Знать экологические проблемы чистой воды в регионе.
Уметь характеризовать роль воды в природе и в жизни человека, проводить очистку воды от примесей, использовать дополнительные источники информации.

Лекция.
Сообщения учащихся.

Сообщения учащихся


Практическая работа. Устранение жёсткости воды.



7.


8.




9.
3. Поваренная соль.
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных.
Солевой баланс в организме человека.
Получение поваренной соли и её очистка. Использование хлорида натрия в химической промышленности.


Очистка загрязнённой поваренной соли.
Выращивание кристаллов.
3


Знать получение и использование поваренной соли, её роль в организме.
Уметь готовить сообщения и выступать с ними, очищать соль от примесей и выращивать кристаллы.

Сообщения учащихся.


Тест.


Практическая работа Выращивание кристаллов.


10.
11.
4. Спички.
Пирофоры.
История изобретения спичек. Спичечное
производство в России.
2


Знать состав пирофоров, способ изготовления спичек.
Уметь обращаться с пирофорами, соблюдая правила техники безопасности.

Лекция.
Работа с CD.


12.


13.
5. Бумага.
От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты.
Виды бумаги и их практическое использование.

2


Знать состав, виды бумаги и их использование.
Уметь использовать дополнительные источники информации, выступать с сообщениями.

Семинар.
Тест.

Анкетирование. Сообщения учащихся.




14.
15.
6. Карандаши, акварельные
краски и чернила.
Графит. Состав цветных карандашей.
Химический состав и виды акварельных красок и чернил. Изготовление чернил.
2


Знать состав и виды грифелей, красок и чернил.
Уметь готовить сообщения и выступать с ними, получать чернила разной окраски.


Лекция.
Сообщения учащихся.
Лабораторная работа. Изготовление чернил



16.

7. Стекло.
Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла.

1


Знать состав, виды, способы получения и области применения стёкол.
Уметь готовить сообщения.

Лекция

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Инструменты:
1. Химическая посуда: пробирки, колбы, стаканы, стеклянные трубочки и палочки, пробки, зажимы, лопаточки, планшетки с ячейками
2. Спиртовки,
3. Ареометры
4. Термометры
5. Магниты
6. Химические трафареты
7. Аптечка
ТСО:
1. Ноутбук, проектор, колонки
2. Телевизор, видеомагнитофон, DVD – проигрыватель
3. Компьютер, сканер, принтер
Раздаточные материалы:
1. Химические реактивы и оборудование для проведения эксперимента.
2. Коллекции полезных ископаемых
Наглядные материалы:
1. Таблицы:
Серия учебных таблиц по химии
Строение вещества
Охрана природы
Лабораторное оборудование
Правила техники безопасности в кабинете химии
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
2. Электронные издания:
Химия 8 класс – 3 диска
Химия 8-11 кл. Виртуальная лаборатория.
Химия для всех. Самоучитель по решению задач.
Химия в школе. Атом и молекула.
Химия для гуманитариев. Элективный курс.
Химия. Базовый курс
Органическая химия
Мониторинг и качество образования
Химия и электрический ток
Галогены. Сера
Азот и фосфор
Углерод и кремний. Ч.1
13.Углерод и кремний. Ч.2
14. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
15. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.
3. Видеофильмы:
1. Химия вокруг нас
2. Школьный химический эксперимент. Органическая химия. Части 1, 2, 3.
3. Школьный химический эксперимент. Общие свойства металлов.
4. Химия элементов – неметаллов
5. Ломоносов. Менделеев.




Список литературы

Методическая литература
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980.
2. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии. М.: Просвещение, 1989.
3. Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 1999.
4. Девяткин В.В. Химия для любознательных. Ярославль: Академия развития, 2000.
5. Егоров А.С. и др. Химия внутри нас. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
6. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004
7. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.- М.: 5 за знания, 2006
8. Неделя экологии в школе/ авт.-сост. Г.А.Фадеева - Волгоград: Учитель, 2007
9. Оржековский П.А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической
химии. М.: АРКТИ, 1999.
10. Тыльдсепп А.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988.
11. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие/ О. С. Габриелян М.: Дрофа, 2006.
12. Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В. Ширшина.- Волгоград:
Учитель, 2007
13. Шипарева Г.А. Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное
обучение. – М.: Дрофа, 2006
14. Ширшина Н.В. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов.- Волгоград: Учитель, 2006
15. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. 10, 11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005
16. Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии - М.: Дрофа, 2007
17. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. М.: Просвещение, 1993.
18. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение,
1996.
19.Юдин А.М. Химия в нашем доме. М.: Химия, 1990.
20. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. М.: АСТ-ЛТД, 1997.
21. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. М.: АСТ-ЛТД, 1998.

Литература для учащихся
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980.
Арабаджи В.И. Загадки простой воды. М.: Знание, 1973.
Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Девяткин В.В. Химия для любознательных. Ярославль: Академия развития, 2000.
Егоров А.С. Химия внутри нас. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004
Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.- М.: 5 за знания, 2006
Курячая М.А. Химия созидающая, химия разрушающая. М.: Знание, 1990.
Курячая М.А. Химия в картинках. М.: Детская литература, 1992.
Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Смирнов Ю.И. СПб: ИКФ МиМ Экспресс, 1995.
Михеев А.В. Охрана природы. М.: Просвещение, 1990.
Неделя экологии в школе/ авт.-сост. Г. А. Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2007
Никулин Ф. Чудеса подлинные и мнимые. М.: Молодая гвардия, 1978.
Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978.
Тыльдсепп А.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988.
Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н. В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2007
Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии. М.: Дрофа, 2007.
Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. М.: Просвещение, 1993.
Штремплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение, 1996.
Юдин А.М. Химия в нашем доме. М.: Химия, 1990.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. М.: АСТ-ЛТД, 1997.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. М.: АСТ-ЛТД, 1998.















































Приложение

Темы проектных работ и сообщений учащихся

1. Чудесный мир бумаги.
2. История бумажных денег.
3. Много ли соли в солонках страны?
4. «Соляные бунты» в России.
5. Физиологический раствор в медицинской практике.
6. Имеет ли вода память?
7. Влажность воздуха и самочувствие человека.
8. Какая бывает вода?
9. Способы производства и отделки стекла.
10. Гончарный круг в истории человечества.
11. Анализ проб воды в различных районах города.
12. Очистные сооружения городского водоканала.
13. История спички.
14. Экологические проблемы р. Уфа.
15. Бумага – материальный носитель различных видов искусства.
16. Фарфоровые и фаянсовые изделия в моём доме (слайд - презентация)





15